logo
Мировоззрение

Глава 14, Что ждет человека в будущем

Итак, темой книги, которую вы держите в руках, являет­ся поиск человеком своего места в мире и смысла своего су­ществования. Мы начали с того, что рассмотрели его место во Вселенной. Нас интересовал вопрос: чужой ли он на пла­нете Земля, или она предназначена быть для него домом? И мы пришли к выводу, что у нас больше оснований считать, что верно последнее.

Затем мы обратились к вопросу о происхождении и раз­витии человека. И мы поняли, что нельзя не удивляться тому, насколько сложна "информация", заложенная в человечес­ком организме. Мы также убедились в том, насколько труд­но с научной точки зрения предположить, что такая инфор­мация возникла из некоего лишенного сознания источника, и насколько проще возвести ее происхождение к Разумно­му Началу.

Затем мы проанализировали врожденную языковую спо­собность человека, отличающую его даже от высших живот­ных. Эта способность лежит в основании мышления, науки и философии и обеспечивает возможность отношений с дру­гими людьми и общение между человеком и его Творцом. Мы показали, что не существует данных, которые бы свиде­тельствовали о том, что эта логическая способность могла возникнуть в результате эволюции.

Далее мы проанализировали свойственное человеку чув­ство собственного достоинства и ценность человека как та­кового, а также способность человеческого сознания выхо­дить за свои собственные пределы и за пределы материаль­ного мира посредством абстрактного мышления, пересекать границы Вселенной и постигать начало времени и конец све­та. И мы пришли к выводу о том, что трудно объяснить эти возможности сознания, считая человека не чем иным, как развитой формой материи.

Мы также рассмотрели свойственное человеку от рож­дения чувство свободы и осознание им своего превосходства над не обладающими сознанием силами природы, какими бы могущественными эти силы ни были. Мы проанализирова­ли, какие убеждения и верования необходимы человеку для того, чтобы он чувствовал себя свободным и не считал себя пленником материальной Вселенной.

После этого мы задались вопросами о природе присуще­го человеку от рождения чувства справедливости, добра и зла, об источнике этого чувства, а также о том, откуда воз­никла у человека идея, что этот мир должен быть справед­ливым, хотя часто он таковым не является. Затем мы отме­тили, что система нравственности оказывается искаженной и неэффективной, если не основывается на объективных нормах и критериях и человеку приходится быть самому себе божеством.

Затем мы размышляли о роли человека по отношению к окружающему его миру, о его поразительной и все возраста­ющей власти над природой. Но в то же время говорили о зло­употреблении человеком своей властью над природой и своими собратьями и об опасностях этого злоупотребления, связанных с тем, что возможности человека использовать природу в своих целях увеличиваются с каждым днем. Мы пришли к выводу, что в человеке заключена некая пороч­ность, и выясняли, в чем се причина. Вместе с тем мы убеди­лись, что эта порочность может быть преодолена и человек способен в конечном итоге исполнить то предназначение, во имя которого был создан.

В данной, последней, главе мы рассмотрим, что ждет че­ловека в будущем, и зададимся вопросом, каковы его надеж­ды на будущее.

При такой постановке вопроса важно не поддаться иску­шению и не ограничиться рассмотрением экономических и политических вопросов будущего и современности. Мы, ко­нечно, можем размышлять о том, как разные государства собираются решать проблемы, которые всегда терзали и про-

416

417

должают терзать человеческое общество. Мы можем рассуж­дать о том, какую форму примет тенденция к глобализации: сведется ли она к экономической глобализации, к которой стремятся крупные международные компании, или эта гло­бализация на коммерческой основе приведет к формирова­нию монетарного контроля на мировом уровне и далее — к формированию мирового правительства, идея которого из­давна приветствуется гуманистами и совсем недавно стала поддерживаться философами Нового Века (NewAge). И, наконец, мы могли бы задаться вопросом: если подобная ан­тропоцентрическая и финансово-экономическая система, построенная на принципах гуманизма и атеизма, действи­тельно когда-нибудь сформируется, то будет ли она способ­ствовать установлению мира и свободы или она станет на­вязывать мирное сосуществование путем жесткого тотали­тарного контроля на глобальном уровне?

