logo search
Мировоззрение

Часть 2

ЧЕЛОВЕКИМИР

Глава 3. Вселенная—домчеловека

Глава 4. Какустроенживоймир

Глава 5. Спорывокругэволюции

Глава 6. Языковаяспособностьчеловека

Глава 7. Совпадениямеждунаучными представлениямиибиблейскойкартиной процессатворения

74

Глава 3. Вселенная—домчеловека

1, Человек во Вселенной — лилипут в стране великанов?

За последние годы наука добилась результатов, от кото­рых захватывает дух. Космология, оперирующая на уровне сверхбольших величин, а физика элементарных частиц — на уровне невероятно малых величин, раскрыли нам порази­тельное строение Вселенной, в которой мы живем.

В древнем мире наблюдатель с хорошим зрением в яс­ную погоду мог увидеть тысячи звезд и ощутить необъят­ный простор небес. В наши дни, применяя мощнейшие оп­тические, инфракрасные, рентгеновские и радиотелескопы и ведя наблюдение как с Земли, так и из космоса, астроно­мы увидели потрясающую картину — Вселенную, невооб­разимо распростершуюся в пространстве и времени, содер­жащую огромное множество поразительных объектов, дви­жущихся с невероятными скоростями: разного рода звез­ды — белые карлики, красные гиганты; астероиды, планеты; таинственные объекты, вроде квазаров, пульсаров и черных дыр.

Радует то, что фантастическая Вселенная, в которой мы живем, по-прежнему будоражит умы многих людей, о чем можно судить по растущему числу отличных книг по астро­номии, выпускаемых во многих странах и посвящающих в тайны мироздания людей самого разного возраста. Созерца­ние удивительных картин ночного неба даже через самый обычный бинокль может вдохновить молодого человека на занятия наукой.

Однако прежде чем обратиться к современной научной картине мира, давайте задержимся на минуту, чтобы воздать должное тем замечательным результатам, которые были до­стигнуты древними астрономами, не располагавшими ни на­шими развитыми теориями, ни научным инструментарием. Так, еще в IIIв. до н. э. Аристарху из Самоса удалось — хоть

и очень приблизительно — оценить расстояние от Земли до Луны и до Солнца, а также их размеры. Он пошел так дале­ко в своих оценках, что даже выдвинул предположение, что Солнце намного больше Земли и что именно Солнце, а не Земля является центром Вселенной! На том основании, что он не мог наблюдать параллакса, он сделал вывод, что звез­ды находятся очень далеко от Земли1. Эти идеи, чрезвычай­но передовые для своего времени, впоследствии повлияли на исследования Коперника.

Сегодня, разумеется, мы располагаем куда более полной картиной нашего мира. Мы живем на одной из девяти пла­нет, вращающихся вокруг звезды, которую называем Солн­цем. Планета Земля удалена от Солнца примерно на 150 миллионов километров. Две планеты — Меркурий и Вене­ра — располагаются ближе к Солнцу, а самая далекая от него планета — Плутон, находится от него на расстоянии около 6 миллиардов километров. Солнце, хотя оно и не такое боль­шое, как некоторые звезды, в миллион раз больше, чем Зем­ля.

Когда мы начинаем говорить об объектах, располагаю­щихся дальше Солнца, то расстояния становятся столь боль­шими, что километр оказывается слишком маленькой еди­ницей измерения, и мы прибегаем к оценке расстояний с помощью световых лет. Световой год — это расстояние, ко­торое свет проходит за один год, распространяясь со скорос­тью 300 000 км/сек. Таким образом, расстояние от Земли до Солнца составляет восемь световых минут. Световой год составляет примерно 9,5 триллиона км. Ближайшая к нам звезда — Альфа Центавра — находится на расстоянии четы­рех световых лет. Имеется около 50 звезд, располагающихся В пределах 17 световых лет от Солнца. Это наши ближай­шие соседи, в сравнении с теми, кто находится от нас на краю наблюдаемой Вселенной, на расстоянии 10 миллиардов све­ти их лет.

Ученые оценили, что Солнце — эта ядерная печь, на по­верхности которой температура составляет более 6 000° С.

76

77

В недрах Солнца происходит превращение водорода в гелий, за счет которого выделяется энергия, излучаемая в мировое пространство. Солнце является одной из примерно сотни миллиардов звезд, образующих нашу дискообразную Галак­тику с ее спиралевидными краями и центральной частью — Млечным Путем. Все множество звезд вращается вокруг центра диска, а сама Галактика величественно простирается во Вселенной на миллиарды миллиардов километров. Наше Солнце располагается примерно на половине пути от цент­ра диска к краю. И это только наша Галактика, тогда как, по оценкам астрономов, скопления миллионов других галактик разбросаны по всей Вселенной. Таким образом, наш дом — это огромная Вселенная. Ее колоссальные размеры застав­ляют пас осознать, как мал человек. В масштабах галактики человек — не более, чем песчинка. Что же в таком случае представляет собой человеческое существо? И что такое Вселенная? Действительно ли Вселенная — наш дом, или мы просто ничтожно маленькие существа, временно обитающие на планете, вброшенные в мир материей и энергией, бесцель­но и неосмысленно использующие законы природы?

