Глава 14, Что ждет человека в будущем
Итак, темой книги, которую вы держите в руках, является поиск человеком своего места в мире и смысла своего существования. Мы начали с того, что рассмотрели его место во Вселенной. Нас интересовал вопрос: чужой ли он на планете Земля, или она предназначена быть для него домом? И мы пришли к выводу, что у нас больше оснований считать, что верно последнее.
Затем мы обратились к вопросу о происхождении и развитии человека. И мы поняли, что нельзя не удивляться тому, насколько сложна "информация", заложенная в человеческом организме. Мы также убедились в том, насколько трудно с научной точки зрения предположить, что такая информация возникла из некоего лишенного сознания источника, и насколько проще возвести ее происхождение к Разумному Началу.
Затем мы проанализировали врожденную языковую способность человека, отличающую его даже от высших животных. Эта способность лежит в основании мышления, науки и философии и обеспечивает возможность отношений с другими людьми и общение между человеком и его Творцом. Мы показали, что не существует данных, которые бы свидетельствовали о том, что эта логическая способность могла возникнуть в результате эволюции.
Далее мы проанализировали свойственное человеку чувство собственного достоинства и ценность человека как такового, а также способность человеческого сознания выходить за свои собственные пределы и за пределы материального мира посредством абстрактного мышления, пересекать границы Вселенной и постигать начало времени и конец света. И мы пришли к выводу о том, что трудно объяснить эти возможности сознания, считая человека не чем иным, как развитой формой материи.
Мы также рассмотрели свойственное человеку от рождения чувство свободы и осознание им своего превосходства над не обладающими сознанием силами природы, какими бы могущественными эти силы ни были. Мы проанализировали, какие убеждения и верования необходимы человеку для того, чтобы он чувствовал себя свободным и не считал себя пленником материальной Вселенной.
После этого мы задались вопросами о природе присущего человеку от рождения чувства справедливости, добра и зла, об источнике этого чувства, а также о том, откуда возникла у человека идея, что этот мир должен быть справедливым, хотя часто он таковым не является. Затем мы отметили, что система нравственности оказывается искаженной и неэффективной, если не основывается на объективных нормах и критериях и человеку приходится быть самому себе божеством.
Затем мы размышляли о роли человека по отношению к окружающему его миру, о его поразительной и все возрастающей власти над природой. Но в то же время говорили о злоупотреблении человеком своей властью над природой и своими собратьями и об опасностях этого злоупотребления, связанных с тем, что возможности человека использовать природу в своих целях увеличиваются с каждым днем. Мы пришли к выводу, что в человеке заключена некая порочность, и выясняли, в чем се причина. Вместе с тем мы убедились, что эта порочность может быть преодолена и человек способен в конечном итоге исполнить то предназначение, во имя которого был создан.
В данной, последней, главе мы рассмотрим, что ждет человека в будущем, и зададимся вопросом, каковы его надежды на будущее.
При такой постановке вопроса важно не поддаться искушению и не ограничиться рассмотрением экономических и политических вопросов будущего и современности. Мы, конечно, можем размышлять о том, как разные государства собираются решать проблемы, которые всегда терзали и про-
416
417
должают терзать человеческое общество. Мы можем рассуждать о том, какую форму примет тенденция к глобализации: сведется ли она к экономической глобализации, к которой стремятся крупные международные компании, или эта глобализация на коммерческой основе приведет к формированию монетарного контроля на мировом уровне и далее — к формированию мирового правительства, идея которого издавна приветствуется гуманистами и совсем недавно стала поддерживаться философами Нового Века (NewAge). И, наконец, мы могли бы задаться вопросом: если подобная антропоцентрическая и финансово-экономическая система, построенная на принципах гуманизма и атеизма, действительно когда-нибудь сформируется, то будет ли она способствовать установлению мира и свободы или она станет навязывать мирное сосуществование путем жесткого тоталитарного контроля на глобальном уровне?
Несмотря на то, что легко поддаться искушению и впасть в размышления на подобные исключительно интересные темы, имеет смысл сосредоточиться на куда более важном вопросе: каковы надежды на будущее каждого человека?
На что может надеяться каждый человек
Все мы стремимся работать во имя улучшения рода человеческого и потому строим планы и думаем о будущем. Но при этом велик соблазн увлечься идеологическими схемами отдаленного утопического будущего всего человечества в целом и забыть о важности будущего наших современников, людей, живущих здесь и сейчас, которые не доживут до идеального будущего, если оно когда-то и настанет.
