2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
Психолог-гуманист, профессор Карл Роджерс10 говорит:
"Что касается меня, то хотя я очень хорошо представляю себе деструктивность и жестокость поведения человека в сегодняшнем мире, начиная с угрозы войны и кончая жесто-
400
401
ким насилием на улице, я не считаю, что это зло присуще человеку как таковому"11.
"Я считаю, что представители человека как вида, как и представители других видов, являются по своей природе созидателями, но они подвергаются дурному воздействию со стороны окружения"12.
Таким образом, если люди, по своей сущности, добры, то в чем же, согласно данной теории, заключается причина их испорченности? Ответ гласит: в обществе.
Согласно гуманисту-психологу Абрахаму Маслоу, "больных людей порождает больная культура; здоровых людей может породить здоровая культура"13.
А говоря о благородных побуждениях и инстинктах, заложенных в людях, Маслоу утверждает, что "они легко облекаются в формы данной культуры — вы никогда не найдете их в чистом виде. Люди в рамках данной культуры могут глубоко в себе нести универсальную константу справедливости. В рамках дурной культуры она легко может быть превращена в инструмент зла"14.
Конечно, в этом есть доля истины. Когда недобросовестные демагоги подогревают националистические чувства, обычные люди, которые при других обстоятельствах проявляют доброту, могут под давлением общественного мнения потворствовать ужасным преступлениям на националистической почве или даже сами участвовать в них.
Роджерс добавляет: "...Опыт убеждает меня в том, что именно культурные влияния выступают основным фактором наших злодеяний"15.
В качестве примера подобного поведения, спровоцированного обстоятельствами, можно привести следующие ситуации. • Эксплуатация пролетариата буржуазией
Согласно марксизму, отчуждение человека от средств производства и плодов своего труда является причиной его отчуждения от самого себя. Преодоление этого искажения человеческой природы лежит на пути уничтожения капита-
лизма и замены его лучшим обществом, которое поможет сформировать достойного человека. • Психический урон, наносимый детям и молодежи
Лоренс К. Франк говорит: "Становится все яснее, что "зло" в человеке — это следствие того, что дети и молодежь, сталкиваясь с угрозами, унижениями и отчуждением, стремятся защитить и поддержать себя с помощью искаженных моделей веры, переживания и действия. Эти искажения личности являются, подобно болезни, усилиями организма-личности сохранить себя перед лицом враждебной окружающей среды, усилиями, которые могут быть саморазрушающими и антисоциальными"16.
В этих объяснениях причины искажений личности человека и его поведения есть большая доля истины. Ответственность за эти искажения можно зачастую возложить на общество, иногда даже на родителей, родных братьев и сестер, строгих учителей. И тогда способ преодоления этой порочной ситуации заключается в изменении общества.
Но хотя в этом диагнозе большая доля истины и сторонники данного подхода предлагают свои способы изменения ситуации, весьма сомнительно, что как диагноз болезни, так и способ ее лечения являются вполне адекватными.
Начнем с того, что если причина плохого поведения индивида заключена в обществе, то мы должны прежде всего спросить, как это общество стало плохим. Понятно, что толпа в пятьсот человек обладает динамикой поведения, которой не обладает каждый из составляющих ее людей по отдельности. Но если бы толпа состояла исключительно из хороших людей, то, наверное, ее поведение не подчинялось бы негативной динамике.
Психолог-гуманист Ролло Мэй сам указывает на эту проблему: "...вы говорите, что, по-вашему, именно культура является самым главным фактором вашей порочной жизни. Это превращает культуру во врага. Но кто же формирует культуру, как не вы и я?"17
402
403
Марксистский диагноз и предлагаемый его сторонниками способ преодоления социальных болезней также вызывает массу вопросов.
Вопрос первый. Если допустить, что угнетение пролетариата буржуазией — зло, то каким образом буржуазия когда-то стала этим злом?