Никто из нас не может спокойно пройти мимо этих про­блем, ибо мир вокруг нас слишком сильно поражает вообра­жение любого, кто задумывается о его сложности. И, нако­нец, мы не можем оставаться безучастными перед этими про­блемами — ведь мы в этом мире живем! Наш разум призы­вает задуматься о том, каково отношение между нами и Все­ленной.

И, как это всегда бывает, ответы на эти вопросы могут быть очень разными. Некоторые ученые считают, что мы чужие в этом мире — язва на лице Вселенной, существа, вбро­шенные в этот мир вихрем случайности и необходимости, управляющими физическим поведением Вселенной, про­дукт естественного процесса, лишенного сознания и цели, "в котором мы не предусмотрены", как сказал биолог Джордж Гэйлорд Симпсон2. Стефан Крейн высказывается в том же духе: "Человек сказал Вселенной: "Сэр, я существую". "Од-

нако, — ответила Вселенная, -- этот факт меня ни к чему не обязывает""3.

Но есть и другие люди, которые вместе с физиком Фрименом Дайсоном не чувствуют себя в этом мире чужими. Согласно Дайсону, "Когда мы смотрим на Вселенную и ви­дим, как много случайных физических и астрономических явлений работает на нас, то создается ощущение, что Все­ленная в каком-то смысле знала, что мы должны в ней по­явиться"4. Физик Пол Дэвис не считает, что человеческие существа — это просто скопление песчинок одушевленной космической пыли. Он пишет: "Не могу поверить, что наше существование в этом мире — это просто причуда судьбы, историческая случайность, произвольный всплеск в гранди­озной космической драме. Наше присутствие в этом мире слишком тесно увязано со всеми остальными его частями. ...Наше присутствие здесь действительно предусмотрено"5. Очевидно, что Дэвис предполагает, что за Вселенной стоит Разум, Который в процессе формирования Вселенной при­нимал во внимание существование в ней человека.

Почему же появляются такие утверждения? Есть ли в самой Вселенной какие-либо признаки того, что мы занима­ем в ней особое место? 2. Рациональная познаваемость мира

Одним из главных ключей к пониманию этого вопроса является то, что лежит в самом сердце процесса научного познания. И это — познаваемость мира, о которой мы корот­ко говорили выше в Разделе 2, В. 4. Альберт Эйнштейн, удив­лявшийся этому фундаментальному представлению, однаж­ды заметил, что самое непостижимое во Вселенной- это то, что она постижима. Одного этого факта достаточно для того, чтобы мы чувствовали, что наше место здесь, в этом мире, что мы здесь не чужаки. И что значимость человека нельзя определять по сугубо физическим параметрам, например, исходя из размеров его тела в соотношении с масштабами Вселенной. Удивительное дело! Эти маленькие человечес­кие существа обладают разумом, который позволяет им по-

78

79

стигать тайны Вселенной. Вселенная безмолвно смотрит на них. Она не может понять нас. Но мы можем понять ее. Мы можем смотреть на звезды, а они на нас смотреть не могут. Мы можем их измерять, а они нас измерять не могут. В этом смысле мы выше всей остальной Вселенной.

Удивительно, впрочем, не только то, что мир познаваем. Удивительна математическая природа его объяснения. Все мы справедливо считаем очевидной полезность математи­ческого знания. На чем основана возможность объяснения мира в математических терминах? Пол Дэвис относится к тем людям, которых не удовлетворяет простой ответ на этот вопрос, а именно, что фундаментальные законы природы являются математическими, потому что мы считаем фунда­ментальными те законы, которые сформулированы на язы­ке математики. Одна из основных причин, по которой такое объяснение не может быть удовлетворительным, заключа­ется в том, что большая часть математического аппарата, которая может быть успешно применена для объяснения мира, "была разработана как абстрактные упражнения в об­ласти чистой математики задолго до того, как она была при­менена к реальному миру. Исходные выкладки были совер­шенно не связаны с их последующими применениями"6. Поразительно, что самые абстрактные математические по­нятия, которые кажутся искусственными построениями человеческого ума, оказываются принципиально важными для различных областей науки, имеющих широкую область практического приложения. Примером тому служит эффек­тивное использование абстрактной математической конст­рукции системы чисел, в которой число минус один имеет квадратный корень, при изучении электромагнитных волн (а следовательно, и в электронике).

Подчеркнем еще раз, что сама наука не может дать объяс­нения этому феномену. Согласно специалисту в области квантовой физики, члену Королевского Общества Великоб­ритании Джону Полкингхорну, "Наука не объясняет воз­можность объяснения физического мира математическими

методами, поскольку утверждение, что такое объяснение, возможно, является предметом изначальной веры ученых"7.

В своем известном эссе "Непостижимая эффективность математики в естественных науках", опубликованном в 1960 г., Е. Вигнер, лауреат Нобелевской премии по физике, писал, что чрезвычайная полезность математики в естествен­ных науках как нечто сверхъестественное, загадочное и не поддающееся рациональному объяснению может быть отне­сено "к ведомству" веры8.

