2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
Согласно характеристике, которая обычно приписывается Фрэнсису Бэкону и Дж. С. Миллю, научный метод включает в себя следующие составляющие:
сбор и накопление эмпирических данных (бесспорных фактов), осуществляемые путем наблюдения и эксперимента и не подверженные влиянию разного рода предубеждений и неявных предпосылок (presuppositions);
формулирование гипотез на основании собранных данных путем поиска моделей взаимоотношений между данными и последующее индуктивное обобщение;
проверка гипотез путем вывода предсказаний, которые из них следуют, и дальнейшее планирование и осуществление экспериментов для проверки истинности гипотез;
отбрасывание гипотез, не подтверждающихся экспериментальными данными, и построение теории путем добавления подтвержденных гипотез.
Ученые накапливают данные, результаты экспериментальных наблюдений и измерений. В качестве примера эмпирических данных могут служить измерения кровяного давления у студентов, скажем, до и после экзамена или образцы лунных пород, собранных космонавтами.
Однако помимо этой информации, существует множество таких вещей, которые для нас одинаково реальны, но которые вряд ли можно расценивать как данные в научном смысле слова: это, например, субъективные чувства, испытываемые нами при виде заходящего солнца; это любовь, дружба, сны и фантазии. Конечно, мы можем исследовать спящего и предающегося мечтам человека, фиксируя частоту сердечных сокращений, деятельность мозга и движения глаз. Но мы не можем измерить субъективные переживания человека, которые он при этом испытывает. Таким образом, мы видим, что научный метод имеет свои ограничения. Вся реальность ему не подвластна.
Ученые занимаются выявлением зависимостей между полученными данными и построением моделей, а также стремятся вывести гипотезы или теории для того, чтобы объяснить эти модели. На первоначальном этапе исследования гипотеза может быть просто предварительным соображением или догадкой, которая приходит в голову ученому, занимающемуся какой-то проблемой, и служит возможным объяснением наблюдаемых фактов. Например, ученый может предположить (и вполне обоснованно), что отклонения от нормы в показателях кровяного давления у студентов можно объяснить тем, что большинство людей во время экзаменов испытывают стресс. Чтобы проверить эту гипотезу, ученый должен сформулировать ожидаемые корреляции, вытекающие из данной гипотезы, а затем придумать способы ее экспериментальной проверки. Если эксперименты не подтверждают ожиданий, гипотеза может быть изменена или отброшена в пользу другой гипотезы и процесс проверки повторен. Подтвержденная в результате повторных экспериментов гипотеза заслуживает право называться теорией1.
В настоящее время среди самих ученых и философов науки принято считать, что та характеристика научного метода, которую мы привели выше, является не только в высшей степени идеализированной, но и ошибочной. Так утверждается, что ни один ученый, каким бы честным и непредвзятым он ни был, приступая к исследованию, не может быть свободным от предварительных представлений и допущений. Это обстоятельство имеет большое значение с точки зрения понимания вклада науки в наше мировоззрение. Однако нам будет легче рассматривать эту тему, если мы сначала обратимся к некоторым логическим понятиям и операциям, которые лежат в основании научной аргументации и доказательства.
3. Индукция2
Индукция является, вероятно, наиболее важной логической процедурой, которую ученые используют для того, что-бы| формулировать законы и теории. Но индукция знакома
40
41
не только ученым, но и каждому из нас, даже если мы не знаем, что пользуемся ею. Когда ребенок впервые видит ворону, он замечает, что она черная. Следующая ворона может вполне оказаться белой или желтой. Однако, наблюдая ворон изо дня в день, ребенок в какой-то момент начинает думать, что любая ворона, которую он увидит, окажется черной, и затем придет к выводу, что все вороны черные. Это и есть, индуктивный вывод, основанный на фактах: ребенку нужно было увидеть, скажем, 435 ворон, чтобы прийти к обобщающему утверждению обо всех воронах. Таким образом, индукция — это процесс обобщения, основанный на конечном множестве данных, результатом которого является универсальное, или общее, высказывание.