Несмотря на то, что легко поддаться искушению и впасть в размышления на подобные исключительно интересные темы, имеет смысл сосредоточиться на куда более важном вопросе: каковы надежды на будущее каждого человека?

На что может надеяться каждый человек

Все мы стремимся работать во имя улучшения рода че­ловеческого и потому строим планы и думаем о будущем. Но при этом велик соблазн увлечься идеологическими схе­мами отдаленного утопического будущего всего человече­ства в целом и забыть о важности будущего наших совре­менников, людей, живущих здесь и сейчас, которые не до­живут до идеального будущего, если оно когда-то и наста­нет.

Когда мы говорим о будущем человечества, то имеет смысл остановиться и подумать, что подразумевается под словом "человечество" в этом контексте. Мы не имеем в виду все поколения человеческих существ, которые когда-либо жили или будут жить. Мы имеем в виду только те поколе­ния человеческих существ, которые будут жить в будущем. Мы все надеемся, что настанут времена, когда исполнится

лозунг Организации Объединенных Наций, когда народы "...перекуют... мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать..." (Мих. 4: 3). Но что же случится с людьми, кото­рые жили раньше и умерли, и с теми, которые появятся на свет и умрут до наступления этого прекрасного времени? Не­ужели у них никогда не будет достойного будущего? Неуже­ли они должны смириться с представлением о том, что они являются продуктом лишенных сознания генов, не имеющих иного намерения, кроме как использовать людей в качестве временных каналов для передачи своей генетической инфор­мации будущим поколениям? Или что они должны доволь­ствоваться ролью человеческих отходов, которые эволюция использует как строительные леса на пути к идеальному бу­дущему, чтобы затем их отбросить?

Некоторые люди утверждают, что к жизни следует отно­ситься как к вечному пиру. Каждое поколение приходит к пиршественному столу, чтобы насытиться сполна и тем са­мым потерять право возмущаться и жаловаться, если его любезно попросят удалиться и дать следующему поколению занять свое место за столом.

Но этот аргумент поверхностен, поскольку в каждом по­колении существуют миллионы людей, которым жизнь вов­се не кажется банкетом. Они знают, что жизнь могла бы быть прекрасной, но все сложилось совсем иначе, потому что, ска­жем, какой-нибудь диктатор во имя некоей "высшей цели" обрек их самих и их страну на горе, нищету, обездоленность и экономический крах, не говоря уже о каждодневных страда­ниях и жизненных разочарованиях отдельных людей. Они чувствуют себя обманутыми, травмированными, неудовлет­воренными и разочарованными и уходят из этой жизни с раз­битым сердцем и поникшим духом. Есть ли смысл говорить с ними о надеждах на улучшение жизни человечества в целом или даже об улучшении жизни следующего поколения?

Или предположим, что в силу закономерностей истори­ческого материализма в конце концов наступил экономичес-

418

кий рай: не превратится ли этот рай в силу законов диалек­тики в нечто другое? А что произойдет с поколениями, жизнь которых придется на этот рай? Умрут ли они, как умерли все предшествующие поколения людей?

Когда мы рассуждаем о том, что ждет человека в буду­щем, мы должны смотреть на вещи прямо и не избегать воп­роса, который волнует каждое поколение живших на этой земле людей: является ли смерть концом? Неужели судьба любого человека — это горстка праха? Неужели несмотря на превосходство разумного человека над неразумной приро­дой, последнее слово — за природой, которая обрекает лю­бого человека на бессознательное существование?

И как всегда, когда мы задаем подобные вопросы, ответы на них распадаются на две основные группы: ответы теис­тов и ответы атеистов1.

Приведем сначала некоторые типичные атеистические высказывания на обсуждаемую тему.