Итак, значимость математики в физике столь велика, что физики обращают особое внимание на те физические тео­рии, математическое описание которых является особенно изящным. Другой лауреат Нобелевской премии по физике Поль Дирак даже принял красоту математических уравне­ний за их основное достоинство. Он писал: "...Более важной является стройность какого-нибудь уравнения, а не соответ­ствие его эксперименту... По-видимому, для достижения ус­пеха наиболее важным является красота уравнения, а также обладание правильной интуицией"9.

Чем это объяснить? Сама наука не может ответить на этот

вопрос.

Обратите внимание, что мы привели здесь замечания не­скольких ученых с мировым именем, которые указывают на то, какую большую роль играет в науке вера. Это может удивить и даже потрясти многих людей, особенно если они разделяют распространенное заблуждение, что вера является исключи­тельно сферой религии, а наука оперирует только фактами. Совершенно неправильно говорить, что наука не имеет ничего общего с верой, а религия — ничего общего с фактами.

Haшответ на вопрос, почему мир рационально познава­ем, будет зависеть не от того, являемся ли мы учеными или нет, а от того, являемся ли мы теистами или материалиста­ми. Теисты сочтут, что Вигнер не прав в своем утверждении, что не существует рационального объяснения познаваемос­ти мира. Они скажут, что причина познаваемости лежит в природе Высшей Рациональности: как реальный мир, так и

80

81

математика восходят к Божественному Разуму, который со­творил и Вселенную, и человеческое сознание. Поэтому не удивительно, что математические теории, созданные разумом человека, сотворенного по образу и подобию разума Божьего, находят приложение в мире, источником происхождения ко­торого является тот же самый творческий Разум. Как сказал однажды Стефан Хокинг, занимающий кафедру, которую ког­да-то занимал в Кэмбриджском университете Исаак Ньютон: "На основании всего, что мы знаем, было бы вполне непроти­воречиво утверждать, что существовало Разумное Начало, ответственное за физические законы"10.

Оксфордский философ Ричард Суинберн, не отрицая, что наука объясняет мир, в то же время постулирует Бога, чтобы показать, почему наука может объяснять мир. Он указывает, что сам успех науки в демонстрации упорядоченности окру­жающей нас природы дает нам основания верить в причину самого этого порядка. Для Суинберна Бог не является аль­тернативой науке как объяснению природы: Он является ос­нованием всякого объяснения в том смысле, что именно Его существование предоставляет такую возможность11.

С другой стороны, крайние материалисты, предполагая, в соответствии с логикой своего подхода, что не существует Разума, стоящего за материальной Вселенной, должны объяснять познаваемость мира в терминах процессов, не об­ладающих сознанием и разумом. При этом они сталкивают­ся с серьезной сложностью. На нее уже давно указал про­фессор Дж. Б. С. Холдейн (который, между прочим, сам яв­ляется атеистом). Он писал: "Если мыслительный процесс у меня в голове полностью определяется движением атомов головного мозга, у меня нет оснований предполагать, что мои представления верны... следовательно, у меня нет оснований предполагать, что мой мозг состоит из атомов"12. Сложность здесь заключается в том, что само по себе представление о познаваемости мира предполагает существование разума, способного допустить возможность познания. На самом деле, уверенность в том, что процессы умственной деятельности

82

поставляют человеку подлинную информацию о мире, яв­ляется фундаментальной предпосылкой всякого исследова­ния, а не только исследования науки. Мы убеждены в том, что как человеческие существа мы наделены способностью мышления. Это допущение является столь необходимой пред­посылкой любой мыслительной деятельности, что мы не мо­жем подвергнуть его сомнению, поскольку оно должно пред­шествовать любому сомнению. Оно служит основанием, на котором строится вся другая интеллектуальная деятельность. Теизм дает этому допущению рациональное обоснование, тог­да как материализм оказывается здесь беспомощным.

Человеческая рациональность относится к тем феноме­нам нашего мира, которые приводили мыслителей всех вре­мен к выводу о том, что сам этот мир является продуктом деятельности некоего разума. Оксфордский философ Кейт Уорд говорит об этом следующее: "Большинство тех, кто глубоко задумывался о природе и происхождении мира, выс­казывало предположение, что существование мира свиде­тельствует о чем-то, выходящем за пределы этого мира, об источнике существования, который не обладает физической природой, а обладает великим разумом, силой и властью. Почти все великие философы-классики Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Спиноза, Кант, Гегель, Локк, Беркли ус­матривали происхождение Вселенной в трансцендентной реальности. Они придерживались разных взглядов на эту реальность и подходили к ее анализу по-разному, но то, что наш мир не может быть объяснен из самого себя, и то, что он требует объяснения, которое ему внеположено, не вызыва­ло у них сомнений"13.