Вопрос второй. Согласно предсказаниям марксистов, когда частная собственность будет упразднена, то уже не будет необходимости в заповеди "Не укради", поскольку все будут владеть всем и ни у кого не будет соблазна воровать. Однако можно ли сказать, что при социализме не было злоупотреблений, связанных с общественной собственностью?
Вопрос третий. За возросшим благосостоянием некогда угнетенного пролетариата во многих странах последовали, как это часто бывает, рост безнравственности, числа распавшихся семей, неполных семей и масса других сопутствующих социальных болезней. Таким образом, доказывает ли опыт, что контроль над средствами производства со стороны некоторой социальной группы необходимо влечет за собой нравственную чистоту?
Встав на эволюционную точку зрения, мы тоже сталкиваемся с проблемами, если возложим ответственность за дурное поведение индивида на общество. Согласно этой точке зрения, человек по своему происхождению является не чем иным, как материей, лишенкой замысла или цели, движимой своими собственными внутренними силами, эволюция которой завершилась появлением человечества. Это представление, как мы говорили выше, привело социобиологов к предположению о том, что этика поведения человека должна основываться на биохимических процессах, протекающих в его генах. Однако многие эволюционисты, как мы уже убедились, утверждали, что невозможно видеть основу нравственного поведения человека только в биологических системах. Это не только не является возможным, но в этом нет и никакой необходимости, поскольку в какой-то момент своей эволюции у человека появляется язык, благодаря кото-
рому складывается мир социального взаимодействия, а социальное взаимодействие, в свою очередь, порождает и затем контролирует моральное чувство человека. Психолог-марксист Джозеф Нэйем говорит по этому поводу следующее: "Решающую роль в формировании наших мыслей, чувств и поведения играют общество и общественные отношения. Как говорил Маркс, сущность человека — это "совокупность общественных отношений". Человеческие существа отличаются от животных характером своего труда, способами общения и объединения в социальные группы, характером усвоения и использования языка, а также приобщением к идеям, ценностям, нравственности и типам поведения в обществе"18.
Но если признать, что человек сам по себе добр, а буржуазное общество (согласно марксизму) или общество как таковое (согласно гуманизму) развращает его, искажает его благую сущность, то тогда эволюционный подход не имеет смысла. Трудности постановки правильного диагноза
По мнению психолога-гуманиста Ролло Мэйя, "мы очень многое знаем о химических процессах в теле человека и о том, как предотвратить физические болезни; но мало знаем, почему люди испытывают ненависть, почему они не могут любить, почему страдают от чувства тревоги и вины и уничтожают друг друга. Живя в зловещей тени водородной бомбы, мы ясно осознаём, что в сугубо научном изучении природы и человека могут таиться страшные опасности"19.
Об этом же говорит Карл Роджерс: "Очень печально, что мы допустили сужение интересов психологической науки до наблюдаемого поведения, звуков, значков, нанесенных на бумагу и т. п. В своей попытке следовать идеалам научности психология шла по пути, проложенному физикой Ньютона"20.
Это действительно так. Ученые, располагая сложнейшими приборами и инструментами, могут измерить электрохимическую активность головного мозга. Но если верить
404
405
дуалистам и Библии, утверждающим, что смысл, моральные принципы и ценностные предпочтения принадлежат нематериальному разуму и духу человека, то могут ли ученые рассчитывать на то, что они их измерят?
Однако утверждение о том, что в человеке наличествует нематериальное начало, приносит атеистам беспокойство, поскольку наводит на мысль о Боге и религии. Это беспокойство вызвано не тем, что атеисты не видят свидетельств существования Бога, а тем, что для многих из них религия является одной из главных причин разрушения человеческой личности.
3. Религия — фактор разрушения человеческой личности.
Уенделл У. Уоттерс, в свое время профессор психиатрии в клинике при университете МакМастера, в 1987 г. в журнале "Гуманист" опубликовал статью под заглавием "Христианство и душевное здоровье"21. В ней он пишет: "Хочу в качестве развлечения предложить своим читателям гипотезу о том, что христианская доктрина — это, главным образом, экзистенциальное успокоительное средство, несовместимое с принципами душевного здоровья, которое в большей степени способствует человеческому страданию, нежели его облегчает" (с. 3) {курсив мой. — Т.Б.).
