7.Глобальный эволюционизм.
Идея глобального эволюционизма явилась новой метафорой эволюции, современной формой историзма. В отличие от прежней трактовки эволюционизма, сводящей его к медленным постепенным изменениям, глобальный эволюционизм механизм изменчивости не ограничивает непрерывными процессами, напротив, включает взрывы, сальтации, бифуркации как форму изменчивости. Понятие «изменение» описывает процессы, происходящие без появления новых свойств и определений. Понятие «эволюция» в современной науке используется в двух смыслах: - в самом широком – это постепенное, непрерывное и необратимое появление в системах принципиально новых, уникальных качеств и структур, не имеющихся ранее, - в узком – это исторические процессы возникновения и естественного отбора биологических видов. Понятие «развитие» шире понятия «эволюция». Развитие – это необратимое процессы появления в системах принципиально новых, уникальных качеств и структур, не имеющихся ранее, включающих как постепенные (эволюционные), так и относительно быстрые (революционные) типы процессов. Идеи об эволюции (изменяемости) окружающего мира высказывались уже в античную эпоху философами Гераклитом, Эмпедоклом, Демокритом, Лукрецием и др. Но в то время Вселенная рассматривалась как стационарная (то есть не изменяющаяся с течением времени, могут изменяться только ее отдельные части) и находящаяся в состоянии равновесия, существующая бесконечно во времени (нет начала и конца существования). Все эволюционные процессы, например, зарождение и развитие жизни, рассматривались как независимые случайно возникающие и затухающие в различных частях Вселенной. Эволюционное учение достигает своего расцвета в XIX в., эволюционные идеи проникли в физику, геологию, биологию, химию, географию. В каждой из отраслей естествознания они имели свои формы реализации, поэтому не было выработано единых концептуальных основ, позволявших посмотреть на проблему с общих позиций. Только в конце XX в. естествознание приступило к созданию единой модели универсальной эволюции, выявлению общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной, возникновение Солнечной системы и Земли, возникновение жизни и, наконец, возникновение человека и общества. Этой моделью и является концепция глобального (или универсального) эволюционизма. В этой концепции Вселенная рассматривается как единое целое, развивающееся во времени (то есть как нестационарная, расширяющаяся и неравновесная система), имеющее начало и конец во времени (она появилась из сингулярного состояния в результате Большого взрыва). Вселенная состоит из иерархических систем (элементарные частицы — атомы — молекулы — организмы — социальная система) последовательно появляющихся с момента начала, как этапы ее эволюции. Законы функционирования систем (в частности, физические законы) признаются неизменными на всём протяжении эволюции Вселенной. Вся история Вселенной от Большого взрыва до возникновения общества рассматривается как единый процесс, где космический, химический, биологический и социальный типы эволюции связаны между собой преемственно и генетически. Это принципиально новый для естествознания взгляд на окружающий мир. Перечислим наиболее важные фазы эволюции окружающего нас мира:космическая эволюция (Большой взрыв, образование элементарных частиц, формирование атомов и молекул, возникновение галактик, звезд и планет и т.д.);химическая эволюция (образование системы химических элементов и соединений, возникновение органических соединений, полимеризация в цепи органических молекул в результате Большого взрыва.; геологическая эволюция (образование структур земной коры, гор, вод и т.д. Окончательно утвердилась концепция дрейфа континентов);эволюция протоклетки (самоорганизация биополимеров и хранение информации на молекулярном уровне, пространственная индивидуализация, возникновение молекулярного языка.; дарвиновская эволюция (развитие видов животных и растений и их взаимодействие, возникновение экосистем и биосферы на Земле);эволюция человека (его развитие посредством труда, языка и мышления);эволюция общества (распределение труда, общественная организация, техника, общественные формации и т.д.);эволюция информации и обмена информацией (обогащение и хранение знания, развитие связи, науки и т.д.).
- 1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- 2.Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- 3.Отличие научных знаний от повседневных.
- 4. Методы научного познания в естественных науках
- 5.Современное естествознание: структура, основные направления и особенности развития.
- 6.Научные революции.
- 7.Глобальный эволюционизм.
- 8.Структурные уровни организации (живой и неживой) материи.
- 9.Понятие системы, структуры, элемента. Общая теория систем.
- 10.Синергетика - теория самоорганизации систем.
- 11.Современные научные представления о макромире.
- 12.Современные научные представления о микромире.
- 13.Фундаментальные взаимодействия.
- 14.Атомистическая концепция строения материи (первая модель Томсона, ядерная модель Резерфорда, квантовая модель Бора, кварковая).
- 15.Элементарные частицы, их основные характеристики.
- 16.Корпускулярная и континуальная модели описания природы (отличие дискретного вещества от непрерывного поля).
- 17.Пространство и время: понятия и основные свойства.
- 18.Вселенная (современные научные представления о ней, структура).
- 19.Звезды.
- 20.21.Планеты. Солнечная система.
- 22.Современная химия.
- 23.Химические исследования.
- 24.Концепции возникновения жизни на Земле.
- 25.Модель происхождения жизни а.И. Опарина.
- 26.Эволюция форм жизни.
- 27.Эволюционная теория Дарвина.
- 28.Синтетическая теория биологической эволюции
- 29.Клеточная теория.
- 30.Клетка как структурная единица живых организмов.
- 31.Отличия живого от неживого вещества.
- 32.Основные свойства живых организмов.
- 33.Многообразие живых организмов.
- 34.Неклеточные формы жизни — вирусы.
- 35.Генетика.
- 36.Генные технологии.
- 37.Биоэтика.
- 38.Учение Вернадского о биосфере.
- 39.Учение Вернадского о ноосфере.
- 40.Взаимосвязь космоса и живой природы.
- 42.Человек – это биосоциальное существо.
- 43.Сходство и различие человека и животного.
- 44.Изучение мозга человека.
- 45.Экология.
- 46.Экологические проблемы.