logo
KSYe_ekzamen (1)

№ 5 Первая универсальная физико – космологическая картина мира.

Первую универсальную физико-космологическую и космогоническую картину мира на основе гелиоцентризма попытался построить великий французский ученый и философ, физик, математик, физиолог Рене Декарт (1596—1650). Основные положения такого метода познания, получившего название рационалистического, он изложил в виде четырех правил. Метод Декарта вошел в науку как дедуктивный метод познания.

В основу своей физической картины мира, в качестве ее главных двух элементов, Декарт положил идею о том, что в мире не существует ничего кроме движущейся материи и что все явления природы объясняются механическим взаимодействием элементарных материальных частиц. Взаимодействие это он представлял себе в виде давления или удара при соприкосновении частиц друг с другом и ввел, таким образом, в физику идею близкодействия. На этих основаниях Декарт построил свою физику и космолого-космогоническую модель мира. Он развил возрожденную Коперником идею относительности движения. Так, если одна частица движется к другой, то с таким же правом можно считать, что вторая движется к первой. На этом основании Декарт заключил, что состояние движения ничем не отличается от состояния покоя и впервые более полно, чем Кеплер, сформулировал закон инерции, распространив его и на состояние движения. Окончательная современная формулировка этого закона была дана позднее Ньютоном Механическим движением и взаимодействием элементарных частиц различных размеров и форм Декарт пытался объяснить все наблюдаемые физические явления и свойства тел: теплоту, свет, электричество, магнетизм, агрегатные состояния тел, тяжесть, сцепление и т. д. В На основе своей физики Декарт попытался построить первую материалистическую космогоническую модель мира, в которой небесные тела и их системы рассматривались в их развитии. По Декарту, все небесные тела образовались в результате вихревых движений, происходивших в однородной вначале мировой материи — эфире. Совершенно одинаковые элементарные материальные частицы, находясь в непрерывном движении и взаимодействии, меняли свою форму и размеры, что и привело к наблюдаемому нами богатству и разнообразию природы. Солнечная система, согласно Декарту, представляет собой один из таких вихрей мировой материи. Центральное светило — Солнце — состоит из более тонкой мировой материи, а планеты и кометы — из более крупных частиц, отброшенных в процессе вращения к периферии. Планеты не имеют собственного движения — они движутся, увлекаемые мировым вихрем. Декарт внес и новую идею для объяснения тяжести: он считал, что в вихрях, возникающих вокруг планет, частицы давят друг на друга и тем вызывают явление тяжести (например, на Земле. Но, обращаясь к пресловутой «первопричине», он в согласии с господствующими взглядами своей эпохи указывал на всесильного бога как творца материи и движения. Можно с полным основанием сказать, что его система природы — это первая (во всяком случае, после Аристотеля) попытка построить научную физическую всеохватывающую космолого-космогоническую картину мира. Уже самой постановкой такой задачи он опережал современную ему науку на столетия. Выступив с идеями, противоречившими схоластической науке, а, следовательно, церковным догматам, он вызвал яростную ненависть со стороны церковников, и не только католиков, но и протестантов.

Центральную роль в космологическом учении занимает Аристотель.

Он пишет трактат «о небе», предмет этого учения мир в целом, Ограниченность сферой неподвижных звёзд и небесные тела, которые совершают обращения вокруг земли. Эта созданная Аристотелем модель вечной вселенной оставалась в течение многих веков.№ 6 Механистическая картина мира.

Результатом развития классической механики явилось создание единой механической картины мира, в рамках которой все качественное многообразие мира объяснялось различиями в движении тел, подчиняющемся законам Нъютоновской механики. Согласно механической картине мира, если физическое явление мира можно было объяснить на основе законов механики, то такое объяснение признавалось научным. Механика Ньютона, таким образом, стала основой механической картины мира, господствовавшей вплоть до научной революции на рубеже XIX и XX столетий.

Механика Ньютона, в отличие от предшествующих механических концепций, давало возможность решать задачу о любой стадии движения (как предшествующей, так и последующей) и в любой точке пространства при известных фактах, обусловливающих это движение, а также обратную задачу определения величины и направления действия этих факторов в любой точке при известных основных элементах движения.. Любые физические явления могли изучаться как движение в чисто феноменологическом плане, независимо от вызывающих их факторов. Законы ньютоновской механики связывали силу не с движением, а с изменением движения. Это позволило отказаться от традиционных представлений о том, что для поддержания движения нужна сила, и отвести трению, которое делало силу необходимой в действующих механизмах для поддержания движения, второстепенную роль. Установив динамический взгляд на мир вместо традиционного статического, Ньютон свою динамику сделал основой теоретической физики. Дальнейшее развитие физики стало осуществляться в направлении дальнейшей разработки аппарата механики применительно к решению конкретных задач, по мере решения которых механическая картина мира укреплялась.

Механистическая картина мира

Становление механистической картины мира справедливо связывают с именем Галилео Галилея, который установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Исходя из априорной натурфилософской идеи, Аристотель считал «совершенным» движение по кругу, а Галилей, опираясь на наблюдения и эксперимент, ввел понятие инерциального движения. По его мнению, тело, не подверженное воздействию каких-либо внешних сил, будет двигаться не по кругу, а равномерно по прямой траектории или оставаться в покое. Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел. Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло, следовательно, в том, что в нем гипотезы систематически проверялись опытом. Таким образом, новое экспериментальное естествознание в  отличие от натурфилософских догадок и умозрений прошлого стало развиваться в тесном взаимодействии теории и опыта, когда каждая гипотеза или теоретическое предположение систематически проверяются опытом и измерениями.