"С моей точки зрения, все религии являются антигуманным анахронизмом, но здесь я буду говорить о христианстве, а точнее, о его порочной природе как на личностном, так и на межличностном уровнях" (с. 5).
"Истинный христианин должен всегда мучиться и терзаться, поскольку он никогда не может быть уверенным в том, что Бог простил ему глубоко сидящие в нем отрицательные чувства, несмотря на применяемый в католичестве приём самообмана, известный как спасение или рождение свыше" (с. 10).
"Истинный христианин, как ненормальный, всю жизнь мчится по "бегущей дорожке", чтобы освободиться от того начала своей человеческой натуры, которого его научили
бояться или за которое его научили испытывать чувство вины. Христианину промыли мозги, чтобы он поверил, что был рожден порочным и должен страдать, как страдал Христос, но в то же время он должен устремляться к недостижимым для человека вершинам совершенства" (с. 32).
Эта критика заслуживает серьёзного к себе отношения.
Первое, что следует сказать в ответ на нее, это то, что в Библии тоже говорится о вреде религии. Причем не в одном, а во многих местах. Христианский апостол Павел постоянно предупреждает своих читателей о вреде ложных религиозных предписаний (см., напр.: 1 Тим. 1:10; 6; 3). Среди этих ложных предписаний он упоминает запрет вступать в брак и запрет употреблять в пищу "то, что Бог сотворил... (1 Тим. 4: 3). Он настаивает на том, что "Бог... даёт нам всё обильно для наслаждения" (1 Тим. 6: 17). Павел открыто порицает ложный аскетизм многих религий. Он видит в псевдоаскетических предписаниях основные принципы мира сего: "Для чего, — спрашивает он, — вы... держитесь постановлений: "Не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"... Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти" (Кол. 2:20-23).
Но когда профессор Уоттерс говорит: "Истинный христианин должен всегда мучиться и терзаться, поскольку он никогда не может быть уверенным в том, что Бог простил ему глубоко сидящие в нем отрицательные чувства...", то можно лишь предположить, что он получил своё впечатление об "истинных христианах" из наблюдений за больными, страдающими чувством мнимой вины или имеющими какое-то другое душевное или психическое расстройство (так как очевидно, что сам он не христианин и потому не может знать из своего личного опыта, что чувствует истинный христианин).
Разумеется, христианин, как и любой другой человек, в том числе и атеист, может испытывать стрессы, страдать неврозами, фобиями и психическими расстройствами. И хри-
406
407
стианин не всегда способен отличить настоящую вину от ощущения мнимой вины и может вообразить, что совершил грех, который невозможно простить.
Но отсутствие у христианина уверенности в том, что Бог простил его, вряд ли стоит ставить в вину Библии. В Библии во многих местах говорится, что истинные христиане не только прощены, но могут также быть совершенно уверенными, что они прощены раз и навсегда, по не на основании своих чувств, как плохих, так и хороших, а в силу Божьей любви, милости и твердого слова. Поскольку профессор Уоттерс явно имел дело с людьми, страдающими душевными муками по причинам иного рода, было бы полезно привести некоторые тексты из Библии, которые говорят сами за себя:
"Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его" (1 Ин. 2: 12).
"И грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр. 10:17).
"Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом... и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5: 1-2).
"...Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасёмся Им от гнева. Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнию Его" (Рим. 5: 5-10).
"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин. 5: 24).
"Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во-
век, и никто не похитит их из руки Моей" (Ин. 10: 27-28).
"Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" (1 Ин. 5: 13).
"Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости..." (Тит. 3: 5).