Вероятно, самым важным следствием такого способа мышления явилось возникновение самой науки, поскольку не только философы считали Вселенную продуктом твор­ческого разума, но и некоторые из величайших ученых мира. 3. Роль познаваемости мира в становлении и развитии науки

В XVI— XVIIвв. наблюдалось стремительное развитие науки. Этот период считается временем рождения современ-

83

ной науки. Встает вопрос: почему это произошло в данный конкретный момент истории? В заключении своего подробно­го исследования "Религия и возникновение современной на­уки" Р. Хойкаас дает следующую интерпретацию произошед­шим событиям: "Столкновение греко-римской культуры с биб­лейской религией после многих веков напряженных отноше­ний между ними породило новую науку. Эта наука сохранила необходимые части древнего наследия, такие как математика, логика, методы наблюдения и эксперимента, но она регулиро­валась другими социальными и методологическими представ­лениями, которые вытекали, главным образом, из библейской точки зрения. Образно говоря, если мышцы науки были гре­ческими, то витамины и гормоны — библейскими"14.

В одном из первых разделов книги мы упоминали уче­ных, сыгравших ключевую роль в формировании современ­ной науки и веривших в Бога. Надо также отметить, что боль­шая часть основателей Британского Королевского Общества (которое является, по существу, Британской Академией наук) были верующими. Другими словами, вера в Бога не только не является помехой в занятиях наукой, но и способ­ствовала ее возникновению.

Встает еще один вопрос: если современная наука столь обязана теизму, то почему существует мнение о враждебно­сти теистических представлений теории и практике подлин­ной науки и в обыденном сознании религия и наука счита­ются оппонентами? Ответственность за конфронтацию на­уки и религии обычно возлагают на религию. Профессор Дж. Д. Бернал говорит об этом следующее: "Вся история со­временной науки была борьбой между идеями, выросшими из наблюдения и практики, и предрассудками, возникшими у людей в результате религиозного воспитания..."15.

Следует признать, что переход от геоцентрической сис­темы к гелиоцентрической занял примерно около века отча­сти потому, что некоторые люди видели в новом подходе угрозу институциональному авторитету церкви.

Однако серьезные библеисты того времени указывали, что не существует противоречия между гелиоцентрической

системой и Священным Писанием. В частности, даже в пе­риод, предшествовавший деятельности Галилея, теолог и подвижник Реформации Жан Кальвин (1509 — 1564) при­зывал к изучению астрономии и медицины, которое с его точ­ки зрения должно способствовать лучшему пониманию тво­рения и мудрости Творца.

С того времени, когда Дж. Бернал написал о "борьбе" между наукой и религией, было проведено много историчес­ких исследований, благодаря которым отношения между наукой и религией были радикально пересмотрены. Соглас­но современным историкам науки, таким как Колин Рассел, изображение отношений между наукой и религией как кон­фликта — не более чем карикатура. "Распространенная точ­ка зрения, согласно которой... действительные отношения между наукой и религией за последние несколько веков были отмечены глубокой и устойчивой враждой между ними... является не только исторически некорректной, но и столь карикатурно-гротескной, что необходимо объяснить, каким образом эта точка зрения вообще могла претендовать на се­рьезное к себе отношение"16.

Итак, сделаем первый вывод: рациональная познавае­мость мира свидетельствует о том, что за Вселенной сто­ит Высший Разум, который ее задумал и создал, Разум, с Ко­торым сознание человека связано.

4. Гармония мира

Первая особенность окружающего нас мира, которая при­водит ученых к мысли о том, что Вселенная — наш дом, — это ее познаваемость. Теперь рассмотрим ее вторую особен­ность: гармоничное устройство мира, его внутреннюю согла­сованность и соразмерность. Даже если Вселенная не обла­дает способностью осознания нашего присутствия в мире, наше присутствие в ней было явно предусмотрено. Ибо в той замечательной картине, которая постепенно вырисовывает­ся в результате физических и космологических исследова­ний, Вселенная предстает как поразительным образом сба­лансированный механизм, способный поддерживать жизнь.

84

85

Новейшие исследования показали, что значения многих фундаментальных физических констант, начиная с энерге­тических уровней атома углерода и кончая скоростью рас­ширения Вселенной, находятся в рамках, необходимых для существования жизни. Незначительные отклонения от этих значений сделали бы Вселенную непригодной для жизни. Таким образом, фундаментальные константы свидетельству­ют о гармоничном устройстве мира, которое, по мнению мно­гих ученых, как раз и требует объяснения.

Обратимся к некоторым примерам17. Прежде всего рас­смотрим четыре фундаментальных типа взаимодействия. Первый тип г— это ядерное взаимодействие, которое управ­ляет связью протонов и нейтронов в атомных ядрах. Будь оно на 2 % слабее, то связь между протонами и нейтронами была бы утеряна и Вселенная состояла бы из водорода, в ядре которого один протон и нет нейтронов. С другой стороны, будь это взаимодействие слишком сильным (хотя бы на 0,3 %), то было бы слишком много протон-нейтронных об­разований, то есть тяжелых элементов, а водород либо был бы редкостью, либо вообще не существовал.