  1. "Гуманистический манифест-II'": "...личность в целом является функцией биологического организма, который взаимодействует с другими в социокультурном контек­сте. Не существует никаких надежных данных, свиде­тельствующих о том, что жизнь остается после того, как тело умирает"2.

  2. Бертран Рассел: "Никакой героизм, никакое вооду­шевление и напряжение мысли и чувств не могут сохра­нить человеческой жизни за порогом смерти"3.

  3. А. Дж. Айер: "Я считаю... достоверным фактом то, что существование человека заканчивается с его смертью" 4.

  4. Эрнст Нагель: "Человеческая судьба [является] эпизодом между двумя забвениями"5.

В "Гуманистическом манифесте-П" допускается "своего рода бессмертие". Оно видится его авторам исключительно в "продолжении нашей жизни в потомках и во влиянии нашей жизни на жизнь других представителей нашей культуры".

Подобное воззрение было распространено в античном языческом мире. Родители находили удовлетворение в том,

что продолжатся в детях. Императоры, цари, генералы-за­воеватели и крупные политики сооружали себе при жизни монументы, чтобы остаться в памяти потомков. Писатели утешали себя мыслью о том, что их литературные и фило­софские труды сохранят память о них лучше, чем сооруже­ния из мрамора и бронзы.

Все это достаточно ясно свидетельствует об инстинктив­ном стремлении человечества к бессмертию. Когда жизнь атеиста приходит к концу, он думает о том, что прожил ее не только для себя, но и для других людей, которые будут по­мнить о совершенном им благе. Но когда вам грозит исчез­новение с лица земли, мысль о том, что вас будут помнить, служит, видимо, слабым утешением.

Вместе с тем атеисты могут сказать о судьбе человека именно так. А перед лицом смерти это очень мало и очень плоско и более того, является выражением их мнения, а не доказанного факта.

Атеисты, конечно, утверждают, что не существует оче­видных доказательств жизни после смерти, и потому теис­тическое представление о жизни после смерти — это про­сто принятие желаемого за действительное. Может быть, и так. И вместе с тем мы не можем быть вполне уверенны­ми в том, что в атеистическом отрицании жизни после смер­ти не содержится элементов ее принятия, поскольку лю­бое целостное представление о жизни после смерти вклю­чает категоричное утверждение, что требования нравствен­ности и справедливости будут регулировать ее столь же сильно, сколь сильно они должны регулировать жизнь в этом мире.

Вопрос о нравственности не снимается со смертью чело­века. После смерти каждому человеку придется предстать перед судом, на котором каждый должен дать ответ перед Богом. И этот ответ будет иметь вечные последствия. Таким образом, возможно, что, по крайней мере, у некоторых атеи­стов есть основания принимать желаемое за действительное и думать, что это не так.

420

421

Древнеримский поэт Лукреций был ярым сторонником эпикурейской философии. И в своей пространной поэме он говорит о том, почему относится к этому философскому на­правлению с таким восторгом: эпикурейцы утверждают, что, согласно науке, людей ждет "конец мытарствам"6 и что они никогда не предстанут перед Последним Судом. Наверное, и сегодня есть люди, придерживающиеся подобной точки зрения.

Итак, мы рассмотрели типичные атеистические представ­ления о том, каков удел каждого человека. Теперь перехо­дим к теистическим и, в частности, христианским, взглядам на этот вопрос.

Надежда на воскресение, основанная на сущности Бога

Сначала обратимся к высказываниям по этому поводу Самого Христа:

"А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22: 31-32).

Здесь Христос кладет в основу уверенности в воскресе­нии сущность Бога и верность Его людям, которых Он со­здал. Создать людей, наделить их нравственным чувством и способностью к любви и верности, ввести их в мир без их согласия, а затем забыть о морали и моральном чувстве, ко­торыми сам же их и наделил, — это было бы подобно деяни­ям безответственного тирана.

Бог не таков. И, действительно, Его интерес к человеку и любовь к нему относятся не только к человечеству в целом, а к каждому индивиду в отдельности. Он не говорит: "Я Бог иудеев" или даже "Я Бог Авраама, Исаака и Иакова". Он го­ворит: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Он ду­мает о каждом мужчине, о каждой женщине, о каждом ре­бенке.