Известным примером использования индукции в науке являются выведенные Менделем законы наследственности. Мендель и его помощники произвели целый ряд наблюдений частоты конкретных характеристик, встречающихся у каждого последующего поколения гороха (разная высота растений, внешний вид семян), а затем сделали индуктивное обобщение на основании этих наблюдений, чтобы сформулировать законы, которые теперь носят его имя.
Но, как читатель уже, наверное, догадался, использование индуктивного метода имеет некое ограничение. Чтобы показать, в чем оно состоит, рассмотрим пример с другими птицами — лебедями. Предположим, что все лебеди, которых видит какой-то человек с детства, белого цвета. На этом основании он вполне может сделать индуктивный вывод, что все лебеди белые. Но в один прекрасный день ему могут показать картинку с изображением черных австралийских лебедей, из которой будет ясно, что его заключение было ошибочным. На этом примере хорошо видно, в чем заключается проблема использования индукции. Может ли исследователь быть уверенным, что произвел достаточное число наблюдений, для того чтобы делать общий вывод на основании ограниченного множества наблюдений?
Итак, человек открыл для себя существование черных лебедей. Это открытие доказало ошибочность его утвержде-
ния о том, что все лебеди белые, но оно не доказало ошибочности модифицированного варианта этого высказывания: если вы увидите лебедя в Европе, то велика вероятность того, что этот лебедь окажется белым.
раз — из области химии.
Обратимся к еще одному примеру индукции, на сей
Время | дата | вещество |
09.05 | 14.08.98 | серная кислота |
14.35 | 17.09.98 | лимонная кислота |
10.45 | 18.09.98 | соляная кислота |
19.00 | 20.10.98 | серная кислота |
лакмусовая бумажка
окрашивается в красный цвет
окрашивается в красный цвет
окрашивается в красный цвет
окрашивается в красный цвет
На основании проведенных экспериментов можно сформулировать универсальное или обобщенное высказывание (закон): лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет при погружении в кислоту.
Этот закон, основанный на индуктивном выводе из конечного множества конкретных наблюдений, которые производятся над конкретными кислотами в конкретный момент времени в конкретном месте, переносится на все кислоты, находящиеся в любом месте и в любое время. Сформулировав данное общее утверждение, зададимся вопросом: можем ли мы быть уверенными, что оно является истинным, если в силу самой природы вещей, мы можем произвести только конечное число наблюдений того, как лакмусовая бумажка краснеет под действием кислоты? История с черным лебедем говорит о том, что мы должны осознавать, что здесь заключена серьезная проблема.
Мы, разумеется, не можем быть абсолютно уверены в истинности данного обобщения. Но каждый раз, когда мы Производим эксперимент и он дает ожидаемый результат,
43
наша уверенность в проверке с помощью лакмусовой бумажки повышается, особенно если мы видим, что другая бумажка, погруженная в жидкость, не краснеет, и тогда мы с большой вероятностью делаем заключение, что этот эффект связан не с тем, что проверка с помощью лакмусовой бумажки не работает, а с тем, что либо бумажка в данном случае не была лакмусовой, либо мы имеем дело не с кислотой, а с каким-то другим веществом. Конечно, в основании нашей уверенности лежит допущение, что природные механизмы единообразны и что если я повторю свой эксперимент завтра при тех же условиях, при которых я проводил его сегодня, я получу те же результаты.
Возьмем другой пример, который использовал Бертран Рассел, чтобы продемонстрировать проблему, связанную с использованием индукции, в более сложной ситуации.
Это история знаменитого расселовского индюка-индуктивиста. Индюк заметил, что в первый день фермеры покормили его в 9 утра. В течение двух последующих месяцев он наблюдал, что в любой случайно выбранный день его кормят в 9 утра. И тогда он сделал индуктивный вывод, что его всегда будут кормить в 9 утра. Каково же было его удивление, когда в Сочельник вместо того, чтобы предложить ему еду, его закололи, чтобы приготовить рождественский обед!