Очевидно, что критические замечания профессора Уоттерса заслуживают серьёзного к себе отношения. Но наряду с его высказываниями имеет смысл привести соображения другого психиатра. Профессор Роберт Коулз (Гарвард) утверждает: "В характере человека мне не удалось открыть ничего сверх того, о чем говорили еврейские пророки, такие как Исайя, Иеремия и Амос, а также Екклесиаст и Иисус Христос, о чем свидетельствовали жизни тех, с кем Он соприкасался. Всё, что я могу сказать на основании своих исследований человеческого поведения, является лишь сноской к жизнеописаниям людей, содержащихся в Ветхом и Новом Заветах"22.
Столь существенные различия в интерпретации научных исследований в области психиатрии свидетельствуют о том, что заключения специалистов очень сильно зависят от их мировоззренческих установок.
Помимо тех моментов, которые обсуждались выше, профессора Уоттерса волнует то, какой вред приносит душевному здоровью людей христианское представление о первородном грехе. Поэтому имеет смысл рассмотреть, каково подлинное отношение христианства к первородному греху, в чем христианство видит его вред и какое средство избавления от порочности, с ним связанной, оно предлагает.
Причины порочности человека и способ избавления от неё с точки зрения христианства
Библия говорит о природе человека честно и прямо. Она не возлагает вину за неправильное поведение человека на общество: она говорит, что сам человек греховен. Это не означает, что человек — сугубо порочное существо, греховная природа которого проявляется во всех сферах его жизни. В
408
409
человеке сохранились многие благородные черты характера, изначально данные ему Богом при Сотворении. Это подчёркнуто в замечании Христа, обращенном к Его современникам: "...если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лк. 11:13).
Все люди — мужчины и женщины, атеисты и теисты, знают, как передать своим детям самое лучшее, что у них есть. При этом родительская любовь и забота часто распространяются не только на родных и близких, но и на тех, с кем люди не состоят в семейных отношениях. Библия этого не отрицает, как не отрицает и энергичных попыток учёных, медиков, педагогов, экономистов, политиков и многих других людей облегчить боль и страдания, которым подвержен человек в силу того, что он когда-то утратил гармоничное состояние тела и духа.
Но вместе с тем Библия указывает и источники порочности человека: принадлежность его к падшему роду и сознательные греховные поступки каждого человека.
Первородный смертный грех, который развратил род человеческий на заре его истории, состоял не только в непослушании Творцу, но и в осознанной попытке стать независимым от Бога: стать подобным Богу, стать хозяином своей собственной жизни и научиться различать добро и зло, не следуя Божьей воле и слову (Быт. 3). Это был бунт духа человеческого против Бога, сотворившего этот самый человеческий дух, бунт, в корне изменивший отношение сотворенного человека к Своему Творцу, к другим людям и ко всему окружавшему его сотворенному миру.
Отдалённые последствия бунта всё ещё видны в тех, кто не способен видеть свидетельств существования Бога и по этой причине не верит в Него и становится в позицию противления Богу.
Это также видно и в людях, использующих религию как своеобразный торг, при котором они рассчитывают на принятие Богом в обмен на неукоснительное соблюдение норм
и совершение добрых дел, как если бы религия или любая другая сфера деятельности того, кто сотворен Богом, может помочь заслужить принятие Творцом. Такие люди не понимают, что всё благое, что мы имеем, в действительности, проистекает от Него.
Все мы, без исключения, как члены падшего рода, рождаемся с этим ложным представлением, составляющим ядро нашей личности, с этим глубоким пороком, с этой гордыней которая не только снижает эффект наших благородных поступков, но и провоцирует нас на множество постыдных дел.