Более того, когда Он говорит о Себе (в данном отрывке Он обращается к Моисею (Исх. 3:15)), Он идентифицирует и характеризует Себя через Свои отношения с отдельными людьми: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Авра-

ам, Исаак и Иаков давно ушли из этого мира, а точнее, ушли уже до того времени, когда Бог говорил с Моисеем. Для это­го мира они уже не существуют, тогда как для Бога все еще существуют. Отношения, которые Бог строит с людьми, со­зданными по Его образу и подобию и искупленными по Его милости, подобно Ему Самому, вечны.

Таково первое существенное различие между атеистичес­кой и теистической точками зрения на будущее человека. Атеист считает, что является продуктом лишенных созна­ния сил, которые даже не подозревают о его существовании. Он не может надеяться, что в результате действия этих сил воспроизведется та случайная ситуация, которая привела к его рождению, и что когда он умрет, то эти силы воскресят его. Единственное, на что он может надеяться, — это на вы­живание как частицы человечества в целом.

Он не может рассчитывать на то, что любовь и предан­ность, испытываемые им по отношению к своей семье, дру­зьям и близким людям, хотя бы в какой-то мере разделяют­ся безличными силами, породившими человечество. Эти чувства всего лишь временны. Они не только лишают его надежды. Они бросают человека в бездну бесчувственного, неразумного мира, в котором протекает его короткое и вре­менное существование. Воскресение, вытекающее из справедливости Бога

"Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в вос­кресение осуждения" (Ин. 5: 28-29; см. также Мф. 12: 36,41, 42).

Здесь Христос утверждает, что наступит воскресение, которое должно будет восстановить справедливость. В этой жизни совершается бесконечное число несправедливых по­ступков. Невинные страдают, а обидчики выходят сухими из воды. Но эта жизнь — еще не конец всему, и она не может быть таковой, поскольку зло, творимое людьми, переживает их и влияет на многие последующие поколения, нанося им

422

423

ущерб. Совокупные последствия этого зла не могут быть оценены до конца времен. Но справедливость Бога означает воскресение и тем самым свидетельствует о том, что сотво­ренная Им Вселенная не является механизмом, лишенным нравственности, и в еще меньшей мере — нравственным ха­осом.

Воскресение, необходимое для достижения цели, зало­женной в создании человека

Цель, которую Бог преследовал, создавая человека, ни­когда не сводилась к тому, чтобы ограничить рамки его су­ществования нашей временной планетой. Человек был из­начально создан по образу и подобию Божьему. Эта идея проявилась уже на самом исходном уровне процесса творе­ния, но в дальнейшем она будет реализована на самом высо­ком из возможных уровней (Кол. 3:9-11; 2 Кор. 3:18). Жизнь на этой планете — это не что иное, как школа, которая долж­на развивать и готовить человека к тому времени, когда он будет полностью соответствовать образу Сына Божьего. Апостол Христа Павел сказал об этом следующее:

"Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; по­тому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наслед­ники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что ны­нешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь по­корилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от раб­ства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего <...> Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все

содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предоп­ределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопре­делил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одес­ную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от люб­ви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <...> Но все сие преодолева­ем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни бу­дущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:14-23; 28-35; 37-39). Воскресение самого Христа: начало восстановления мира

Сам Христос предсказал Свое собственное воскресение (Мф. 16: 21; Лк. 18: 31-33), и свидетельства о его состояв­шемся воскресении ясно показывают нам, что Он имел в виду под словом "воскресение"7.

