Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
Обрыв такелажа. Если на ходу лопнул или отдался штаг, то необходимо, потратив гика- и стаксель шкоты, увалиться на фордевинд, после чего сначала завести фальшивый штаг (например, из запасного стаксель фала), а затем заменить (починить) сломанную деталь. Если лопнула или отдалась наветренная ванта, бакштаг или выскочила наветренная краспица, следует немедленно потравить шкоты и лечь на другой галс (или в дрейф) с поворотом оверштаг, затем заняться ремонтом повреждения. Если наветренная ванта отдалась на курсе фордевинд, то необходимо сделать поворот фордевинд и привестись на острый курс. Если лопнул ахтерштаг, то следует привестись на острый курс и выбрать гика-шкот, после чего завести фальшивый ахтерштаг (например, из топенанта). Можно заменить поврежденные снасти на ходу, когда есть запасные ванты и бакштаги. Во время этой операции площадь парусов уменьшают до предела и ложатся на курс, при котором поврежденная снасть находилась бы под ветром. Если лопнул или выхлестнулся гика-шкот, то подветренным бакштагом подтягивают гик, приводятся до положения левентик, накидывают на нок гика петлей конец, который крепят к кормовым уткам. Затем, увалившись на нужный курс, заводят новый гика-шкот. Если лопнул подветренный стаксель-шкот, то возможны следующие варианты:
-
сделать поворот оверштаг и заменить шкот на другом галсе;
-
перенести наветренный шкот под ветер, а затем заменить лопнувший;
-
подобрать наветренный шкот и заменить лопнувший подветренный шкот (годится только для стакселей);
-
убрать стаксель (геную) для замены шкота.
Поломка мачты. При поломке мачты необходимо убедиться, нет ли пострадавших, не оказался ли кто-нибудь за бортом, и оказать им необходимую помощь, после чего поднять на борт обломки мачты и такелажа и снять с них паруса. Если сломалась металлическая мачта и поднять ее на борт невозможно, то при сильном волнении нужно освободиться от мачты, обрубив стоячий такелаж. Затем дать яхте ход. Без мачты резко изменяется момент инерции яхты - ее начинает резко и порывисто качать, что плохо отражается на работоспособности команды. Когда мачта ломается выше нижних краспица, а основные ванты целы, то на остатках мачты, предварительно укрепив ее ложным стоячим такелажем, можно поставить штормовой стаксель и трисель. Когда же она ломается у пяртнерса, то в качестве фальшивой мачты можно использовать спинакер-гик, гик или футштоки, раскрепив ее как минимум двумя вантами, штагом, ахтерштагом и установив наверху два блока для фалов.
Поломка руля. Если сломан баллер или потеряно перо руля, то необходимо лечь в дрейф под парусами или встать на плавучий якорь и сделать аварийный руль. Для этого используют два футштока или спинакер-гика, закрепив между ними какую-нибудь доску, например полик. К доске крепят два браса, заводят их на шпили шкотовых лебедок правого и левого бортов. Устройство устанавливают на корме яхты под углом 30-45° к горизонту с помощью мощного бензеля и оттяжки, проведенной к обушкам на палубе. Регулируя натяжение брасов, устанавливают необходимое положение временного руля относительно ДП яхты. Это самая надежная конструкция временного руля для управления яхтой в свежую погоду. Многомачтовыми яхтами с длинной килевой линией и большим количеством парусов можно управлять с помощью парусов. Потравливая или выбирая шкоты носовых и кормовых парусов, можно регулировать курс яхты в довольно широких пределах.
Борьба с течью. При появлении течи немедленно нужно организовать откачку воды из трюма, причем чаще всего самая эффективная откачка - с помощью обычных ведер. Если течь обнаружена в районе ватерлинии или выше, надо сменить галс так, чтобы место течи оказалось на наветренном борту. Для ликвидации пробоины или течи используют чехлы, тряпки, одеяла, деревянные подушки, нарезанные в размер шпации и обернутые парусиной клинья. Надо стараться заделать пробоину изнутри. Иногда приходится заводить пластырь снаружи корпуса, для чего можно использовать один из штормовых стакселей. На яхтах с металлическим или пластмассовым корпусом для окончательной заделки пробоины лучше всего поставить цементный ящик. Бетон приготавливают из цемента марок 400 или 600, смешивая его с песком в отношении от 1 : 3 до 1 : 1. В смесь доливают пресную воду и перемешивают до консистенции густого теста. Для ускорения схватывания бетона в воду добавляют 10°/0 жидкого стекла или 5% технической соды. Для прочности заделать в бетон арматуру.