Когда мы говорим о будущем человечества, то имеет смысл остановиться и подумать, что подразумевается под словом "человечество" в этом контексте. Мы не имеем в виду все поколения человеческих существ, которые когда-либо жили или будут жить. Мы имеем в виду только те поколения человеческих существ, которые будут жить в будущем. Мы все надеемся, что настанут времена, когда исполнится
лозунг Организации Объединенных Наций, когда народы "...перекуют... мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать..." (Мих. 4: 3). Но что же случится с людьми, которые жили раньше и умерли, и с теми, которые появятся на свет и умрут до наступления этого прекрасного времени? Неужели у них никогда не будет достойного будущего? Неужели они должны смириться с представлением о том, что они являются продуктом лишенных сознания генов, не имеющих иного намерения, кроме как использовать людей в качестве временных каналов для передачи своей генетической информации будущим поколениям? Или что они должны довольствоваться ролью человеческих отходов, которые эволюция использует как строительные леса на пути к идеальному будущему, чтобы затем их отбросить?
Некоторые люди утверждают, что к жизни следует относиться как к вечному пиру. Каждое поколение приходит к пиршественному столу, чтобы насытиться сполна и тем самым потерять право возмущаться и жаловаться, если его любезно попросят удалиться и дать следующему поколению занять свое место за столом.
Но этот аргумент поверхностен, поскольку в каждом поколении существуют миллионы людей, которым жизнь вовсе не кажется банкетом. Они знают, что жизнь могла бы быть прекрасной, но все сложилось совсем иначе, потому что, скажем, какой-нибудь диктатор во имя некоей "высшей цели" обрек их самих и их страну на горе, нищету, обездоленность и экономический крах, не говоря уже о каждодневных страданиях и жизненных разочарованиях отдельных людей. Они чувствуют себя обманутыми, травмированными, неудовлетворенными и разочарованными и уходят из этой жизни с разбитым сердцем и поникшим духом. Есть ли смысл говорить с ними о надеждах на улучшение жизни человечества в целом или даже об улучшении жизни следующего поколения?
Или предположим, что в силу закономерностей исторического материализма в конце концов наступил экономичес-
418
кий рай: не превратится ли этот рай в силу законов диалектики в нечто другое? А что произойдет с поколениями, жизнь которых придется на этот рай? Умрут ли они, как умерли все предшествующие поколения людей?
Когда мы рассуждаем о том, что ждет человека в будущем, мы должны смотреть на вещи прямо и не избегать вопроса, который волнует каждое поколение живших на этой земле людей: является ли смерть концом? Неужели судьба любого человека — это горстка праха? Неужели несмотря на превосходство разумного человека над неразумной природой, последнее слово — за природой, которая обрекает любого человека на бессознательное существование?
И как всегда, когда мы задаем подобные вопросы, ответы на них распадаются на две основные группы: ответы теистов и ответы атеистов1.
Приведем сначала некоторые типичные атеистические высказывания на обсуждаемую тему.
"Гуманистический манифест-II'": "...личность в целом является функцией биологического организма, который взаимодействует с другими в социокультурном контексте. Не существует никаких надежных данных, свидетельствующих о том, что жизнь остается после того, как тело умирает"2.
Бертран Рассел: "Никакой героизм, никакое воодушевление и напряжение мысли и чувств не могут сохранить человеческой жизни за порогом смерти"3.
А. Дж. Айер: "Я считаю... достоверным фактом то, что существование человека заканчивается с его смертью" 4.
Эрнст Нагель: "Человеческая судьба [является] эпизодом между двумя забвениями"5.
В "Гуманистическом манифесте-П" допускается "своего рода бессмертие". Оно видится его авторам исключительно в "продолжении нашей жизни в потомках и во влиянии нашей жизни на жизнь других представителей нашей культуры".
Подобное воззрение было распространено в античном языческом мире. Родители находили удовлетворение в том,
что продолжатся в детях. Императоры, цари, генералы-завоеватели и крупные политики сооружали себе при жизни монументы, чтобы остаться в памяти потомков. Писатели утешали себя мыслью о том, что их литературные и философские труды сохранят память о них лучше, чем сооружения из мрамора и бронзы.
Все это достаточно ясно свидетельствует об инстинктивном стремлении человечества к бессмертию. Когда жизнь атеиста приходит к концу, он думает о том, что прожил ее не только для себя, но и для других людей, которые будут помнить о совершенном им благе. Но когда вам грозит исчезновение с лица земли, мысль о том, что вас будут помнить, служит, видимо, слабым утешением.
