logo search
Мировоззрение

2. Что нас ждет в будущем

Ученым удалось расшифровать генетический код, и в самом недалеком будущем завершится воссоздание общей картины генома человека. В руках человека, а точнее, в ру­ках отдельных людей, — специалистов — окажутся беспре­цедентные в истории человечества силы управления людь­ми. Встает вопрос: как эти силы будут использоваться? Мож­но быть уверенными в том, что человечество извлечет из них массу благ. Однако есть исторические основания считать, что они принесут не только блага. Сегодня, когда генетики за­нимаются расшифровкой части генома человека и обнару­живают, какие гены и в каком секторе контролируют его органы, то они получают право на знание этой части генома. Таким образом, если человек заболевает и лечение требует

применения знаний этой части генома, то пациенту прихо­дится платить за возможность излечения этого фрагмента своего генетического механизма.

Журнал "Новости науки" сообщает об интересном слу­чае подобного рода. В статье "Продаются семейные тайны" рассказывается о том, что "В Исландии планируется отдать генетические истории населения в руки одной компании. Тем самым могут быть поставлены под угрозу конфиденци­альность жизненно важной информации и нанесен серьез­ный ущерб генетическим исследованиям в целом". Далее в этой статье приводятся слова Ричарда Левонтина, профес­сора зоологии и биологии Гарвардского университета: "Скла­дывается впечатление, что гены эксплуатируются в частных интересах. Население Исландии превратилось в средство, используемое в интересах этой данной компании, что явля­ется совершенно недопустимым"1.

Журнал также сообщает, что многие исландцы выступи­ли против этого решения, а Европейский союз сторонников соблюдения конфиденциальности информации раскритико­вал это решение за то, что оно не "защищает личные тайны, достоинство и права людей, сведения о которых были вве­дены в базы данных для генетических исследований". Сме­ем надеяться, что со временем эта конкретная проблема бу­дет решена.

Разумеется, было бы глупо впадать в излишнюю тревогу и препятствовать серьезным генетическим исследованиям, обещающим улучшение качества медицинского обслужива­ния. Но в то же время мы должны принять во внимание и возможные негативные последствия данной ситуации в слу­чае отсутствия этического контроля за использованием сил природы. Представим себе, что наступил день, когда специ­алисты в области генной инженерии воссоздали общую кар­тину генома человека. Предположим, что эти ученые-гене­тики попали под контроль тоталитарного государства, раз­решающего вступать в браки и иметь детей только людям определенного типа, а также с помощью преднатальной ди-

390

391

агностики решать в случае наступления беременности, дол­жна ли она развиваться или ее следует прервать. Очевидно, что в данной ситуации власть Человека над природой будет означать не власть человека вообще, а власть горстки людей над большинством.

Интересно в связи с этим привести соображения К. С. Льюиса: "На самом деле, если какое-то поколение людей когда-то сможет — с помощью евгеники или образования — делать все, что угодно, то все потомки этого поколения ока­жутся заложниками его власти... И если... это могуществен­ное поколение окажется к тому же еще и лишенным [мораль­ной] традиции, то оно уменьшит власть не только своих по­томков, но и своих предков... Таким образом, сложится си-туация доминирования одного поколения, которое яростно противостоит своим предкам и практически абсолютно по­давляет своих потомков и потому является исключительным господином над всем родом человеческим. Но тогда среди людей этого доминирующего поколения власть будет при­надлежать меньшинству... Покорение человеком Природы, если мечты некоторых ученых осуществятся, будет означать господство нескольких сотен людей над миллиардами лю­дей. Это не только не может быть, но и не является ростом власти Человека. Усиление власти человека, будет также оз­начать усиление власти над человеком"2.

Поэтому до того, как этот гипотетический сценарий осу­ществится, нам необходимо дать четкий ответ на вопрос: ка­ким моральным ограничениям и каким принципам должна подчиняться власть человека на природой, чтобы она была этичной?

Если, например, подвластные правительству генетики должны отдать распоряжение, что следует допускать рож­дение только здорового плода, то согласно каким нормам они станут определять качество плода? Позволят ли они родить­ся будущей Хелен Келлер (которая родилась слепоглухоне­мой, но тем не менее преодолела связанные с этим ограниче­ния и стала источником вдохновения для многих людей)?

Многие великие композиторы и художники прошлого слы­ли людьми с психическими отклонениями. Если будущие ге­нетики смогут по генетическому статусу определять, что ребенок во чреве матери страдает психическими расстрой­ствами, и приказывать избавляться от этого ребенка путем аборта, то не "избавят" ли они тем самым человечество от нового блестящего таланта, способного внести новый вклад в историю культуры?

Соображения подобного рода помогают понять серьез­ность вопроса, с которого мы начали данный раздел книги: каков характер власти человека? Подчиняется ли он каким-нибудь нравственным законам, которые стоят над ним и ко­торые ограничивают не столько то, что он способен сделать, сколько то, что он может делать?