Воскресение Христа не является версией широко распро­страненного ближневосточного мифа об умирающем и вос­кресающем боге. Это не миф о природе. Христос и Его апос­толы были евреями, которые родились в Iв. н. э. А евреи в течение многих веков сталкивались с религиозно-мифоло­гическими системами окружавших их народов и в конце кон­цов сознательно отвергли их все. Отсюда проистекает под­черкивание ими того факта, что когда Христос восстал из мертвых, то его гробница оказалась пустой. Физическое тело Христа-человека воскресло буквально. Оно не только вос­кресло, но и преобразилось. Тем самым было показано, как воскреснут те, кто находится с Ним в духовном единстве. Вот как говорится об этом в Новом Завете:

424

425

"Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более неже­ли пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иако­ву, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как (некоему) извергу" (1 Кор. 15: 1-8).

"Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскре­сение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он пре­даст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое началь­ство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царство­вать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. После­дний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все" (1 Кор. 15: 20-28).

"Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в ка­ком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не ожи­вет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело буду­щее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при вос­кресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, вос-

стает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и ду­ховное. Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею", а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковые и перстные; и каков небес­ный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при пос­ледней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетлен­ными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит об­лечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмер­тие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написан­ное: "поглощена смерть победою". "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Жало же смерти — грех; а сила гре­ха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои воз­любленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспе­вайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1 Кор. 15: 35-58).

Таким образом, здесь заключена надежда не только для отдельных человеческих существ, но и для самой природы. Человек и природа, конечно, были испорчены духовным бун­том человека против Его Творца. Но намерение Бога состо­ит не в том, чтобы сначала уничтожить природу и человече­ство вместе с ней, а затем начать творить что-то новое, со­вершенно отличное от них. Его намерение состоит в том, чтобы восстановить и преобразовать уже сотворенную при­роду и человека и тем самым привести их к великой славе и к более высокому положению, чем то, которое занимал пад­ший человек. Воскресение Человека Иисуса Христа не толь­ко задало образец этого конечного восстановления; оно по­ложило начало этому восстановлению.

426

427

Надежда в этой жизни

Часто говорят, что надежда на воскресение и на жизнь в грядущем мире снижает интерес к жизни в этом мире и не дает людям надежд в жизни здесь и сейчас. Легче всего отве­тить на этот вопрос так: для людей, которым сейчас уже ис­полнилось сорок лет, обещание, что благодаря некоей идео­логической системе установится экономический рай на зем­ле, тоже не может служить основой для надежды на лучшее будущее.

Однако серьезный ответ на это возражение будет заклю­чаться в том, что именно надежда на воскресение максималь­но наполняет смыслом нашу настоящую жизнь. Мы нужда­емся в таких элементарных вещах, как пища, одежда и жи­лище, но приобретение этих вещей не является главной це­лью в жизни. Без бензина машина не может ехать. Но глав­ное предназначение машины заключается не в том, чтобы ее бак был заполнен бензином.

Иисус Христос учил, что главная цель жизни — искать "Царства Божия и правды Его" (Мф. 6:31-34). То есть глав­ная цель в жизни здесь и сейчас — это развитие души, разви­тие характера человека, когда он стремится действовать и реагировать на события окружающего мира в соответствии с предписаниями Бога. Таким образом, верующему во Хри­ста никакие жизненные обстоятельства, как бы плохо они ни сложились, не могут помешать в преследовании главной цели в жизни: любить Бога, повиноваться Ему, стремиться быть угодным Ему и тем самым стать таким человеком, ко­торый в силу воскресения будет жить вечно. Таков христи­анский ответ на вопрос о предназначении человека и о смыс­ле его жизни.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В настоящее время на Западе целый ряд философских течений, которые образуют так называемое Движение Нового Века (NewAge), прибегая к помощи традиционного гуманизма, возродили стародавний пантеизм. На первый взгляд, он может показаться альтернативой теиз­му, с одной стороны, и атеизму - с другой. И в самом деле, многие люди,

428

ранее придерживавшиеся атеизма, убедившись в пустоте атеистического материализма, рассматривают пантеизм как привлекательную альтерна­тиву атеизму. Он позволяет им признавать разум, стоящий за Вселен­ной, и верить, что Вселенная и все населяющие ее люди преследуют ка­кую-то цель.