Но учение о первородном грехе не означает, что, будучи греховными от рождения, люди должны сами стремиться достичь нечеловеческого уровня совершенства (ср. приведенное выше, противоположное данному суждение профессора Уоттерса). В Библии содержится здравая оценка этой ситуации: "...все согрешили и лишены славы Божией". И здесь же отмечается, что все могут, если захотят, получить безвозмездное оправдание своих грехов "...по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе... Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона... А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность" (Рим. 3: 23,24, 28; 4: 5)23. Более того, для абсолютной ясности в Библии говорится, что поскольку род человеческий был испорчен и развращён с самого своего начала в результате непослушания Богу, то мы, каждый в отдельности, можем быть прощены, примирены и приняты Богом, но не по стараниям нашим быть послушными Ему, которые столь слабы и несовершенны, а по послушанию Другому, то есть Христу. Библейское утверждение гласит: "Ибо, как непослушанием одного человека [то есть Адама] сделались многие грешными, так и послушанием одного [то есть Христа] сделаются праведными многие" (Рим. 5: 19). Бог принимает людей не потому, что они достигают необходимого уровня совершенства, так как этот уровень для человека недостижимо высок. Они обретают совершенство как дар: "От Него и вы во Христе Иисусе,
410
411
Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор. 1: 30). Кажущаяся глупость христианского пути избавления от порочности
Тому, кто впервые взялся внимательно читать Новый Завет, может показаться явной глупостью содержащееся там заявление, что средством избавления от греховности человека служит рассказ о распятом на кресте человеке. Древним грекам, создателям и знатокам сложнейших философских систем, это казалось абсурдным. Абсурдным это казалось и иудеям, которые в своих надеждах на избавление от зла уповали на национально-политическое освобождение Мессией, совершающим чудеса.
Поразительно в этом заявлении то, что уже первые христианские проповедники понимали, что услышанное впервые, предлагаемое в Новом Завете средство избавления от зла покажется их слушателям неразумным. Но они всё равно его проповедовали, так как, согласно их объяснению, они видели в нём мудрость Бога (1 Кор. 1:18-25).
Когда крест Христа предлагается как лекарство от глубокой порочности человека, то крест прежде всего указывает на диагноз основной беды человека. Он состоит не в недостатке интеллекта или благоразумия; а в ложных идеях, страхе и вытекающей из всего этого враждебности человеческого сердца по отношению к Богу.
В одном из библейских рассказов говорится о том, как змей клеветал человеку на Бога, внушая тому, что Бог подвергает человечество мучениям, дав Адаму и Еве прекрасные деревья и вкуснейшие плоды, но при этом запрещая их есть. Он внушал человеку мысль, что Бог не хочет допустить его возвышения, чтобы человек не мог стать Ему подобным (Быт. 3: 5). Клевета достигла своей цели. Но как только человек отведал запретного плода, он почувствовал стыд и неудобство своего падшего состояния. Он понял, что Бог отныне против него и убежал, чтобы спрятаться от Бога (Быт. 3:7-10).
С тех самых нор эта клевета скрывается в засаде, а в сердцах людей таится подозрение, что Бог, если Он существует, конечно же, обязательно настроен против нас. Он запрещает нам естественные удовольствия, подавляя нас психологически и ограничивая развитие наших возможностей. В результате человек отчуждается от Бога, а в крайних случаях отрицает все, что как-то связано с Богом. Крайняя степень этого отчуждения — отрицание наличия у человека духа и попытка убедить людей в том, что человек — это не что иное, как материя.
Клеветнический навет змея был и остаётся ложью. Более того, он неразумен. Разве разумно предполагать, что наш Творец — если Таковой существует — может быть против нас? Однако в то же время осознание человеком своей вины и стыда за личные грехи укрепляет чувство — и на сей раз справедливо, — что Бог, если Он существует, должен быть против наших грехов.
Как разрушить чары этой клеветы? Как уничтожить отчуждение и враждебность, как достичь примирения? Ответ, согласно Новому Завету, заключается в Воплощении Сына Божьего в человека и Его крестной смерти, через которую Бог смог достичь сердца человека и показать ему, каков Он на самом деле. Вот как об этом говорится в одном из новозаветных текстов: "Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом" (2 Кор. 5: 19-21).
Таковы, согласно историческим документам, диагноз порочности человека и средство избавления от нее, которое первые христиане предложили миру.