Если бы электромагнитное взаимодействие было боль­ше, чем оно есть, то обмен электронами, который делает воз­можным образование молекул, не имел бы места, поскольку электроны были бы связаны между собой слишком сильно. С другой стороны, если бы это взаимодействие было слабее, то электроны совсем не были бы связаны.

Слабое взаимодействие управляет, наряду со многими другими процессами, скоростью радиоактивного распада. Если бы оно было сильнее, то вещество слишком быстро преобразовывалось бы в тяжелые металлы; если бы оно было слабее, то существовали бы только более легкие элементы. Это взаимодействие должно быть очень точно сбалансиро­вано, иначе жизненно необходимые элементы, которые, со­гласно мнениям ученых, возникли в глубине сверхбольших звезд, никогда бы не достигли Земли.

И, наконец, гравитационное взаимодействие, уровень которого определяет температуру "ядерного горна" звезд.

Если бы оно было сильнее, то температура звезд была бы столь высокой, что звезды сгорали бы либо слишком быстро, либо слишком хаотично, так что производство элементов, необхо­димых для жизни, было бы невозможно. Если бы сила притя­жения была слишком мала, то звезды имели бы недостаточно высокую температуру для того, чтобы происходили нужные ядерные реакции, и потому не могли бы образовываться эле­менты, более тяжелые, чем водород или гелий.

Известный математик и астроном, профессор Фред Хойл обнаружил, что значения энергии основного состояния ге­лия, бериллия, углерода и кислорода должны соответство­вать друг другу. Если бы они колебались в масштабе 3 — 4 % в любую сторону, то жизнь во Вселенной была бы невозмож­ной. Даже такая степень согласованности была достаточна, чтобы Хойл пришел к выводу о том, что складывается впе­чатление, что "сверхразум жонглировал с физикой, а также с химией и биологией" и что "в природе не существует сле­пых сил, которые заслуживали бы обсуждения"18.

Итак, в некоторых приведенных выше примерах значе­ния констант могут варьировать в пределах 3 — 4 %. Можно усомниться, что это свидетельствует о высокой степени гар­монизации параметров. Однако все эти примеры могут по­казаться несерьезными на фоне некоторых других. Физик-теоретик Пол Дэвис, рассуждая о соотношении между силь­ным ядерным взаимодействием и электромагнитным, гово­рит, что если бы оно отличалось от имеющегося на одну де-сятиквадрильонную (10-13), звезды не смогли бы образовать­ся. Чтобы образовался мир, подобный нашему, необходим баланс между силой притяжения и слабым ядерным взаи­модействием с точностью 10-40. Пример Дэвиса показывает точность, которая необходима снайперу, чтобы попасть в монету, находящуюся от него на расстоянии двадцати мил­лиардов световых лет!19 Если вам трудно себе это предста­вить, приведем еще одну иллюстрацию, которую предложил астрофизик Хью Росс (мы используем эту иллюстрацию в несколько измененном виде). Покройте территорию России

монетами, уложенными столбиками, так чтобы столбики достигли Луны (расстояние до Луны составляет 380 000 км), затем сделайте то же самое для миллиарда других террито­рий, равных России. Затем покрасьте одну монетку в крас­ный цвет и положите ее в один из этих столбиков. Завяжите глаза своему другу и попросите его, чтобы он нашел эту мо­нетку. Вероятность того, что он ее найдет, составляет 10-40.

Обратимся еще раз к соотношению между постоянной электромагнитного взаимодействия и постоянной гравита­ционного взаимодействия. Оно должно быть точно выдер­жано; при увеличении его на число, равное 10-40, существо­вали бы только маленькие звезды, а при уменьшении на то же самое число — только большие. Но во Вселенной долж­ны быть и большие, и маленькие звезды: большие являются фабриками элементов, а маленькие нужны для того, чтобы процесс их сгорания поддерживал жизнь на планете.

До сих пор мы говорили о поразительной точности соот­ношений фундаментальных констант во Вселенной. Эта точ­ность значительно превышает возможности измерения, ко­торые предоставляют современные приборы. Но космос не­сет в себе еще много других тайн и загадок. Утверждается, что если бы только через 10-43сек. после возникновения Все­ленной (так называемое Планковское время) соотношение сил расширения и сжатия изменилось на величину, столь незначительную, как 10"55, то это вызывало бы либо слиш­ком быстрое расширение Вселенной без образования галак­тик, либо слишком медленное, с последующим быстрым кол­лапсом (уничтожением)20.

