logo
шпоры КСЕ

44.Изучение мозга человека.

Головной мозг человека, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он – ок. 1,5 кг. При внешнем осмотре мозга внимание прежде всего привлекают два больших полушария. Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам. Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество – нервные волокна, которые формируют проводящие пути (тракты), связывающие между собой различные отделы мозга, а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам. Клетки ЦНС называются нейронами их функция обработка информации. В состав мозга так же входят глиальные клетки их в 10 раз больше, т.к. глиа заполняет пространство между нейронами и обеспечивает процесс обмена и другие функции. Особенности полушарий головного мозга человека: правое(интуитивное, систематическое, но не может выразить себя в речи, управляет зрением и распознаванием форм, это художественное, интуитивное, гуманитарное) левое (аналитическое, рациональное, более агрессивное, активное ведущее отвечает за двигательную систему, отвечает за речь, математическое). Исследования мозга затруднены по двум основным причинам. Во-первых, к мозгу, надежно защищенному черепом, невозможен прямой доступ. Во-вторых, нейроны мозга не регенерируют, поэтому любое вмешательство может привести к необратимому повреждению. В настоящее время появилось много технических возможностей экспериментального изучения мозга: 1.Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)— график электрической активности головного мозга 2. Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ)- для оценки изменений в тканях мозга 3. Реоэнцефалография (РеоЭГ)- для оценки изменений в системе кровообращения головного мозга. 4. Омегаметрия для оценки функционального состояния высшей нервной деятельности. ЦНД изучается различными способами: физическими, химическими, и при помощи гипноза. Ученых интересует: нейролингвистическое зомбимрование или программирование(внушение); наркотическое и алкогольное влияние; кодирование поведения на расстоянии; непосредственное воздействие на мозг. Цель изучения мозга это понять механизмы поведения и научится ими управлять.