Вместе с тем атеисты могут сказать о судьбе человека именно так. А перед лицом смерти это очень мало и очень плоско и более того, является выражением их мнения, а не доказанного факта.
Атеисты, конечно, утверждают, что не существует очевидных доказательств жизни после смерти, и потому теистическое представление о жизни после смерти — это просто принятие желаемого за действительное. Может быть, и так. И вместе с тем мы не можем быть вполне уверенными в том, что в атеистическом отрицании жизни после смерти не содержится элементов ее принятия, поскольку любое целостное представление о жизни после смерти включает категоричное утверждение, что требования нравственности и справедливости будут регулировать ее столь же сильно, сколь сильно они должны регулировать жизнь в этом мире.
Вопрос о нравственности не снимается со смертью человека. После смерти каждому человеку придется предстать перед судом, на котором каждый должен дать ответ перед Богом. И этот ответ будет иметь вечные последствия. Таким образом, возможно, что, по крайней мере, у некоторых атеистов есть основания принимать желаемое за действительное и думать, что это не так.
420
421
Древнеримский поэт Лукреций был ярым сторонником эпикурейской философии. И в своей пространной поэме он говорит о том, почему относится к этому философскому направлению с таким восторгом: эпикурейцы утверждают, что, согласно науке, людей ждет "конец мытарствам"6 и что они никогда не предстанут перед Последним Судом. Наверное, и сегодня есть люди, придерживающиеся подобной точки зрения.
Итак, мы рассмотрели типичные атеистические представления о том, каков удел каждого человека. Теперь переходим к теистическим и, в частности, христианским, взглядам на этот вопрос.
Надежда на воскресение, основанная на сущности Бога
Сначала обратимся к высказываниям по этому поводу Самого Христа:
"А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф. 22: 31-32).
Здесь Христос кладет в основу уверенности в воскресении сущность Бога и верность Его людям, которых Он создал. Создать людей, наделить их нравственным чувством и способностью к любви и верности, ввести их в мир без их согласия, а затем забыть о морали и моральном чувстве, которыми сам же их и наделил, — это было бы подобно деяниям безответственного тирана.
Бог не таков. И, действительно, Его интерес к человеку и любовь к нему относятся не только к человечеству в целом, а к каждому индивиду в отдельности. Он не говорит: "Я Бог иудеев" или даже "Я Бог Авраама, Исаака и Иакова". Он говорит: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Он думает о каждом мужчине, о каждой женщине, о каждом ребенке.
Более того, когда Он говорит о Себе (в данном отрывке Он обращается к Моисею (Исх. 3:15)), Он идентифицирует и характеризует Себя через Свои отношения с отдельными людьми: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова". Авра-
ам, Исаак и Иаков давно ушли из этого мира, а точнее, ушли уже до того времени, когда Бог говорил с Моисеем. Для этого мира они уже не существуют, тогда как для Бога все еще существуют. Отношения, которые Бог строит с людьми, созданными по Его образу и подобию и искупленными по Его милости, подобно Ему Самому, вечны.
Таково первое существенное различие между атеистической и теистической точками зрения на будущее человека. Атеист считает, что является продуктом лишенных сознания сил, которые даже не подозревают о его существовании. Он не может надеяться, что в результате действия этих сил воспроизведется та случайная ситуация, которая привела к его рождению, и что когда он умрет, то эти силы воскресят его. Единственное, на что он может надеяться, — это на выживание как частицы человечества в целом.
Он не может рассчитывать на то, что любовь и преданность, испытываемые им по отношению к своей семье, друзьям и близким людям, хотя бы в какой-то мере разделяются безличными силами, породившими человечество. Эти чувства всего лишь временны. Они не только лишают его надежды. Они бросают человека в бездну бесчувственного, неразумного мира, в котором протекает его короткое и временное существование. Воскресение, вытекающее из справедливости Бога
"Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5: 28-29; см. также Мф. 12: 36,41, 42).
Здесь Христос утверждает, что наступит воскресение, которое должно будет восстановить справедливость. В этой жизни совершается бесконечное число несправедливых поступков. Невинные страдают, а обидчики выходят сухими из воды. Но эта жизнь — еще не конец всему, и она не может быть таковой, поскольку зло, творимое людьми, переживает их и влияет на многие последующие поколения, нанося им
422
423
ущерб. Совокупные последствия этого зла не могут быть оценены до конца времен. Но справедливость Бога означает воскресение и тем самым свидетельствует о том, что сотворенная Им Вселенная не является механизмом, лишенным нравственности, и в еще меньшей мере — нравственным хаосом.