Но тем не менее даже этот пример внутренней гармонии Вселенной затмевается феноменом, который, вероятно, силь­нее других поражает воображение. В нашей Вселенной воз­растает энтропия. Это факт, который заключен во втором законе термодинамики. Вот что говорит оксфордский мате­матик Роджер Пенроуз: "Попробуйте вообразить себе фазо­вое пространство... всей Вселенной. Каждая точка этого фа­зового пространства представляет отличный от любого дру-

гого путь, с которого могла начаться Вселенная. Мы долж­ны представить себе Творца, вооружившегося "указкой", нацеленной на одну из точек фазового пространства... Ука­зывая на любую из этих точек, Творец создает Вселенную, отличную от Вселенной, имеющей своим истоком другую точку. Точность, необходимая для цели Творца, зависит от энтропии Вселенной, которая таким образом создается. Было бы достаточно "легко" создать Вселенную с высокой энтро­пией, поскольку тогда указка могла бы двигаться в фазовом пространстве большого объема. (Напомним, что энтропия пропорциональна логарифму объема данного фазового про­странства). Но для того, чтобы положить начало Вселенной с низкой энтропией, так чтобы в ней действовал второй за­кон термодинамики, Творец должен оперировать в гораздо более малом объеме фазового пространства. Насколько ма­лым может быть это пространство, для того чтобы возникла Вселенная, близко напоминающая ту, в которой мы теперь живем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, Пенроуз использует формулу энтропии Бекенстайна-Хокинга, отно­сящуюся к энтропии черных дыр. Он оценивает соотноше­ние WkV, имеющемуся общему объему фазового простран­ства. Эти вычисления ведут его к утверждению, что "цель Творца" (выражение Пенроуза) должна соответствовать точ­ности, измеряемой числом 1 к 10123, то есть 1, за которой сле­довало бы число нулей 10123, "числом, которое невозможно было бы написать в обычной десятеричной системе, потому что даже если бы вы смогли поместить ноль на каждой час­тице Вселенной, то частиц оказалось бы недостаточно"!21

Столкнувшись со множеством подобных примеров гар­моничной организации Вселенной, мы, вероятно, согласим­ся с высказыванием Пола Дэвиса: "Кажется, что для созда­ния Вселенной кто-то привел все количественные парамет­ры Вселенной в соответствие друг с другом... Все это произ­водит грандиозное впечатление замысла"22.

До сих пор мы рассматривали гармонию Вселенной на космологическом макроуровне. Однако имеется множество

88

89

более частных параметров Солнечной системы и Земли, не­обходимых для существования жизни. Некоторые из них очевидны. Таково расстояние между Землей и Солнцем. Если бы оно было меньше, то испарилась бы вода, а если было бы больше, то температура Земли была бы слишком низкой для существования жизни. Изменение всего на 2 % повлек­ло бы за собой исчезновение жизни. Притяжение Земли и температура являются критическими и с точки зрения ат­мосферы, то есть сочетания газов, необходимого для поддер­жания жизни. Планета должна вращаться с определенной скоростью. Если бы она вращалась слишком медленно, то различия между дневной и ночной температурой были бы слишком резкими, а скорость ветра слишком сильной. И т. д. Астрофизик Хью Росс23 приводит 33 параметра, которые должны выполняться для того, чтобы жизнь существовала. Он также делает приблизительный, но в то же время осто­рожный подсчет, согласно которому оказывается, что веро­ятность существования Вселенной составляет 10-30.

Арно Пензиас, лауреат Нобелевской премии по физике за открытие космического микроволнового фонового излу­чения, подводит следующий итог своим размышлениям: "Ас­трономия приводит нас к выводу о том, что когда-то про­изошло уникальное событие — создание Вселенной из ни­чего, создание мира, уникального с точки зрения очень точ­ного равновесия, необходимого для обеспечения условий существования жизни, такого мира, в основании которого лежит (можно сказать, "сверхъестественный") замысел"24.

Ученых-теистов часто обвиняют в том, что они верят в Бога потому, что не могут объяснить какие-то явления, то есть в том, что Бог нужен им только для прикрытия своего незнания (или лени) в тех случаях, когда не находится на­учной интерпретации каких-то явлений. И это, конечно, не­верно, если принять во внимание приведенные выше дан­ные и их анализ, на основании которых идея "сверхъесте­ственного замысла" кажется наиболее адекватной для объяс­нения гармонии Вселенной. Представление о гармонии Все-

ленной возникло именно в результате прогресса в области научных исследований, а отнюдь не как домысел невеже­ственного ума. Современные аргументы в пользу Разумно­го Создателя являются абдуктивным выводом, обеспечива­ющим наилучшее объяснение и основанным на все увели­чивающемся потоке примеров гармоничного устройства ок­ружающего нас мира.

5. Антропный принцип и гипотеза о множественности миров

Представление о том, что Вселенная должна быть очень хорошо упорядочена для того, чтобы поддерживать жизнь, был назван антропным принципом (от греч. antropos~ "че­ловек"). Одна из многочисленных формулировок этого принципа заключается в следующем: Вселенная является такой, какая она есть, потому, что она должна быть такой для поддержания жизни. Введение этого принципа учеными вызвало бурную дискуссию, поскольку принято считать, что наука не может принимать во внимание идеи, связанные с конечной причиной (телеологию), она может оперировать только более узким понятием функции.