Таким образом, каждый раз при использовании индукции возникают вопросы. Можем ли мы быть уверены, что провели достаточное число экспериментальных наблюдений? Сколько раз мы должны подвергнуть нагреванию конкретные металлы, чтобы заключить, что все металлы расширяются при нагревании? Как избежать шока, испытанного индюком-индуктивистом? Конечно, мы понимаем, что проблема индюка заключалась в том, что у него не было (а в действительности, и не могло быть) более широкого опыта хозяина птицефермы, который мог заменить неправильный индуктивный вывод индюка на более правильный: а именно на закон, что каждого индюка сначала откармливают, а потом закалывают.
Однако приведенные выше соображения направлены не на то, чтобы показать, что индукция бесполезна, а наука не может привести к каким-либо надежным выводам, и тем самым подорвать репутацию науки, а на то, чтобы читатель осознал ограничения одного из научных методов и основывал свои выводы в тех ситуациях, когда это возможно, на сочетании методов.
4. Роль дедукции
Как только с помощью индукции сформулирован закон, мы можем проверить его правильность, делая на его основании предсказания. Например, допустив, что законы Менделя верны, мы можем на их основании предсказать, с какой частотой в данной семье будут рождаться люди с голубыми глазами. Если мы увидим путем прямого наблюдения, что появление людей с голубыми глазами соответствует предсказаниям, это будет означать, что наши наблюдения подтверждают теорию, хотя такого рода подтверждение никогда не ведет к полной определенности. Таким образом, дедукция играет важную роль в подтверждении результатов индуктивного вывода.
На основании содержания предыдущего параграфа у читателя может возникнуть впечатление, что научная работа всегда начинается с анализа эмпирических данных и с формулирования некоторой индуктивной гипотезы, объясняющей эти данные. Однако на самом деле, методология научного исследования более сложна. Очень часто ученый начинает исследование с решения о том, какого типа научные данные его интересуют. Это значит, что у него уже есть некая предварительная гипотеза или теория, которую он собирается проверять, и поэтому он занимается поиском подтверждающих ее данных. В этой ситуации решающую роль играет дедукция.
Так, в Разделе 1 данной главы мы упоминали, что древнегреческие философы выдвигали гипотезу, что планеты должны двигаться вокруг Земли по круговым орбитам, поскольку они считали круг совершенной формой. Отсюда они
44
45
делали дедуктивный вывод о том, что, в соответствии с этой гипотезой, должно наблюдаться в небе. Когда их наблюдения совершенно не согласовывались с исходной гипотезой, они ее изменяли путем введения в модель дополнительных круговых движений, так называемых эпициклов. Этот более сложный вариант гипотезы использовался для осуществления дальнейших предсказаний. Теория эпициклов господствовала в астрономии в течение долгого времени и была опровергнута Коперником и Кеплером, которые предложили другое объяснение наблюдаемых фактов. Этот переворот в астрономии получил название коперниканской революции.
Исследования Кеплера также иллюстрируют использование дедуктивного метода. Опираясь на наблюдения астронома Тихо Браге, Кеплер пробовал вычислить траекторию движения Марса среди "неподвижных" звезд. Он никак не мог справиться с этой задачей, пока не применил результаты своих исследований в области геометрии эллипса. Исходя из этих результатов, он высказал гипотезу, что орбита Марса имеет форму эллипса и что можно на основании математических вычислений вывести (букв. дедуцировать), что можно наблюдать, исходя из данной гипотезы, и, наконец, сравнить предсказания с реально наблюдаемыми фактами. Правильность гипотезы об эллиптической орбите в данном случае оценивается по тому, насколько хорошо предсказания согласуются с наблюдаемыми фактами.
Этот метод вывода называется дедуктивным, или гипогетико-дедуктивным, методом рассуждения: он состоит в выведении (дедуцировании) предсказаний из гипотезы и затем - в сравнении их с действительно наблюдаемыми явлениями.
Поскольку дедукция является важным методологическим приемом, имеет смысл коротко осветить, в чем она состоит.
Итак, дедукция — это логическая процедура, с помощью которой утверждение, которое мы можем доказать (заклю-
чение), является логически выводимым (дедуцируемым) из того, что мы уже приняли в качестве посылки. Приведем пример логической дедукции, которую обычно называют силлогизмом:
Все собаки имеют четыре ноги.
Фидо — собака.
Фидо имеет четыре ноги.
