logo
шпоры КСЕ

3.Отличие научных знаний от повседневных.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.Основными элементами научного знания являются:твердо установленные факты;закономерности – это обобщение установленных фактов, то есть выявление в них общего;законы – это существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений;теории представляют собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;методы как специфические приемы и способы исследования реальности;научная картина мира как обобщенный образ всей реальности, в котором сведены все взаимно согласованные теории, объясняющие реальность в виде единого целого. Главная опора, фундамент науки — это, конечно, установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдения, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это — эмпирический базис науки, т.е. опытный. Количество накопленных наукой фактов непрерывно возрастает. Естественно, они подвергаются первичному эмпирическому обобщению, приводятся в различные системы и классификации. В современной науке выделяются следующие уровни исследования и организации знания:- теоретический – это знания об объектах природной и социальной реальности, их целостных системных характеристиках и качествах, полученные в ходе умственной деятельности при помощи теоретических методов;- эмпирический – это знания о природных и социальных процессах и явлениях, полученные при помощи эмпирических методов исследования. Критерии отличия уровней: Содержание- Теоретический уровень науки(Выявление закономерностей (обобщение установленных фактов, то есть общее в них) и законов (существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений)) Эмпирический уровень науки (Сбор установленных фактов (констатация качественных и количественных характеристик объектов и явлений), количество фактов постоянно возрастает); Объект исследования- (Идеализированные объекты (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело и т.д.))( Природные и социальные объекты); Способ воспроизведения объективной реальности-(Фиксирует внутренние признаки явлений)( Фиксирует внешние общие признаки явлений); Функции (круг деятельности)-( Интерпретация (объяснение) фактов)( Сбор, накопление и первичная рациональная обработка данных опыта, то есть фиксация фактов); Методы-(Системный, структурно-функциональный, аксиоматический, математическое моделирование)( Наблюдение, эксперимент, описание, измерение). Так как от эмпирии к теории нет прямого перехода, поэтому наука и считается делом сложным и творческим. В качестве критериев научности применяют принцип верификации и принцип фальсификации. Крупнейший философ XX в. К. Поппером предложил принцип фальсификации, согласно которому любую теорию можно опровергнуть, если нет, то она вне науки (напр., никакое количество падающих яблок не подтверждает истинность закона всемирного тяготения. Но достаточно лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать ложным). В соответствии с теоретическим и эмпирическим уровнями принято подразделять науку на: фундаментальные (в современной физике – электродинамика и квантовая механика) и прикладные (физика металлов, физика полупроводников, металловедение, полупроводниковая технология). Задачей фундаментальных наук является познание законов развития и функционирования объективной реальности, в том числе социальной. Непосредственная цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения различных проблем.Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долю прикладных приходится до 80—90% всех исследований и ассигнований. Современная наука стремится к установлению прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — внедрение». Вненаучные знания могут быть:паранаучными — знания несовместимые с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. — около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;лженаучными — сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров;антинаучными — как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. обыденно-практическими — доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. личностными — зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Отличия научных знаний от обыденных: 1.наука изучает не все явления подряд, а только те, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы, по которым эти явления существуют. И объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты; 2.Н.З. систематизированы и структурированы (то есть, расположены в определенном порядке, так как природный мир упорядочен и в основе его познания лежит причинно-следственная связь); 3. Н.З. фрагментарны, то есть единый окружающий мир изучается по отдельным фрагментам;4.Н.З. логически стройны, аргументированы, доказательны, одни знания выводимы из других, истинность которых уже доказана; 5.Н.З. претендуют на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость;6. Н.З. подтверждаемы экспериментами для обеспечения истинности (это и есть принцип верификации); 7. любое знание относительно, то есть любую научную теорию можно опровергнуть, а если теория неопровержима, то она вне науки (принцип фальсификации); 8. Н.З. для описания объектов используют специальный язык, который постоянно развивается по мере проникновения во все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное воздействие на повседневный, естественный язык (например, термины “электричество”, “холодильник” – это научные понятия, вошедшие в повседневный язык). А также использование специальной научной аппаратуры (измерительных инструментов, приборных установок). 9. преемственны или передаваемы от одного поколения людей к другому.