44.Изучение мозга человека.
Головной мозг человека, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия. Головной мозг – симметричная структура, как и большинство других частей тела. При рождении его вес составляет примерно 0,3 кг, тогда как у взрослого он – ок. 1,5 кг. При внешнем осмотре мозга внимание прежде всего привлекают два больших полушария. Сзади помещается мозжечок, поверхность которого более тонко изрезана. Ниже больших полушарий расположен ствол мозга, переходящий в спинной мозг. От ствола и спинного мозга отходят нервы, по которым к мозгу стекается информация от внутренних и наружных рецепторов, а в обратном направлении идут сигналы к мышцам. Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно из тел нервных клеток и образующее кору, и белое вещество – нервные волокна, которые формируют проводящие пути (тракты), связывающие между собой различные отделы мозга, а также образуют нервы, выходящие за пределы ЦНС и идущие к различным органам. Клетки ЦНС называются нейронами их функция обработка информации. В состав мозга так же входят глиальные клетки их в 10 раз больше, т.к. глиа заполняет пространство между нейронами и обеспечивает процесс обмена и другие функции. Особенности полушарий головного мозга человека: правое(интуитивное, систематическое, но не может выразить себя в речи, управляет зрением и распознаванием форм, это художественное, интуитивное, гуманитарное) левое (аналитическое, рациональное, более агрессивное, активное ведущее отвечает за двигательную систему, отвечает за речь, математическое). Исследования мозга затруднены по двум основным причинам. Во-первых, к мозгу, надежно защищенному черепом, невозможен прямой доступ. Во-вторых, нейроны мозга не регенерируют, поэтому любое вмешательство может привести к необратимому повреждению. В настоящее время появилось много технических возможностей экспериментального изучения мозга: 1.Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)— график электрической активности головного мозга 2. Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ)- для оценки изменений в тканях мозга 3. Реоэнцефалография (РеоЭГ)- для оценки изменений в системе кровообращения головного мозга. 4. Омегаметрия для оценки функционального состояния высшей нервной деятельности. ЦНД изучается различными способами: физическими, химическими, и при помощи гипноза. Ученых интересует: нейролингвистическое зомбимрование или программирование(внушение); наркотическое и алкогольное влияние; кодирование поведения на расстоянии; непосредственное воздействие на мозг. Цель изучения мозга это понять механизмы поведения и научится ими управлять.
- 1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- 2.Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- 3.Отличие научных знаний от повседневных.
- 4. Методы научного познания в естественных науках
- 5.Современное естествознание: структура, основные направления и особенности развития.
- 6.Научные революции.
- 7.Глобальный эволюционизм.
- 8.Структурные уровни организации (живой и неживой) материи.
- 9.Понятие системы, структуры, элемента. Общая теория систем.
- 10.Синергетика - теория самоорганизации систем.
- 11.Современные научные представления о макромире.
- 12.Современные научные представления о микромире.
- 13.Фундаментальные взаимодействия.
- 14.Атомистическая концепция строения материи (первая модель Томсона, ядерная модель Резерфорда, квантовая модель Бора, кварковая).
- 15.Элементарные частицы, их основные характеристики.
- 16.Корпускулярная и континуальная модели описания природы (отличие дискретного вещества от непрерывного поля).
- 17.Пространство и время: понятия и основные свойства.
- 18.Вселенная (современные научные представления о ней, структура).
- 19.Звезды.
- 20.21.Планеты. Солнечная система.
- 22.Современная химия.
- 23.Химические исследования.
- 24.Концепции возникновения жизни на Земле.
- 25.Модель происхождения жизни а.И. Опарина.
- 26.Эволюция форм жизни.
- 27.Эволюционная теория Дарвина.
- 28.Синтетическая теория биологической эволюции
- 29.Клеточная теория.
- 30.Клетка как структурная единица живых организмов.
- 31.Отличия живого от неживого вещества.
- 32.Основные свойства живых организмов.
- 33.Многообразие живых организмов.
- 34.Неклеточные формы жизни — вирусы.
- 35.Генетика.
- 36.Генные технологии.
- 37.Биоэтика.
- 38.Учение Вернадского о биосфере.
- 39.Учение Вернадского о ноосфере.
- 40.Взаимосвязь космоса и живой природы.
- 42.Человек – это биосоциальное существо.
- 43.Сходство и различие человека и животного.
- 44.Изучение мозга человека.
- 45.Экология.
- 46.Экологические проблемы.