Вместе с тем некоторые ученые и философы утвержда­ют, что не следует удивляться упорядоченности и гармонии окружающего нас мира, поскольку если бы этой упорядочен­ности не было, то жизнь, основанная на углероде, была бы невозможна и не было бы и нас, наблюдателей порядка и гар­монии. Однако, как указывает философ Джон Лесли, подоб­ная аргументация похожа на рассуждение о том, что если вы стоите напротив отряда стрелков из 50 человек, направляю­щих на вас ружья, то не следует удивляться, если вы остане­тесь в живых после того, как они выстрелят25. В конце кон­цов это единственный результат, который вы можете наблю­дать: если хотя бы одна пуля попала бы в вас, то вы были бы мертвы! Однако вы по-прежнему можете понимать, что есть что-то заслуживающее объяснения, а именно почему все они промахнулись? Было ли это преднамеренным планом? Лес­ли доказывает, что гармония Вселенной предоставляет нам

90

подлинное доказательство только двух возможностей. Пер­вая возможность — это реальность Бога. Единственный спо­соб избежать этого вывода — поверить в так называемую гипотезу "множественности миров", которая недавно была изложена в книге Дэвида Дойча "Фабрика реальности"20, в которой постулируется одновременное существование мно­жества -- и даже бесконечного множества — параллельных миров, где (почти) все, что теоретически возможно, в конце концов становится действительным, так что нет ничего уди­вительного в существовании Вселенной, подобной нашей.

Дойч (Оксфорд), специалист по квантовым вычислени­ям, естественно, основывается в своей теории на квантовой физике. В то же время Джон Полкингхорн, выдающийся те­оретик в области квантовой физики и член академии, отвер­гает эту концепцию: "Давайте рассмотрим эти спекуляции как таковые. Это не физика, а, в строгом смысле слова, мета­физика. Не существует сугубо научных оснований веры в множественность миров. А как теоретическая конструкция эти миры не поддаются изучению. Другое возможное объяс­нение, обладающее равной интеллектуальной респектабель­ностью и, с моей точки зрения, более четкой структурой и организацией, состоит в том, что этот мир имеет данное уст­ройство потому, что он был сотворен по воле Творца, Кото­рый хотел, чтобы он был именно таким"27. Оксфордский философ Ричард Суинберн соглашается с этим мнением: "Постулирование триллионов триллионов других миров, вместо постулирования Одного Бога, для того чтобы объяс­нить упорядоченность нашего мира, кажется верхом ирра­циональности"28.

Специалист в области космологии Эдуард Харрисон рас­суждает аналогичным образом: "Итак, мы располагаем до­работанным и модернизированным космологическим дока­зательством существования Бога — доказательством, осно­ванным на идее замысла и плана, разработанным Пэйли. Важнейшим доказательством божественного замысла явля­ется гармония и упорядоченность Вселенной. Подумайте,

какая точка зрения вам ближе: слепой случай, который тре­бует множества миров, или план, который предполагает толь­ко один мир... Многие ученые в своих предпосылках скло­няются к телеологическому аргументу или идее замысла"29.

Второй вывод. Точность и упорядоченность Вселенной является доказательством того, что нам суждено здесь быть, что этот мир действительно является нашим домом. 6. Для чего мы здесь?

Итак, мы убедились в том, что Вселенная содержит оп­ределенные признаки наших связей с ней. Рациональная познаваемость мира указывает на существование Разума, к Которому восходит как Вселенная, так и наше сознание. Именно поэтому мы можем заниматься наукой и открывать математические закономерности, которые лежат в основа­нии наблюдаемых нами явлений. Кроме этого, к осознанию неслучайности появления человека во Вселенной приводит постоянно углубляющееся понимание гармонии Вселенной в целом и упорядоченности устройства планеты Земля, в частности. Земля — наш дом.

Но если существует Разум, Который стоит за Вселенной, и если этот Разум предначертал нам жить в этом мире, то встает действительно важный вопрос: зачем мы здесь? Ка­кова цель нашего существования? Именно эти вопросы все­гда волновали человека.

Мы уже убедились в том, что научный анализ окружаю­щего нас мира не в большей степени может дать ответ на этот вопрос, чем, скажем, научный анализ пирога, испеченного вашей тетушкой, может дать ответ на вопрос, почему она это сделала (см. Раздел 2, Б.1.). Разумеется, научный анализ пирога может сказать нам, что он съедобен, а также, что ве­лика вероятность, что он был сделан из расчета на человека, поскольку его компоненты относятся к продуктам питания человека. Другими словами, наука может сказать о том, что изготовление пирога было подчинено какой-то цели. Но ка­кой именно, она сказать не может. Было бы абсурдно искать эту цель в самом пироге. Только ваша тетушка может сооб-

92

93

шить нам ее. Подлинную науку не смущает то обстоятель­ство, что она не может обеспечить знание о высшей причи­не — ученые просто признают, что они не располагают мето­дами получения этого знания.

Поэтому было бы серьезной логической ошибкой пытать­ся понять, зачем мы присутствуем в этом мире, с помощью анализа компонентов, составляющих Вселенную: се матери­ала, структуры и протекающих в ней процессов. Ответ на этот вопрос лежит за рамками нашего мира, он исходит из кого-то или чего-то, что связано со Вселенной так же, как ваша тетушка связана со своим пирогом.