Воскресение, необходимое для достижения цели, заложенной в создании человека
Цель, которую Бог преследовал, создавая человека, никогда не сводилась к тому, чтобы ограничить рамки его существования нашей временной планетой. Человек был изначально создан по образу и подобию Божьему. Эта идея проявилась уже на самом исходном уровне процесса творения, но в дальнейшем она будет реализована на самом высоком из возможных уровней (Кол. 3:9-11; 2 Кор. 3:18). Жизнь на этой планете — это не что иное, как школа, которая должна развивать и готовить человека к тому времени, когда он будет полностью соответствовать образу Сына Божьего. Апостол Христа Павел сказал об этом следующее:
"Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, — потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего (ее), — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего <...> Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все
содействует ко благу; ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями; а кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <...> Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:14-23; 28-35; 37-39). Воскресение самого Христа: начало восстановления мира
Сам Христос предсказал Свое собственное воскресение (Мф. 16: 21; Лк. 18: 31-33), и свидетельства о его состоявшемся воскресении ясно показывают нам, что Он имел в виду под словом "воскресение"7.
Воскресение Христа не является версией широко распространенного ближневосточного мифа об умирающем и воскресающем боге. Это не миф о природе. Христос и Его апостолы были евреями, которые родились в Iв. н. э. А евреи в течение многих веков сталкивались с религиозно-мифологическими системами окружавших их народов и в конце концов сознательно отвергли их все. Отсюда проистекает подчеркивание ими того факта, что когда Христос восстал из мертвых, то его гробница оказалась пустой. Физическое тело Христа-человека воскресло буквально. Оно не только воскресло, но и преобразилось. Тем самым было показано, как воскреснут те, кто находится с Ним в духовном единстве. Вот как говорится об этом в Новом Завете:
424
425
"Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как (некоему) извергу" (1 Кор. 15: 1-8).
"Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все" (1 Кор. 15: 20-28).
"Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, вос-
стает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею", а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковые и перстные; и каков небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: "поглощена смерть победою". "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом" (1 Кор. 15: 35-58).
Таким образом, здесь заключена надежда не только для отдельных человеческих существ, но и для самой природы. Человек и природа, конечно, были испорчены духовным бунтом человека против Его Творца. Но намерение Бога состоит не в том, чтобы сначала уничтожить природу и человечество вместе с ней, а затем начать творить что-то новое, совершенно отличное от них. Его намерение состоит в том, чтобы восстановить и преобразовать уже сотворенную природу и человека и тем самым привести их к великой славе и к более высокому положению, чем то, которое занимал падший человек. Воскресение Человека Иисуса Христа не только задало образец этого конечного восстановления; оно положило начало этому восстановлению.
426
427
Надежда в этой жизни
Часто говорят, что надежда на воскресение и на жизнь в грядущем мире снижает интерес к жизни в этом мире и не дает людям надежд в жизни здесь и сейчас. Легче всего ответить на этот вопрос так: для людей, которым сейчас уже исполнилось сорок лет, обещание, что благодаря некоей идеологической системе установится экономический рай на земле, тоже не может служить основой для надежды на лучшее будущее.
Однако серьезный ответ на это возражение будет заключаться в том, что именно надежда на воскресение максимально наполняет смыслом нашу настоящую жизнь. Мы нуждаемся в таких элементарных вещах, как пища, одежда и жилище, но приобретение этих вещей не является главной целью в жизни. Без бензина машина не может ехать. Но главное предназначение машины заключается не в том, чтобы ее бак был заполнен бензином.
Иисус Христос учил, что главная цель жизни — искать "Царства Божия и правды Его" (Мф. 6:31-34). То есть главная цель в жизни здесь и сейчас — это развитие души, развитие характера человека, когда он стремится действовать и реагировать на события окружающего мира в соответствии с предписаниями Бога. Таким образом, верующему во Христа никакие жизненные обстоятельства, как бы плохо они ни сложились, не могут помешать в преследовании главной цели в жизни: любить Бога, повиноваться Ему, стремиться быть угодным Ему и тем самым стать таким человеком, который в силу воскресения будет жить вечно. Таков христианский ответ на вопрос о предназначении человека и о смысле его жизни.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. В настоящее время на Западе целый ряд философских течений, которые образуют так называемое Движение Нового Века (NewAge), прибегая к помощи традиционного гуманизма, возродили стародавний пантеизм. На первый взгляд, он может показаться альтернативой теизму, с одной стороны, и атеизму - с другой. И в самом деле, многие люди,
428
ранее придерживавшиеся атеизма, убедившись в пустоте атеистического материализма, рассматривают пантеизм как привлекательную альтернативу атеизму. Он позволяет им признавать разум, стоящий за Вселенной, и верить, что Вселенная и все населяющие ее люди преследуют какую-то цель.
