39.Учение Вернадского о ноосфере.
Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин "ноосфера" (гр. noos разум) переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Эдуард Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю. Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия "ноосфера" другие понятия: "техносфера", "антропосфера" "психосфера", "социосфера", но этого делать нельзя, так как между этими понятиями есть определенная разница. Учение о ноосфере не носит пока законченного канонического характера, не является безусловным руководством к действию. Вернадский начал развивать концепцию о ноосфере в 1930-е годы после детальной разработки учения о биосфере. Сформулировав учение о ноосфере (его основатель) В.И. Вернадский на протяжении жизни давал разные определения ноосферы и употреблял понятие "ноосфера" в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. В.И. Вернадский попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно преобразовывающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера – это качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда человек преобразовывая окружающую природу должен подходить к этому обдуманно, сочетая свои интересы с «интересами природы» и применяя научные знания. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы. По Вернадскому, вмешательство человека в преобразование планеты увеличивается, поэтому именно человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Человечество должно понимать, что от преобразования планеты зависит и его собственное выживание. В связи с этим человеку следует соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно быть дозировано разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепенно биосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретаем направляемый характер. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишь вступает в состояние ноосферы. И сегодня, спустя 60 лет после смерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е. о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. И так будет до тех пор, пока человечество не решит глобальных проблем планеты, и том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить, как о том идеале, к которому следует стремиться человеку.
- 1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- 2.Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- 3.Отличие научных знаний от повседневных.
- 4. Методы научного познания в естественных науках
- 5.Современное естествознание: структура, основные направления и особенности развития.
- 6.Научные революции.
- 7.Глобальный эволюционизм.
- 8.Структурные уровни организации (живой и неживой) материи.
- 9.Понятие системы, структуры, элемента. Общая теория систем.
- 10.Синергетика - теория самоорганизации систем.
- 11.Современные научные представления о макромире.
- 12.Современные научные представления о микромире.
- 13.Фундаментальные взаимодействия.
- 14.Атомистическая концепция строения материи (первая модель Томсона, ядерная модель Резерфорда, квантовая модель Бора, кварковая).
- 15.Элементарные частицы, их основные характеристики.
- 16.Корпускулярная и континуальная модели описания природы (отличие дискретного вещества от непрерывного поля).
- 17.Пространство и время: понятия и основные свойства.
- 18.Вселенная (современные научные представления о ней, структура).
- 19.Звезды.
- 20.21.Планеты. Солнечная система.
- 22.Современная химия.
- 23.Химические исследования.
- 24.Концепции возникновения жизни на Земле.
- 25.Модель происхождения жизни а.И. Опарина.
- 26.Эволюция форм жизни.
- 27.Эволюционная теория Дарвина.
- 28.Синтетическая теория биологической эволюции
- 29.Клеточная теория.
- 30.Клетка как структурная единица живых организмов.
- 31.Отличия живого от неживого вещества.
- 32.Основные свойства живых организмов.
- 33.Многообразие живых организмов.
- 34.Неклеточные формы жизни — вирусы.
- 35.Генетика.
- 36.Генные технологии.
- 37.Биоэтика.
- 38.Учение Вернадского о биосфере.
- 39.Учение Вернадского о ноосфере.
- 40.Взаимосвязь космоса и живой природы.
- 42.Человек – это биосоциальное существо.
- 43.Сходство и различие человека и животного.
- 44.Изучение мозга человека.
- 45.Экология.
- 46.Экологические проблемы.