Каким образом мы можем убедиться, что это так? Да, мы можем видеть, что существуют данные, свидетельствующие о том, что за Вселенной стоит Разум, Разум, который пред­начертал нам быть здесь. И мы наделены сознанием. Поэто­му не будет нелогичным считать, что одна из основных при­чин наличия у нас сознания состоит не в том, чтобы мы были способны исследовать восхитительный мир, который явля­ется нашим домом, но чтобы мы были способны понимать Разум, который дал нам этот дом.

Далее. Мы, люди, способны выражать свои мысли и со­общать их другим людям. Было бы очень странно, если бы Разум, к Которому восходит наш Разум, был менее способен к самовыражению и коммуникации, чем мы. Л это, в свою очередь, ведет к еще одному вопросу: существует ли какое-нибудь надежное доказательство того, что этот Разум когда-либо говорил с нашим миром?

Древние космологии населяли мир самыми разными бо­гами и возводили их происхождение к первичному матери­альному хаосу Вселенной, так что боги оказывались в конеч­ном итоге органичной ее частью. Они не могут служить от­ветом на наш вопрос, так как мы взыскуем Разума, существу­ющего независимо от Вселенной.

Греческий философ Аристотель сформулировал понятие "недвижимого двигателя", который, сам оставаясь неизмен­ным, меняет другие вещи. Он считал, что этот "недвижимый

двигатель" в определенном смысле внеположен Вселенной, и считал абсурдной идею о том, что принцип изменения дол­жен быть заключен в ней самой. Однако "недвижимый дви­гатель" Аристотеля был слишком отдаленным и абстракт­ным, чтобы проявлять интерес к общению с нашим миром.

Задолго до Аристотеля была написана первая книга Биб­лии. Она начинается словами: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1: 1). Это высказывание совершенно проти­воположно тому, что говорится в других космологиях того времени, таких как вавилонская, где боги являлись органи­ческой частью мира и где мир описывается как проистекаю­щий из бога. В библейской Книге Бытие утверждается, что есть Творец, существующий независимо от Вселенной. Это утверждение составляет основание иудаизма, христианства и ислама. Христианский апостол Иоанн толкует этот посту­лат следующим образом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет чело-веков..." (Ин. 1ч 1-4).

Это толкование заслуживает особого внимания/Прежде всего здесь говорится о том, что за нашей Вселенной стоит Разум. Греческое слово Logos, которое переводится на рус­ский язык как "Слово", использовалось греческими фило­софами для обозначения рационального начала, управляю­щего миром. В этом толковании заключено теологическое объяснение рациональной познаваемости Вселенной: она является продуктом божественного Логоса. Более того, апо­стол Иоанн сообщает нам, что за нашей Вселенной стоит не просто рациональный принцип, а Сам Бог-Творец, то есть не абстракция или даже не безличная сила, а личностный Iюг. И Он не является частью мира. Вспомните наш простой пример с тетушкой, состряпавшей именинный пирог. Этот пример может казаться наивным, но он хорошо передает смысл отношений между создателем и результатом его дея­тельности.

94

95

Бог вечен, а Вселенная — нет. "В начале было Слово...", то есть "в начале Слово уже было...". Бог был всегда. Это мир зависит от Бога, а не Бог — от мира.

В этом контексте встает закономерный вопрос о ценнос­ти человеческих существ. Согласно апостолу Иоанну, "в Нем [Слове] была жизнь, и жизнь была свет человеков...". А ка­ким образом жизнь проявляет себя как свет? Особенно важ­но понять, как проявляет себя в этом качестве жизнь чело­века, способного к самовыражению, способного чувствовать и взаимодействовать с другими людьми. О чем свидетель­ствуют все эти виды жизнедеятельности человеческого су­щества? По крайней мере, о том, что источник нашего суще­ствования не менее значим, чем мы сами. В подтверждение этой мысли Книга Бытие говорит: "И сотворил Бог челове­ка по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж­чину и женщину сотворил их" (Быт. 1: 27). Таким образом, человеческие существа уникальны на фоне всего остально­го тварного мира, божественное Слово вместило в нас образ Самого Бога, сделало нас разумными существами, тем самым наделив нас способностью понимать Его Разум и вступать в отношения с Тем, для Кого мы были сотворены, и наслаж­даться этими отношениями. Именно это глубокое утверж­дение содержится в словах апостола Иоанна. Так как он со­общает нам не только об акте творения, совершенном Бо­гом-Логосом. Он сообщает нам и о том, что сам явился сви­детелем уникального исторического события: "И Слово ста­ло плотию и обитало с нами, полное благодати и истины..." (Ин. 1:14). А на вопрос, какова была цель этих событий, свер­шившихся двадцать веков тому назад, апостол отвечает сле­дующее: "В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими..." (Ин. 1: 10-12).

Давайте на минуту остановимся и подумаем о том важ­нейшем факте, что хотя в науке ничего не говорится о по­добных вещах и она не претендует на то, чтобы говорить о

них, эти вещи тем не менее не только согласуются с научны­ми данными, но и служат ключом к объяснению того, поче­му наука показывает нам, что вечный Бог-Слово задумал и сотворил наш мир.