В этом предложении миру заключено и многое другое. Так, Бог не только никогда не стремился к тому, чтобы погасить возможности человека. Христос отправил Своих по-
412
413
сланников предложить миру подняться из простых тварей Божьих и через личное единение с Сыном Божьим возвыситься до положения сынов Божьих, рождённых от Бога (Ин. 1:12-13).
И ещё. Древнееврейская поэзия, которую мы упоминали выше, прославляла человека как чудо, поставленное Богом над всем Его творением (см. с. 345-346). Но древний псалмопевец вряд ли мог представить себе масштаб, в котором это чудо впоследствии повторится. Цитируя сочинение древнего автора, Новый Завет провозглашает, что Бог отнюдь не отказался от Своих намерений в отношении человека. Им ещё предстоит осуществиться в Человеке Иисусе, когда Христос и Его прославленные последователи будут вместе царствовать во Вселенной (Евр. 2: 5-18; Рим 8: 18-30).
Такова подлинная эволюция человека. Но Библия называет это не эволюцией человека, а его сотворением, падением, искуплением и окончательным прославлением.
ПРИМЕЧАНИЯ
Selling the Family Secrets//New Scientist. 1998. No 2163. December 5.P. 20 -21.
Lewis C. S. The Abolishion of Man. Glasgow: Collins, Fount Paperbacks, 1986. P. 36.
Cook S. Solzhenistyn and Secular Humanism: A Response // The Humanist. 1978,November/December. P. 6.
Софокл. Антигона //Трагедии. M., 1959. С. 163.
Письма Плиния Младшего. Книги I— X. М.: Наука, 1982. Книга X. Письмо 96 (97). С. 205 - 206.
Kurtz P. The Fullness of Life. N. Y.: Horizon Press, 1974. P. 19.
Fromm E. You Shall Be As Gods. N. Y.: Rinehart and Winston, 1966.
Ibid. P. 23.
Далее в рассказе из третьей Главы Книги Бытие говорится о последующих событиях. Адам и Ева тут же поддались искушению и ослушались Бога. Сразу же осознав свою наготу и отчуждение от Бога, бежали Его, и по приговору Бога были изгнаны из Едсмского сада. Насколько интерпретация этого рассказа, предложенная Фроммом, является правдоподобной, предоставим решать самому читателю.
9. Skinner В. F. Science and Human Behaviour. N. Y.: Macmillan, 1953. P. 6.
Он является одним из четырех лидеров психологического направления "третья сила" (три других лидера — Абрахам Маслоу, Ролло Мэй и Эрих Фромм).
Rogers К. Notes on Roilo May //Journal of Humanistic Psychology. 1982,Summer. P. 8.
Ibid. P. 8.
Maslow A. Towards a Psychology of Being. N. Y.: Van Nostrand Reinhold, 1968.P.6.
Welch I. D. (ed.), Tate G. A. and Richards F. (eds.) Humanist Psychology. Buffalo, 1978.P. 189.
Rogers K. Notes on Rollo May... P. 8.
Frank L. K. Potentialities of Human Nature // The Humanist. 1951, April. P. 65.
May R. The Problem of Evil: An Open Letter to Carl Rogers//Journal of Humanistic Psychology. 1982,Summer. P. 12.
Nahem J. Psychology and Psychiatry Today: A Marxist View. N. Y.: International Publishers, 1981. P. 13.
May R. Psychology and the Human Dilemma. Princeton: D. Van Nostrand Company, 1967. P. 188.
Welch I. D. (ed.), Tate G. A. and Richards F. (eds.) A Humanist Psychology, (eds.) Humanistic Psychology... P. 322.
Wattcrs W. W. Christianity and Mental Health // The Humanist. 1987.Vol. 37.December/November.
Yancey P. The Crayon Man // Christianity Today. 1987, February 6. P. 20.
О связи спасения с благими делами см.: Гл. 11, раздел "Подлинная награда".
414
415
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем