6.Научные революции.
Революция - радикальный переворот. Революция в области науки – это радикальное изменение фактов, закономерностей, законов, теорий, методов и научной картины мира. Научная революция – это изменение всей научной картины мира. Н.Р. способствуют радикальной перестройке методов получения новых знаний, при этом меняются нормы и идеалы научности. В истории развития науки (в том числе естествознания) можно выделить три глобальные научные революции: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. 1) В VI — IV вв. до н.э. произошла первая революция в познании мира, в результате которой и появляется на свет сама наука. Аристотель создал формальную логику – учение о доказательстве; разработал категориально-понятийный аппарат; утвердил правила организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения); отделил науки о природе от метафизики (философии), математики и т.д. Заданные Аристотелем нормы научности знания, образцы объяснения, описания и обоснования в науке пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет, а законы формальной логики актуальны до сих пор. Итог этой революции – предположение шарообразности Земли и становление геоцентрической картины мира как системы идеальных равномерно вращающихся небесных сфер вокруг неподвижной Земли с принципиально различной физикой земных и небесных тел. 2) Вторая глобальная научная революция приходится на XVI— XVIII вв. – становление классического естествознания, переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Она связана с именами Н. Коперника (1473-1543) сформулировал гелиоцентрическую модель мира, Г. Галилея (1564—1642) открыл принцип инерции, закон свободного падение тел), И. Кеплера (1571—1630) установил 3 закона движения планет вокруг Солнца (не объясняя причины движения планет), разработал теорию солнечных и лунных затмений, способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем), Р. Декарта (1596-1650) ввел систему координат, первый математически вывел закон преломления света на границе двух различных сред, что позволило усовершенствовать оптические приборы, исследовал законы удара, предположил, что атмосферное давление с увеличением высоты уменьшается), И. Ньютона (1643—1727) разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механистической картины мира, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до кон 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.),. Принципиальные отличия классического естествознания от античной науки: а) Применение математики для объяснения окружающего мира: классическое естествознание сумело выделить и выразить в математических закономерностях объективные количественные характеристики земных тел (форма, величина, масса, движение). б) Явления природы стали исследоваться при помощи экспериментальных методов со строго контролируемыми условиями. в) Классическое естествознание разрушило античные представления о космосе как вполне завершенном и гармоничном мире, который обладает совершенством, целесообразностью и т.д. Пришло новое понимание о равновесной, неизменяемой, бесконечной Вселенной, существующей без цели и смысла. г) Все явления природы описывались с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, утвердилась чисто механистическая картина описания природы. д) Сформировался четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но радикально переделывать уже нельзя. 3) «Потрясение основ» — третья научная революция — случилось на рубеже XIX—XX вв. Серия блестящих открытий в физике (открытие сложной структуры атома, явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.) разрушили механистическую картину мира. Основой новой картины мира стали теория относительности Эйнштейна и квантовая механика. Отличия механистической научной картины мира от неклассической естественно-научной картины мира: а) Теория относительности Эйнштейна стала новой теорией, объединяющей пространство, время и материальные объекты и отрицающая существование центра Вселенной, так как все в мире относительно. б) Квантовая механика выявила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самом фундаменте материи. в) Новая картина мира объяснила, что Вселенная и материя не могут существовать вне развития, утвердила нестационарность Вселенной и глобальный эволюционизм. г) Отвергнуто классическое жесткое противопоставление субъекта и объекта познания. Объект познания перестал восприниматься как существующий «сам по себе», но его научное описание оказалось зависимым от определенных условий познания. д) Изменилось представление о научной картины мира, нарисовать истинную единственно верную картину нельзя, так как она является таковой только в данный момент времени. В рамках неклассической картины мира, произошли мини-революции в космологии (концепции нестационарной Вселенной), биологии (становление генетики) и др.
- 1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- 2.Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- 3.Отличие научных знаний от повседневных.
- 4. Методы научного познания в естественных науках
- 5.Современное естествознание: структура, основные направления и особенности развития.
- 6.Научные революции.
- 7.Глобальный эволюционизм.
- 8.Структурные уровни организации (живой и неживой) материи.
- 9.Понятие системы, структуры, элемента. Общая теория систем.
- 10.Синергетика - теория самоорганизации систем.
- 11.Современные научные представления о макромире.
- 12.Современные научные представления о микромире.
- 13.Фундаментальные взаимодействия.
- 14.Атомистическая концепция строения материи (первая модель Томсона, ядерная модель Резерфорда, квантовая модель Бора, кварковая).
- 15.Элементарные частицы, их основные характеристики.
- 16.Корпускулярная и континуальная модели описания природы (отличие дискретного вещества от непрерывного поля).
- 17.Пространство и время: понятия и основные свойства.
- 18.Вселенная (современные научные представления о ней, структура).
- 19.Звезды.
- 20.21.Планеты. Солнечная система.
- 22.Современная химия.
- 23.Химические исследования.
- 24.Концепции возникновения жизни на Земле.
- 25.Модель происхождения жизни а.И. Опарина.
- 26.Эволюция форм жизни.
- 27.Эволюционная теория Дарвина.
- 28.Синтетическая теория биологической эволюции
- 29.Клеточная теория.
- 30.Клетка как структурная единица живых организмов.
- 31.Отличия живого от неживого вещества.
- 32.Основные свойства живых организмов.
- 33.Многообразие живых организмов.
- 34.Неклеточные формы жизни — вирусы.
- 35.Генетика.
- 36.Генные технологии.
- 37.Биоэтика.
- 38.Учение Вернадского о биосфере.
- 39.Учение Вернадского о ноосфере.
- 40.Взаимосвязь космоса и живой природы.
- 42.Человек – это биосоциальное существо.
- 43.Сходство и различие человека и животного.
- 44.Изучение мозга человека.
- 45.Экология.
- 46.Экологические проблемы.