Борьба с пожаром. При возникновении пожара ходовая вахта уваливает судно на курс фордевинд, чтобы уменьшить крен яхты и скорость вымпельного ветра, раздувающего огонь, а аварийная команда устанавливает, что горит, и тушит пожар, предварительно перекрыв топливные магистрали, газ и отключив электроэнергию. Горяшии бензин и электрооборудование под напряжением можно тушить только углекислотными огнетушителями (ОУ-2 или ОУ-5), все остальное тушат водой или любой плотной тканью (одеялом, чехлом и т. п.). Наибольшую опасность на яхте в пожарном отношении представляют бензиновый двигатель и газовый камбуз. Поскольку размеры большинства яхт обычно не позволяют выделить для них отдельных отсеков, то следует обеспечить герметичность бензобаков и газовых баллонов, удалить их от соседства с открытым огнем и источниками тепла. Желательно вынести их из жилых помещений. Яхта должна иметь хорошую вентиляцию.
Рис.143: Отход от стенки (а) и снятие с якоря (б) яхты под мотором при навальном ветре.
Управление под мотором. Поскольку современные яхты имеют большую боковую поверхность плавниковых фальшкилей, направление вращения винта оказывает небольшое влияние на их управляемость на ходу. Тем не менее у яхт с маломощными моторами некоторые особенности управления существуют. Так, при навальном ветре отход от стенки на шлюпе 3/4 легче выполнять кормой на ветер (рис. 143, а). Снимаясь с якоря у подветренного берега при штормовом ветре, после того как якорь будет вырван, необходимо сначала увалиться и разогнать яхту, а затем привестись к ветру. Если этого не сделать, то маломощный двигатель может не "выгрести" против ветра - яхту снесет на мель (рис. 143, б). Следует учитывать и то, что на заднем ходу при работающем моторе яхтой управлять плохо. Для срочной остановки яхты в узком фарватере необходимо включить полный ход назад и немного переложить руль в сторону вращения винта.
- Школа яхтенного капитана Составитель: е.П.Леонтьев Москва "Физкультура и спорт", 1983
- Раздел I. Основы теории и устройство крейсерских яхт Глава 1. Элементы теории парусной яхты.
- Требования, предъявляемые к парусной яхте.
- Характеристики формы корпуса яхты.
- Плавучесть, осадка и дифферент.
- Непотопляемость.
- Силы, действующие на корпус и паруса яхты.
- Остойчивость.
- Сопротивление дрейфу.
- Управляемость.
- Ходкость.
- Глава 2. Прикладная аэродинамика паруса.
- Работа паруса.
- Особенности работы паруса как крыла.
- Форма паруса и контроль за нею.
- Взаимодействие парусов.
- Лобовое сопротивление яхты.
- Ходовые качества яхты на различных курсах.
- Глава 3. Некоторые особенности конструкции крейсерско-гоночных яхт.
- Классификация и основные требования, предъявляемые к крейсерско-гоночным яхтам
- Общее расположение и конструкция корпуса
- Устройства, системы и снабжение крейсерско-гоночных яхт
- Парусное вооружение
- Глава 4. Правила обмера крейсерско-гоночных яхт
- Раздел II. Яхтенное судовождение Глава 5. Лоция.
- Терминология морской лоции.
- Ограждение морских опасностей.
- Сигнальные и другие станции.
- Морские карты.
- Навигационные пособия.
- Глава 6. Практическая навигация
- Глава 7. Морская астронавигация.
- Небесные ориентиры, их координаты и видимые движения.
- Ориентирование во времени.
- Оценка астронавигационной обстановки.
- Определение направления движения яхты и поправки компаса по наблюдениям светила.
- Ориентирование по местонахождению.
- Глава 8. Гидрометеорология на яхте.
- Атмосферное давление.
- Температура воздуха.
- Влажность воздуха, облачность, осадки.
- I. Облака нижнего яруса.
- II. Облака вертикального развития.
- III. Облака среднего яруса.
- Ветер. Общая циркуляция атмосферы.
- Погода.
- Прогноз погоды по местным признакам.
- Элементы океанологии.
- Глава 9. Морская практика в дальнем плавании.
- Управление крейсерско-гоночными яхтами в штормовую погоду.
- Особые случаи в плавании.
- Посадка на мель и техника снятия с мели в различных условиях.
- Якорная стоянка.
- Встреча шквала.
- "Человек за бортом!".
- Оказание помощи судну, терпящему бедствие.
- Аварии на яхте, меры их предупреждения и ликвидации.
- Особенности крейсерских гонок.
- Глава 10. Основы морского права
- Приложения.
- Основные данные некоторых крейсерско-гоночных яхт.
- Плавучие знаки ограждения.
- Условные обозначения на карте при ведении прокладки.
- Астронавигационные таблицы и номограммы.
- 4, В. Эфемериды Солнца для ориентирования во времени и по направлению движения яхты.
- 4, З. Вычисление истинного пеленга сверила по номограмме № 90199 (в северных широтах) (рис. 149)