В этой группе утверждений (1) и (2) являются посылками, а (3) — заключением. Если (1) и (2) истинны, то и (3) истинно. Или если сказать иначе, если (1) и (2) истинны, а (3) ложно, то мы имеем логическое противоречие. В этом сущность логически верной дедукции.
Рассмотрим пример логически неверной дедукции.
Многие собаки имеют длинные хвосты.
Альберт — собака.
Альберт имеет длинный хвост.
Здесь высказывание (3) не является необходимым следствием из (1) и (2). Высказывания (1) и (2) могут быть истинными, а (3) может быть ложным.
Все это кажется столь простым, что можно легко потерять нить рассуждения. Постарайтесь этого избежать, так как вы можете при этом упустить нечто важное. Один из таких важных моментов заключается в том, что дедуктивная логика не может установить истинность высказываний, которые составляют данное рассуждение. Единственное, что логика может нам сообщить (и эта информация, на самом деле, очень важна!), — это то, что если посылки истинны, а вывод логически верен, тогда истинно и заключение. Поясним этот тезис на примере:
На всех планетах есть высохший океан.
Меркурий — планета.
На Меркурии есть высохший океан.
Это логически верное рассуждение, хотя высказывания (1) и (3), насколько нам известно, являются ложными. Вы-
46
47
вод (3) говорит нам только о том, что если (1) и (2) истинны, то тогда и (3) является истинным, что совершенно верно. Сначала это, вероятно, покажется странным, но в то же время может помочь нам понять, что с помощью логики мы можем проверить только вывод и сказать, является ли он верным или нет. С помощью логики мы не можем проверить истинность посылок или заключения. В логике мы имеем дело со способом выведения одних высказываний из других, а не с истинностью высказываний.
Дедуктивный вывод играет главную роль в чистой математике, где теории строятся с помощью дедуктивного вывода из данных аксиом, как в евклидовой геометрии. Результаты вывода (или, как их обычно называют, теоремы) считаются истинными, если построена логически верная цепочка дедуктивных выводов, исходящих из аксиом. Такие дедуктивные доказательства обеспечивают достоверность (при условии непротиворечивости аксиом), которая недостижима в индуктивном знании.
При построении научных теорий используется как индукция, так и дедукция. Выше мы рассказывали, как Кеплер использовал дедукцию при формулировании своей теории о том, что орбита Марса имеет форму эллипса. Однако ученый предположил, что она имеет форму эллипса (а не, скажем, параболы или гиперболы) потому, что наблюдения Т. Браге навели его на мысль, что орбита Марса имеет форму яйца. Представление об этой форме было высказано на основании индукции из астрономических наблюдений.
- Часть 1введение 7
- Глава 1. Формированиемировоззрения Глава 2. Прислушиваемсякголосунауки
- Глава 1. Формирование мировоззрения а. Зачем нужно мировоззрение
- Роза. Сорт "Шэннон"
- 2. Эмпирические данные, модели (patterns), зависимости и гипотезы
- 5. Одни и те же данные могут быть объяснены с помощью разных гипотез
- 6. Фальсифицируемость
- Часть 2
- 7. Начало Вселенной
- Планета Сатурн.
- Человеческая клетка
- Глава 4. Какустроенживоймир
- 1. Удивительный мир живого
- 2. Нередуцируемая сложность биологических систем
- 3. Строительные блоки жизни
- Глава 5. Спорывокругэволюции
- 9. Принципиальная сложность
- Глава 6. Языковаяспособность
- Глава 7. Совпадениямеждунаучными
- Глава 9. Человеческаясвободаи опасностьнепониманияееценности
- Глава 10. Природанравственностииее основания
- Глава 11. Сравнительныйанализ
- 4. Не существует абсолютной морали: мораль является отражением крупных экономических изменений в ходе истории.
- Глава 12. Предназначениечеловекаи еговластьнадприродой
- Мир и Квант
- Ремонт телескопа Хаббла
- Глава 13. Какчеловекосуществляет своювласть
- 2. Что нас ждет в будущем
- 3. Вопрос человеческого достоинства и прав
- 4. Может ли человек стать богом?
- 2. На самом деле, человек не страдает никакими нравственными дефектами.
- Глава 14, Что ждет человека в будущем