Однако пантеизм вряд ли можно считать альтернативой атеизму, по­скольку пантеистический бог не является Богом-личностью, с которым у человека могут быть установлены отношения любви, доверия и послу­шания. Это просто жизненная сила, подобная разумной форме энергии, которая не просто содержится во всем, но и является всем. Все является богом, каждое человеческое существо является богом. Если же вес есть бог, то тогда и зло является богом, как и добро. Вместе с тем между сто­ронниками философии Нового Века нет согласия друг с другом по мно­гим вопросам. Но если каждый представитель этой философии - бог, то это означает, что бог придерживается множества противоречащих друг другу мнений. Некоторые сторонники этой концепции признают, что в прежние времена они придерживались неверных идей и совершали не­верные поступки. Но если допустить, что пантеизм верен, то отсюда сле­дует, что уже в прежние времена любой из этих неправильно поступав­ших людей был богом, то есть бог придерживался неправильных пред­ставлений и совершал неправильные поступки. А когда они изменяли свои представления, то это, на самом деле, бог изменял их. Таким обра­зом, пантеизм вряд ли можно считать серьезной интеллектуальной, нрав­ственной или духовной альтернативой атеизму.

  1. The Humanist Manifesto II. Buffalo: Prometheus Books, 1973. P. 16.

  2. Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987. С. 16.

  3. Ayer A. J. The Humanist Outlook. L: Pcmberton, 1968. P. 107.

  4. Nagel E. Naturalism Reconsidered // Peterson H. (ed.) Essays in Philosophy. N. У., 1959. P. 486.

  5. Лукреций Кар. О природе вещей. М.-Л., 1946. Т. 1. Книга первая.

  6. О подлинности текстов Нового Завета и о свидетельствах исто­ричности Христа у ранних языческих авторов см.: BruceF. F. TheNewTestamentDocuments: ArcTheyReliable? Leicester: Inter-VarsityPress, 1996. О свидетельствах воскресения см. статью бывшего директора Ин­ститута правовых исследований (TheInstituteoftheAdvancedLegalStudies) Лондонского университета:TheEmptyTomb:WhatReallyHappened//AndersonJ. N.D.Christianity:TheWitnessofHistory.L.: Tyndale Press, 1969.P. 84 -108.

429

Список сокращений

Книги Ветхого Завета

Быт. Первая книга Моисеева. Бытие

Исх. Вторая книга Моисеева. Исход

Лев. Третья книга Моисеева. Левит

Притч. Книга Притчей Соломоновых

Дан. Книга пророка Даниила

Зах. Книга пророка Захарии

Ис. Книга пророка Исаии

Иер. Книга пророка Иеремии

Мих. Книга пророка Михея Книги Нового Завета Евангелия

Мф. от Матфея

Лк. от Луки

Ин. от Иоанна

Деян. Деяния святых Апостолов

Соборные послания

Иак. Послание Иакова

  1. Петр. Первое Послание Петра

  2. Петр. Второе Послание Петра

1 Ин. Первое Послание Иоанна Послания Апостола Павла

Рим. Послание к Римлянам

  1. Кор. Первое Послание к Коринфянам

  2. Кор. Второе Послание к Коринфянам Гал. Послание к Галатам

Еф. Послание к Ефесянам

Флп. Послание к Филиппийцам

Кол. Послание к Колоссянам

2 Фес. Второе Послание к Фессалоникийцам

  1. Тим. Первое Послание к Тимофею

  2. Тим. Второе Послание к Тимофею Тит. Послание к Титу

Евр. Послание к Евреям

Откр. Откровение Иоанна Богослова

Дэвид Гудинг, Джон Леннокс

Мировоззрение:

(Для чего мы живем и

каково наше место в мире)

ЛР № 065158 от 06.05.97. Подписано в печать 22.03.2000. Формат 60x84/16.

Бумага офсетная. Тираж 500 000 экз. Зак. 384. Издательство «ДИА-пресс»,

Ярославль, Подушкина роща, 11. тел./факс (0852) 23-31-72

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.

430