Однако пантеизм вряд ли можно считать альтернативой атеизму, поскольку пантеистический бог не является Богом-личностью, с которым у человека могут быть установлены отношения любви, доверия и послушания. Это просто жизненная сила, подобная разумной форме энергии, которая не просто содержится во всем, но и является всем. Все является богом, каждое человеческое существо является богом. Если же вес есть бог, то тогда и зло является богом, как и добро. Вместе с тем между сторонниками философии Нового Века нет согласия друг с другом по многим вопросам. Но если каждый представитель этой философии - бог, то это означает, что бог придерживается множества противоречащих друг другу мнений. Некоторые сторонники этой концепции признают, что в прежние времена они придерживались неверных идей и совершали неверные поступки. Но если допустить, что пантеизм верен, то отсюда следует, что уже в прежние времена любой из этих неправильно поступавших людей был богом, то есть бог придерживался неправильных представлений и совершал неправильные поступки. А когда они изменяли свои представления, то это, на самом деле, бог изменял их. Таким образом, пантеизм вряд ли можно считать серьезной интеллектуальной, нравственной или духовной альтернативой атеизму.
The Humanist Manifesto II. Buffalo: Prometheus Books, 1973. P. 16.
Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987. С. 16.
Ayer A. J. The Humanist Outlook. L: Pcmberton, 1968. P. 107.
Nagel E. Naturalism Reconsidered // Peterson H. (ed.) Essays in Philosophy. N. У., 1959. P. 486.
Лукреций Кар. О природе вещей. М.-Л., 1946. Т. 1. Книга первая.
О подлинности текстов Нового Завета и о свидетельствах историчности Христа у ранних языческих авторов см.: BruceF. F. TheNewTestamentDocuments: ArcTheyReliable? Leicester: Inter-VarsityPress, 1996. О свидетельствах воскресения см. статью бывшего директора Института правовых исследований (TheInstituteoftheAdvancedLegalStudies) Лондонского университета:TheEmptyTomb:WhatReallyHappened//AndersonJ. N.D.Christianity:TheWitnessofHistory.L.: Tyndale Press, 1969.P. 84 -108.
429
Список сокращений
Книги Ветхого Завета
Быт. Первая книга Моисеева. Бытие
Исх. Вторая книга Моисеева. Исход
Лев. Третья книга Моисеева. Левит
Притч. Книга Притчей Соломоновых
Дан. Книга пророка Даниила
Зах. Книга пророка Захарии
Ис. Книга пророка Исаии
Иер. Книга пророка Иеремии
Мих. Книга пророка Михея Книги Нового Завета Евангелия
Мф. от Матфея
Лк. от Луки
Ин. от Иоанна
Деян. Деяния святых Апостолов
Соборные послания
Иак. Послание Иакова
Петр. Первое Послание Петра
Петр. Второе Послание Петра
1 Ин. Первое Послание Иоанна Послания Апостола Павла
Рим. Послание к Римлянам
Кор. Первое Послание к Коринфянам
Кор. Второе Послание к Коринфянам Гал. Послание к Галатам
Еф. Послание к Ефесянам
Флп. Послание к Филиппийцам
Кол. Послание к Колоссянам
2 Фес. Второе Послание к Фессалоникийцам
Тим. Первое Послание к Тимофею
Тим. Второе Послание к Тимофею Тит. Послание к Титу
Евр. Послание к Евреям
Откр. Откровение Иоанна Богослова
Дэвид Гудинг, Джон Леннокс
Мировоззрение:
(Для чего мы живем и
каково наше место в мире)
ЛР № 065158 от 06.05.97. Подписано в печать 22.03.2000. Формат 60x84/16.
Бумага офсетная. Тираж 500 000 экз. Зак. 384. Издательство «ДИА-пресс»,
Ярославль, Подушкина роща, 11. тел./факс (0852) 23-31-72
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.
430
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем