logo search
Мировоззрение

Глава 7. Совпадениямеждунаучными

представлениямиибиблейской

картинойпроцессатворения

Проведенный выше анализ представлений о человеке и природе показывает, что атеистическая наука априорно при­вносит материализм в интерпретацию фактических данных. Теисты, разумеется, тоже, осуществляя интерпретацию фак­тов, привносят в нее свою априорную веру в Творца. Самое поразительное здесь то, что научные данные, которые мы рассматривали выше, обнаруживают значительные совпаде­ния с библейской картиной процесса творения. Это может удивить тех, кого всегда учили, что эта картина безнадежно упрощенная. Адресуем читателя к тем моментам совпадения между библейской картиной мира, с одной стороны, и со­временной физикой и космологией — с другой, о которых мы говорили в Разделе 3.7. Конечно, библейское описание интересующего нас предмета изложено общедоступным язы­ком, но было бы ошибкой полагать, что от этого оно стано­вится менее глубоким. Верно обратное.

Прежде всего, как мы могли убедиться (см. Раздел 4.6), в Библии, впрочем, как и в разных научных дисциплинах, ана­лизируется происхождение информации. Согласно Библии, информация и энергия восходят к разумной деятельности Слова, Которое есть Бог. Однако вопреки ожиданиям, в Кни­ге Бытие описывается не внезапное и однократное событие, совершающееся в первоначальном акте творения, а после­довательность таких актов. В тексте Библии мы несколько раз читаем: "И сказал Бог". И далее следует описание оче­редного шага в процессе творения. Так, согласно библейс­кому свидетельству, происходит не одно, а последователь­ность событий, связанных со введением (input) информации, имеющих место в течение определенного периода времени

196

197

до тех пор, пока процесс творения не заканчивается и пока не сообщается, что Бог предался отдыху от дел творения.

Сложность, с которой сталкиваются многие образован­ные люди, читая это описание творения, заключается в том, что, если читать его поверхностно, то может сложиться впе­чатление, что мир был создан за шесть земных дней, за кото­рыми последовал день покоя. Но это не обязательно было так. Тщательный анализ показывает, что этот библейский текст чрезвычайно сложен. Так, слово "день" имеет четыре разных значения во фрагменте Быт. 1:1 — 2: 4.

  1. Шесть дней, в течение которых происходит творение, имеют утро и вечер и потому в соответствии с обычными древнееврейскими представлениями должны обозначать дни, состоящие из 24 часов (хотя многие толкователи в додарвиновские и последарвиновские времена полагали, что эти временные промежутки означают неопределенные пери­оды времени).

  2. Во фразе "И назвал Бог свет днем" слово "день" обо­значает световой день, то есть примерно 12 часов (то есть период, меньший, чем 24 часа).

  3. Отсутствие повторяющейся фразы "Ибыл вечер и было утро" при описании седьмого дня при том, что она присут­ствует при описании остальных шести дней, говорит о том, что седьмой "день" не имеет конца. Бог завершил процесс творения и не собирается его возобновлять.

  4. В Быт. 2:4 слово "день" (древнеевр.-yom) (в Синодаль­ном переводе здесь используется слово "время"), видимо, описывает весь процесс творения.

Этих замечаний достаточно, чтобы сделать заключение о том, что мы имеем дело со сложным текстом. Но, вероятно, самое интересное здесь то, что древнееврейский определен­ный артикль используется только при назывании шестого и седьмого дней, что обозначает их особое значение: на шес­той день был создан человек, а седьмой день Бог посвятил отдыху. Отсутствие определенного артикля у названий ос­тальных пяти дней оставляет открытой возможность того,

что эти дни были отделены друг от друга перерывами нео­пределенной длительности, предоставленными для развития потенциала актов творения. Иначе говоря, из этого текста можно сделать вывод, что шесть дней были обычными дня­ми, но не днями земной недели. Это были дни творения, от­меченные введением (input) информации и энергии, кото­рым затем предоставлялось время для развития их потен­циала вплоть до следующего этапа.

Очевидно, что если это так, то такая картина соответству­ет данным палеонтологии, говорящим, что характерные осо­бенности живых организмов появляются внезапно, на новых уровнях формирования сложности, за которыми следует пе­риод стазиса. Именно такая модель может быть построена, если понимать библейские описания принятым нами способом.

Далее. Последовательность актов творения после дня отдыха служит для того, чтобы подчеркнуть, что сотворение Богом Вселенной и жизни не являются тождественными Его промыслительной поддержке творения во время развития им своих потенциальных возможностей. Отсюда следует существенная разница между наукой о функционировании Вселенной и наукой о ее происхождении. Она особенно на­глядна, когда мы обращаемся к рассмотрению различия меж­ду творческим введением (input) информации и энергии в дни творения и временем стазиса между этими днями. По­скольку логическим следствием из того факта, что необхо­димо дополнительное привнесение информации для пере­хода от стадии (или дня) п к стадии п + 1, является то, что если вы попытаетесь объяснить стадию п + 1 в терминах физики или химии стадии п, то потерпите неудачу. Говоря другими словами, действие микроэволюционных процессов на стадии п может вполне привести ко множеству измене­ний, но никогда не приведет к более высокому уровню слож­ности, наблюдаемому на стадии п + 1. Для этого необходимо новое привнесение информации и энергии.

Последний этап — это творение человеческой жизни, и здесь различие между возникновением и распространени-

198

199

ем человечества подчеркивается христианским апостолом Павлом в его обращении к греческим философам города Афин: "От одной крови Он [Бог] произвел весь род чело­веческий..." (Деян. 17: 26). Следовательно, творение перво­го человека не тождественно последующему творению всего рода человеческого. Полезно рассмотреть, что предполага­ет последнее как с позиций науки, так и с позиций теоло­гии.

  1. Элемент случайности (по крайней мере, с нашей точ­ки зрения) — мутации в генетическом материале человека.

  2. Изменчивость ограничена определенными рамками. Она не приводит к возникновению совершенно других ви­дов живых существ.

  3. При этом Бог не остается в стороне и продолжает на­блюдать за происходящими процессами (Исх. 4: 11).

Пункты (1) и (2) можно проиллюстрировать на простом примере из физики. Возьмем пневматическую шину. Воздух внутри шины состоит из молекул, находящихся в постоян­ном движении, сопровождающемся всякого рода непредска­зуемыми явлениями на квантовом уровне. Но все эти слу­чайные процессы протекают в системе, ограниченной по­крышками шины.

Библейское описание помогает нам также понять, в чем несостоятельность материалистических теорий. Если биб­лейское описание верно, то можно ли ожидать успеха, ис­следуя природу с точки зрения теории, утверждающей, что вся история жизни, начиная с добиотического уровня и кон­чая человеком, является единым развивающимся целым?

Такая теория, как показывает проведенный нами анализ, или не способна объяснить происхождение (новых уровней) сложности и/или она не работает без незаметного протас­кивания разумного начала. Сугубо механистические объяс­нения являются как по своей идее, так и по своей реализа­ции неадекватными. Таким образом, оказывается, что биб­лейское описание находит себе подтверждение в научных от­крытиях.

Ряд ученых, таких как Докинз и Деннетт, утверждает, что бессмысленно вводить идею Бога как объяснение слож­ной организации по той простой причине, что Бог, если Он существует, является, по определению, более сложной сущ­ностью, чем все другое, а пытаться объяснять одно слож­ное явление через еще более сложное не имеет смысла. Но это утверждение абсурдно. Прежде всего, здесь имеет мес­то смешение категорий движущей силы (деятеля — agent) и механизма, о котором мы говорили в Разделе 2, Б.1. По­нравится ли вам аргументация, согласно которой апелля­ция к существованию Генри Форда для объяснения про­исхождения автомобиля ни к чему не приводит, посколь­ку Генри Форд, по определению, гораздо сложнее, нежели автомобиль? Или, скажем, аргументация, что апелляция к внеземному разуму для объяснения содержания информа­ции, полученной с помощью радиотелескопа, смешна, по­скольку такой внеземной разум, будет, по определению, гораздо более сложен, чем полученное сообщение? Или мысль о том, что постулирование наличия автора для объяснения книги является абсурдным, поскольку автор "сложнее", чем книга? Невозможно принимать подобные аргументы всерьез. Они компрометируют базовое допуще­ние материалистической философии о недопустимости объяснений в терминах деятеля {agent).

В заключение следует сказать, что в случае привержен­ности материалистическому мировоззрению единственным вариантом объяснения природы может служить та или иная форма химической или биологической эволюции, с какими бы проблемами она ни сталкивалась. Но если выйти за гра­ницы этого мировоззрения, то можно увидеть, что до сих пор наилучшим объяснением сложной биологической организа­ции является представление о том, что она восходит к ра­зумному замыслу, и что биологическая микроэволюция представляет собой прекрасное, но в свете идеи разумного начала сложной организации сравнительно тривиальное объяснение изменчивости в определенных границах. Мик-

200

201

роэволюция оказывается заложенной Творцом способнос­тью биологических систем приспосабливаться к различным условиям окружения, существующим на огромном земном шаре. По мере углубления эмпирических исследований сложной организации живых систем мы все более укрепля­емся в осознании того, что нам, людям, предназначено жить в этом мире. Тезис о "слепом часовщике" ложен. Как гово­рит Майкл Дентон: "В конечном итоге, дарвиновская тео­рия эволюции не более чем великий космогонический миф двадцатого века"1.

Мы, люди, — результат целеполагающей надприродной деятельности Творца, который предусмотрел наше появле­ние в этом мире.

А если это так, то в чем же состоит смысл человеческой жизни? К этому вопросу мы и обратимся в следующей час­ти настоящей книги.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Denton М. Evolution — a Theory in Crisis. N. Y.: Adlcr and Adlcr, 1986. P. 358.

ЧАСТЬ3

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕПОВЕДЕНИЕ

Глава 8. Ценностьчеловеческойжизни

Глава 9. Человеческаясвободаиопасность непониманияееценности

Глава 10. Природанравственностииее основания

Глава 11. Сравнительныйанализэтических систем

Глава 12. Предназначениечеловекаиего властьнадприродой

Глава 13. Какчеловекосуществляетсвою власть

Глава 14. Чтождетчеловекавбудущем

202

203

Глава 8. Ценностьчеловеческойжизни

Не пытаясь начать с определения, что такое человечес­кая жизнь, — так как решение этой задачи может потребо­вать слишком много времени, если она вообще имеет реше­ние, — начнем с конкретного вопроса о том, какую ценность мы придаем и должны придавать жизни человека. В конце концов, все мы люди и все мы живем на этом свете, и, что еще более важно, имеем непосредственный личный опыт того, что значит жить. Поэтому нам нужно понять, какую ценность мы приписываем человеческой жизни; как нашей собственной, так и жизни других людей.

Давайте уточним, что кроется под выражением "придавать ценность человеческой жизни". Наверное, мы не говорим при этом о том, как хорошо было в прежние времена, или о том, приносит ли удовлетворение людям жизнь сегодня. Для нас важно, какую ценность мы придаем жизни самой по себе, не­зависимо от того, чем она наполнена. Действительно ли чело­веческая жизнь, будь то наша собственная или жизнь другого человека, представляет собой такую ценность, что было бы предосудительно обращаться с ней неподобающим образом или как-то умалять ее значимость, или даже разрушать ее? Понятно, что ответ на этот вопрос является решающим с точ­ки зрения нашего отношения к себе и к другим.

Для начала рассмотрим одну из животрепещущих про­блем жизни и смерти, которая поможет понять суть постав­ленных нами вопросов.

Проблема убийства новорожденных

Все мы когда-то появились на свет и, вероятно, благодар­ны судьбе, что не стали жертвой детоубийцы. Но есть ли что-нибудь предосудительное в детоубийстве? И если есть, то что это и почему?

В Древней Греции отец или оба родителя нежеланного ребенка имели право поместить его в открытый короб или сосуд и оставить в горах на съедение диким зверям. Так они пытались успокоить свою совесть, делая вид, что ребенка убили не они, а дикие звери. Специалисты по истории древ­него мира, профессора М. Кэри и Т. Дж. Хаархофф пишут, что после 200 г. до н. э. такой способ избавления от нежелан­ных детей стал, по-видимому, "довольно часто использовать­ся для поддержания постоянной численности населения Греции, а в некоторых городах даже вызвал ее резкое сниже­ние"1. Может быть, преднамеренно, а может быть, и нет, де­тоубийство служило, вероятно, как средством уменьшения семейных расходов, так и средством регулирования числен­ности населения.

В связи с этим возникает вопрос: правомерно ли такое детоубийство с точки зрения морали? Вопрос этот касается и нас, потому что это проблема не только древнего мира. Мы тоже когда-то были младенцами. А вдруг по какой-то при­чине наши родители не захотели бы нашего появления на свет? Позволительно ли было бы с позиций морали нас уничтожить? За последние двадцать или тридцать лет жизнь миллионов зародышей, мозг и нервная система которых уже сформировались, была прервана посредством аборта просто потому, что родители не захотели их появления на свет. Разве они не были тоже людьми? А если были (хотя многие упор­но отрицают это), мы могли бы задать вопрос, который мы обсуждали выше: правомерно ли их уничтожение с позиций морали?

Вернемся к новорожденным детям, так как никто не от­рицает, что они — человеческие существа. Является ли их жизнь абсолютной ценностью, так что убивать их нельзя, даже если родители не могут себе позволить их иметь, или по какой-то причине не хотели их появления на свет, или если государство решило сократить избыточный рост насе­ления?

204

205

В начале нашего века многие хозяева держали в доме кошек, чтобы дом не наводнили мыши. Так делают мно­гие и сегодня. Если же кошка принесла четырех котят, а хозяйка не желает их иметь и нет желающих их забрать, хозяйка обычно топит котят в ведре. Никому и в голову не приходит, что с позиций морали это нечто неподобаю­щее.

Сегодня многие убеждают нас поверить в то, что чело­веческие существа — это просто животные, которые в ре­зультате случайной мутации генов и последующего процес­са естественного отбора по воле случая эволюционирова­ли дальше, чем другие приматы. Если это так, то на каком основании мы можем говорить, что убийство маленького котенка не нужно считать нарушением морали, а убийство новорожденного человека — нужно? Каково же в таком слу­чае кардинальное отличие человеческого существа от жи­вотного?

Если, как считают многие, во Вселенной нет ничего, кро­ме материи, а у человеческих существ нет ни души, ни духа и они, подобно животным, являются высокоорганизован­ной формой материи, то тогда почему нельзя разделывать­ся с ними так же, как с детенышами животных? В чем раз­ница?

Кто-то может ответить на этот вопрос так: "Разница со­стоит в том, что люди более ценны, чем животные, и поэто­му аморально убивать человеческих младенцев, да и вообще человеческих существ любого возраста, на любом этапе их жизненного пути".

Понимание того, что человеческая жизнь почему-то пред­ставляет особую ценность — это хорошее начало. Но терми­ны "ценность", "ценный" обычно используются в несколь­ких различных смыслах. Поэтому нам нужно определить, в каком смысле можно сказать, что, во-первых, человеческие существа представляют собой ценность, а во-вторых, — большую ценность, чем животные.

Ценность человеческой жизни не может зависеть от субъективного суждения людей

Некоторые вещи не имеют ценности сами по себе. Они приобретают ценность только в глазах людей. Возьмем, к примеру, сигареты. Одним они нравятся, и для них пачка сигарет представляет ценность. Другим — не нравятся, и они даже думают, что сигареты вообще не имеют никакой цен­ности и их нужно просто сжечь.

Можно ли, следуя этой линии рассуждения, сделать вы­вод, что жизнь человека является ценной, если кому-то дан­ный человек кажется ценным и считается, что его не следует уничтожать? Или аналогичный вывод: если каким-то людям данный человек не нравится и он не является ценным для них, то они могут его уничтожить?

Звучит страшно, и это действительно страшно; но имен­но так иногда ведут себя некоторые народы. В древние вре­мена один из египетских фараонов, желая подчинить себе своих рабов, проводил государственную политику, соглас­но которой дочерей, родившихся в семьях рабов, оставляли живыми, а сыновей сразу после рождения повивальные баб­ки топили в реке. Приведем пример из современной жизни. Многие люди в Китае по разным причинам явно предпочи­тают сыновей дочерям. Китайское правительство, встрево­женное колоссальным ростом рождаемости, недавно приня­ло закон, запрещающий родителям иметь более одного ре­бенка. Этот закон провоцирует поведение людей, которое кажется совершенно невероятным: имеются веские доказа­тельства того, что в отдаленных районах Китая первенца-девочку родители могут спокойно убить в надежде, что сле­дующий ребенок окажется мальчиком.

Таким образом, когда мы говорим о ценности человечес­кой жизни, мы должны придерживаться более жесткого принципа, который несовместим с рассуждением, что желан­ного и любимого ребенка родители не должны уничтожать, а родители, для которых новорожденный не желанен и не любим, должны быть свободны в своем выборе: убить или

206

207

оставить его в живых. Нельзя сводить ценность человечес­кой жизни к проблеме чисто произвольного личного выбо­ра и вкуса. Но если человеческая жизнь имеет ценность в принципе, то следует полагать, что она должна всегда и вез­де быть одинаково ценной, независимо от того, нравится ли носитель этой жизни другим людям или нет.

Возможно, кто-то возразит: "Новорожденные дети и взрослые люди имеют разную ценность. Взрослый развитой человек, несомненно, имеет большую ценность, чем ново­рожденный неразвитой младенец; а взрослый, наделенный даром, скажем, художника, ученого или инженера, имеет большую ценность, чем взрослый, который не обладает ни одним из этих талантов и который может быть даже полным тупицей. Разве широкие массы не ценят знаменитого фут­болиста или кинозвезду больше, чем они ценят заводского рабочего или ребенка-калеку?"

Конечно, мы ценим и должны ценить уровень развития ребенка и огорчаться, если мы сталкиваемся с какими-то сбоями; конечно, мы ценим и должны ценить мастерство хорошего повара или опытного врача, талант педагога, ро­маниста или музыканта. Но когда мы признаем, что восхи­щаемся и ценим одаренных людей за их таланты, то что кон­кретно мы имеем в виду? Наверное, мы все-таки не имеем в виду, что для соответствия требованиям, предъявляемым к классу "человек", данный индивид должен быть исключи­тельно одаренной личностью или что простая пожилая жен­щина в меньшей степени является человеком, чем, скажем, молодая кинозвезда. Попробуйте представить себе челове­ка, начисто лишенного каких-то способностей. Разве у него не человеческая жизнь? И разве не следует эту жизнь ценить и рассматривать как священную и неприкосновенную про­сто потому, что это жизнь человека?

Или, может быть, кто-то скажет, что существуют люди разных сортов, или категорий, и жизнь человека более вы­сокой категории следует хранить и лелеять, а жизни людей

низших категорий вряд ли стоит сохранять, ими можно по праву пренебречь или даже уничтожить? Ценность человеческой жизни нельзя ставить в зависи­мость от природных качеств и одаренности человека

Это не просто академический вопрос, поскольку распро­странение точки зрения, согласно которой ценность челове­ческой жизни зависит от степени развития человека, пользо­валась в нашем веке колоссальной популярностью и имела далеко идущие последствия. Приведем несколько примеров. 1. Антисемитизм Гитлера

Профессор 3. Стернхилл2 показывает, какие ценностные суждения лежат в основании политики Гитлера, приведшей к уничтожению шести миллионов евреев. Основываясь на извращенных экстремистских представлениях о социал-дар­винизме (которые, между прочим, современные дарвинис­ты сурово осуждают), люди типа Ж. Вашера де Лапужа во Франции3 и Отто Аммона в Германии4 "не только утверж­дали абсолютное физическое, нравственное и социальное превосходство арийцев, которое они основывали на измере­ниях черепа и других социальных, антропологических и эко­номических критериях), но и выдвинули новое понятие че­ловеческой природы и сформулировали новое представле­ние об отношениях между людьми. Социал-дарвинизм, свя­занный с расизмом, имел прямое влияние на десакрализацию сущности человека и приравнивание социального су­ществования к физическому. Человеческий вид считался подчиненным тому же самому закону, что и другие виды, а человеческая жизнь рассматривалась как непрестанная борь­ба за существование. Представители этого учения полагали, что мир принадлежит сильнейшему, который благодаря сво­ей силе является лучшим, и потому нужно следовать новой этической системе, которую Вашер де Лапуж назвал "селекционистской" и которая заменила ему традиционную хрис­тианскую этическую систему. На рубеже веков идея этни­ческого неравенства стала очень влиятельной". Германия и

208

209

Франция были наводнены публикациями, где это представ ление сочеталось с арийским антисемитизмом. Неудивитель­но, что политическое мышление Гитлера сформировалось под воздействием литературы подобного содержания. И мы все знаем слишком хорошо, к чему это привело.

2. Массовые убийства в Камбодже

Пол Пот тоже был сторонником точки зрения, согласно которой некоторые люди представляют собой большую цен­ность по сравнению с другими. Он относил к людям более низкой категории интеллектуалов и поэтому уничтожил около двух миллионов тех, кто принадлежал к этой социаль­ной группе.

3. Дети-бродяги в некоторых латиноамериканских странах

Это либо дети-сироты, либо дети, оставленные своими родителями в раннем детстве. Они живут на улицах, вырас­тают дикарями, живут случайными заработками или вору­ют, будучи неизменным источником общественных беспо­рядков. Они, конечно, тоже человеческие существа. Но они никому не нужны и никто не считает их ценностью. Время от времени полиция делает рейды по улицам и отстреливает их как бездомных животных или преступников. С ними об­ращаются как с низкосортными, а потому ненужными чело­веческими существами.

Но нам не следует ограничиваться рассмотрением таких крайних случаев. Если ценность человеческой жизни ставит­ся в зависимость от дарований и способностей ее обладате­ля, или от его полезности для человеческого общества, а не от того простого факта, что это человеческая жизнь и что она неприкосновенна, то как, например, относиться к жизни ста­риков? Когда-то они приносили пользу обществу. Но теперь все их способности ушли в прошлое, они ослабли и не толь­ко не приносят никакой пользы, но зачастую являются обу­зой для семьи. В некоторых странах сегодня есть сильные и громкоголосые сторонники принятия законодательства, со­гласно которому родственники имели бы право "помогать"

старикам отправляться на тот свет. Это называется "само­убийство с чужой помощью". Будет ли оно нравственным?

А как же тогда быть с детьми, имеющими физические или психические отклонения, умственно отсталыми? Не долж­ны ли мы сами или государство заботиться о них, насколько позволяют возможности, в силу того что они, будучи в ка­ком-то отношении ущербными, являются все же человечес­кими существами? Или мы имеем право оставить их пребы­вать в грязи, как животных?

До сих пор мы поставили больше вопросов, чем дали от­ветов. Но уже на этом этапе рассуждения ясно следующее.

  1. Ценность человеческой жизни нельзя ставить в зави­симость от субъективного отношения к ней данного челове­ка или нации. Ее нельзя делать предметом чьего-то произ­вольного личного вкуса или предпочтения.

  2. Крайне опасно ценность человеческой жизни ставить в зависимость от степени развития данного человека и его "полезности" для общества.

Исходя из этих тезисов, рассмотрим следующую возмож­ность.

Ценность человеческой жизни заключена в самой жизни. Она объективна

Если однажды вечером вы увидите на западном небоск­лоне необыкновенный закат, то вы почти невольно восклик­нете: "Как красиво!". Более того, от всякого, кто увидит это зрелище, вы будете ожидать подобной реакции. А если кто-то останется равнодушным, вы решите, что этот человек, види­мо, не совсем нормален, или что он страдает дальтонизмом или совершенно неспособен воспринимать прекрасное. Мы решаем так потому, что действительно считаем, что закат пре­красен сам по себе. Наверное, каждый скажет, что закат пре­красен независимо от того, смотрим мы на него или нет.

Далее. Мы приходим к этому выводу не на основании сложного логического анализа. Закат вызвал паше восхище­ние в силу красоты, свойственной ему независимо от нашей

211

оценки. Для этого не потребовалось мнения других людей и вывода на основе консенсуса.

В природе можно наблюдать множество подобных явле­ний. Ученые говорят, что, сталкиваясь с устройством физи­ческого мира, с его сложностью и вместе с тем с простотой его фундаментальных законов, они не могут не испытывать чувства благоговения. В результате неустанного эксперимен­тирования и теоретического анализа ученым удалось выя­вить эти прекрасные своей простотой и элегантностью зако­ны. Но возникли эти удивительные законы не в результате неустанного труда исследователей. Их красота объективна. Она является их сущностной природой. И именно эта сущ­ностная природа возбуждает благоговение того, кто с ней соприкасается.

То же самое можно сказать и о человеческой жизни: имен­но ее объективная сущность и природа приводят нас к при­знанию ее ценности.

Ниже мы рассмотрим редукционистские концепции че­ловеческой жизни, не признающие ее фундаментальной цен­ности.

Редукционистские объяснения

Если вы расскажете о прекрасном закате редукционис­ту, то он, наверное, ответит вам, что его величественная кра­сота - это всего-навсего ваша субъективная реакция на яв­ления материального мира. Он скажет вам, что наука может дать исчерпывающее объяснение природы этих явлений с помощью понятий солнечного излучения, фотонов, нервных импульсов и проч., не прибегая при этом к идеям значения, ценности, величия и красоты. А поскольку последние не могут быть измерены научными методами, то они не обла­дают объективной реальностью. Это просто иллюзии, воз­никающие в нашем воображении и помогающие нам смяг­чать воздействие голых безличных фактов, вскрываемых путем научного исследования.

Редукционисты говорят то же самое и о человеческой жизни. Человеческая жизнь для них — не что иное, как оду-

шевленная материя. Благодаря присущим ей качествам ма­терия стихийно дала начало белкам, клеткам, генам, хромо­сомам, которые в какой-то момент случайно сложились в определенную структуру. Эта структура, в свою очередь, вне связи с какой-либо целью послужила источником низшей формы жизни, претерпевшей постепенную эволюцию, завер­шившуюся развитием человека.

Таким образом, материя и сопутствующие ей факторы действовали вне какой-либо сознательной цели или пони­мания ценности. Вещество, образующее гены, не заключает в себе никакой цели. Гены не обладают сознанием. Материя, из которой они состоят, при некотором случайном стечении обстоятельств слепо идет по пути максимально возможного самовоспроизведения (репликации) в последующих поко­лениях5.

Если считается, что человеческая жизнь возникает та­ким образом, то как она может иметь непреходящую цен­ность? Но даже если человек все-таки убеждается в неотъемлемой ценности жизни, то редукционист сообщит ему, что его психологическая оценка и осознание этой цен­ности управляется нейронами головного мозга. Чего же стоят ощущения ценности, если они являются продуктами не обладающих сознанием, безликих электрохимических процессов?

Как мы убедились выше (см. Раздел 2. Б), не все ученые разделяют крайний редукционизм. И когда мы обращаем­ся к наиболее сложным и загадочным сторонам природы человека, таким как функционирование головного мозга, устройство памяти, а также к сложнейшему вопросу о со­отношении сознания и мозга, мы не можем не испытывать благодарности за труд ученых (включая редукционистов!), работавших над раскрытием тайн человеческого организ­ма.

С другой стороны, когда дело доходит до понимания при­роды и ценности человеческой жизни, мы не зависим исклю­чительно от науки и ее эмпирических методов: мы распола-

212

213

гаем другим, более прямым путем познания. Мы можем при­слушаться к голосу интуиции.

Каждодневный опыт и понимание ценности жизни

Говорят, что грамм опыта стоит тонны теорий, и это осо­бенно верно, когда речь идет о том, что такое жизнь. Мы, люди, знаем из собственного опыта, что значит быть живым. Нам не нужно спрашивать об этом ученого. У нас есть не­посредственный опыт жизни, и на этом уровне нам гораздо полезнее философская рефлексия, чем эмпирическая наука.

Благодаря опыту каждый из нас твердо знает, по край­ней мере, две вещи и каждый может сказать:

  1. "Я жив(а)", "Я существую" и

  2. "Я осознаю, что я жив".

То же самое верно и относительно мышления. Я могу снабжать свой мозг информацией, заставлять его работать над какой-то задачей, и даже когда я сплю, он будет продолжать обрабатывать поступившую информацию благодаря моему "нейронному компьютеру". Но процесс мышления — это мое дело. Я не могу "поручить" его электрохимическим нейрон­ным процессам своего головного мозга. Сведение мышления к нейронным процессам в конечном итоге подрывает само себя, поскольку уничтожает рациональность, как указывает профессор Джон Полкингхорн (см. Раздел 2. Б). Приведем его соображения по этому поводу в более полном виде: "Мышление заменяется электрохимическими нейронными явлениями. Два таких явления оказываются несопоставимы­ми в рамках одного рационального рассуждения. Они не могут быть ни истинными, ни ложными. Они просто имеют место. Если наша психическая жизнь не что иное, как ин­тенсивная деятельность исключительно сложного "мозга-компьютера", то кто должен сказать, верна или неверна про­грамма, заложенная в этот "компьютер"? Ясно, что эта про­грамма передается из поколения в поколение, будучи зако­дированной в ДНК, но вместе с ней может передаваться и ошибка. Если мы попались в редукционистскую ловушку, то у нас нет способа оценивать истинность суждений. Ут-

верждения самого редукциониста — не что иное, как всплес­ки в нейронной сети его головного мозга. Мир рациональ­ного рассуждения растворяется в абсурдной "болтовне" си­напсов. Честно сказать, подобная картинка не может быть верной и никто не считает ее верной"6.

Далее. Если электрохимические нейронные процессы по самой своей природе не могут быть частью рационального рассуждения, тогда как "я", или субъект, может рассуждать и рассуждает, то в силу этого "я" не может быть просто сово­купностью электрохимических явлений или материальным веществом в какой-либо форме. "Я" всегда было и остается душой или духом, как указывал много веков тому назад Аристотель и как говорится в Библии. Человеческая жизнь и "я" — субъект этой жизни — не сводимы к материи. И имен­но это "я" в каждом из нас вопрошает: какова ценность жиз­ни? чего стою я сам?

Есть и еще одно качество, которое характеризует челове­ческое существо в отличие от остального мира. Философы называют его трансцендентностью, и каждый из нас может сам проверить, действительно ли это качество присуще че­ловеку. Трансцендентность человеческой жизни

Достаточно минутного размышления, чтобы убедиться в том, что мы можем мысленно выйти за пределы нашего непосредственного жизненного опыта, что, собственно, и означает термин "трансцендентность". Мы можем, например, абстрагировавшись от самих себя, размышлять о далеких галактиках, изучать их, не приписывая им своих собствен­ных человеческих качеств, а воспринимать их характерис­тики, качества, функции и законы как характеристики неза­висимых от нас объектов.

Наша любовь к другим в самом глубоком смысле этого слова (наше уважение и нравственное отношение к ним) так­же зависит от нашей способности к трансцендированию, к выходу за пределы нашего "я", за пределы наших чувств и

214

215

интересов. И этим мы отличаемся от животных. Собака мо­жет встретить вас радостным лаем и прыжками, которые можно принять за признаки привязанности и любви. И это будет ее реакцией на хороший уход. Но человеческие суще­ства могут восхищаться кем-то, с кем они лично не соприка­саются. Иногда им достаточно для этого увидеть человека по телевизору или услышать о его качествах от кого-то дру­гого. Точно также, когда мы восхищаемся неодушевленны­ми вещами, типа заката, мы делаем это безотносительно к нам самим.

Как человеческие существа, мы можем выходить за пре­делы материального субстрата Вселенной и думать в мате­матических терминах о законах ее функционирования.

Мы можем мысленно выйти за пределы нашего тепе­решнего существования и обратиться к тем временам, ког­да нас еще не было на свете, или заглянуть в будущее, ког­да наша земная жизнь уже закончится. Когда мы рассуж­даем подобным образом, то встает вопрос: откуда мы при­шли? Поскольку наша трансцендентность несет в себе не­избежный отказ от того, чтобы довольствоваться существо­ванием здесь и сейчас, как нас самих, так и материальных и нематериальных вещей вокруг нас, мы рано или поздно начинаем задаваться вопросами, связанными с нашим су­ществованием, его конечной целью, значением и ценнос­тью.

Человеческие существа не являются просто материей. Каждый из нас еще и личность, а не совокупность нейронов или электрохимических явлений. Человек — это и материя, и дух. И поскольку человек — дух, он осознает, что он выше материи. Любой из нас, в действительности, обладает боль­шей значимостью и ценностью, чем весь материальный мир Вселенной.

Именно способность к трансцендированию вместе с твер­дым осознанием того, что мы не сами себя сотворили, при­водит людей, во всяком случае, некоторых из них, к поискам источника своего существования в Боге-Творце, Который,

как говорит Библия, есть Дух и Который сотворил человека по образу Своему и подобию как существо, способное, по крайней мере отчасти понять Его природу и любить Его и поклоняться Ему в ответ на Его совершенную благость.

Если такова сущность дела, то легко понять, как иудеи, христиане и мусульмане ответят на вопрос: что именно при­дает высшую ценность жизни человека? Это то, что человек сотворен Богом, по образу и подобию Бога и для Бога. Имен­но поэтому жизнь человека неприкосновенна (Быт. 1: 26-29; 9: 6; Кол. 1: 16-17) и является бесконечно ценной и значи­мой (Мф. 22:31-32).

Христиане, помимо этого, добавят, что ценность челове­ка как создания Божьего неизмеримо возросла в связи с тем, что Иисус Христос ценой своей собственной жизни и крови открыл путь, идя по которому люди смогут преодолеть свое отчуждение от Бога, вызванное проступками и греховнос­тью человечества (1 Петр. 1: 18-19; Откр. 5: 9-10).

И все же многие люди не хотят верить, что человеческая жизнь обладает столь высокой ценностью. В частности, ате­исты очень резко выступают против такого понимания цен­ности человека и его жизни. Они считают, что введение пред­ставления о Боге-Творце унижает человека и лишает его сво­боды и достоинства. Именно к этой теме мы и обратимся в следующей главе.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. СагуМ.. Haarhoff T.J. Life and Thought in the Greek and Roman World. 5th cd. L., 1951.P. 143.

  2. Miller D. ct al. (eds.) The Blackwell Encyclopaedia of Political Thought. Oxford: Basil Blackwell, 1991. P. 414 - 416.

  3. Pouge Vacher de. Les Selections sociales. Paris: Fontemoing, 1899.

  4. Ammon O. Die Gesellschafftsordnung und ihre naturlichen Grundlagen. Jena: Fisher, 1895. См. также: Biddiss M. D. Father of Racist Ideology: the Social and Political Thought of Count Gobineau. N.Y.: Weybright and Talley, 1970.

  5. Приписывание генам эгоизма, которое делает Ричард Докинз в сво­ей знаменитой книге "Эгоистичный ген", является совершенно некоррек­тным. Поскольку термин "эгоистичный" обычно подразумевает личность,

217

218

наделенную самосознанием и стремящуюся к самоутверждению. Тем не менее именно этого свойства лишена, по мнению Докинза, материя, из которой гены состоят.

6. PolkinghoneJ. OneWorld... P. 92 - 93.