logo
диплом черновик / 0246880_91CAF_maksim_kalashnikov_cunami_2010h_godov

Глава 5. Газово-каспийская битва Газовую катастрофу легко инициировать…

«Газпром» и русский эскпорт природного газа в Европу – действительно чувствительная точка, куда враг рассчитывает стукнуть нас очень больно!

Мы, увы, бездарно упустили 90-е годы XX века и первую декаду нового столетия, так и не запустив процессы качественного развития страны. И теперь очень сильно зависим от топливно-энергетического комплекса. Устойчивость «Газпрома» сейчас – вопрос стратегической важности.

Сегодня «голубой гигант» кормит и поит Росфедерацию валютными доходами, служит опорой правящей команды, работает как рычаг политического давления. Выбей его – и Москву ждет тяжелейший кризис. Тем паче, что РФ по сравнению с Советским Союзом 1980-х – что деревянный парусник рядом с паровым броненосцем. Экономика Росфедерации намного сильнее зависит от экспорта энергоносителей, чем народное хозяйство Страны Советов.3

Добавим к этому отягчающие положение РФ в холодной войне обстоятельства: «Газпром» – в тяжелых долгах. Средства компании вовсю отвлекаются на непрофильные затраты, теряются из-за плохого управления. «Газпром» уже не обеспеспечивает страну газом. Его основные месторождения исчерпываются. Средств на освоение новых недостает («спасибо» неумелому менеджменту), «ГП» вынужден ограничивать экспорт в Европу из-за дефицита газа в самой Росфедерации: его едва хватает для растущих нужд электроэнергетики. Разница покрывается за счет того, что «Газпром», пользуясь монопольным контролем над советской трубопроводной системой, вынуждает Узбекистан и Туркмению продавать в РФ до 70 миллиардов кубометров «голубого топлива» ежегодно. (А заодно и перепродавать газ, купленный в Средней Азии по 100 долларов за тысячу кубометров, в Европу – уже втрое дороже.)

В преддверии ежегодной встречи стран – поставщиков природного газа GECF в катарской столице Дохе (9 апреля 2007 г.) из США донеслись предупредительные окрики. Заместитель председателя комитета по иностранным делам конгресса республиканка Илеана Роз-Леттинен в своем письме госсекретарю Кондолизе Райс назвала газовый картель «глобальной организацией по вымогательству и рэкету». Дескать, она станет угрозой мировым поставкам энергоресурсов. Угрозой Соединенным Штатам и их союзникам. («Коммерсантъ», 4 апреля 2007 г.)

Демарш Роз-Леттинен – не первый. Осенью 2006 г. сенатор Лугар, напомним, заявил, что прекращение поставок газа в любую европейскую страну может привести к человеческим жертвам и экономическим потерям отнюдь не меньшим, чем при боевых действиях. А потому такой случай Лугар призвал считать военным нападением или угрозой оного для одного из членов НАТО, что по 5-й статье Вашингтонского договора о создании Североатлантического блока требует ответных действий блока в отношении того, кто прекращает поставку «голубого топлива». Стало быть, заявил Лугар, необходимы планы действия альянса в том случае, если русские пригрозят перекрыть кран для Германии, Польши, Венгрии или Латвии. Более того, необходимо проводить регулярные учения НАТО на случай отражения «газовой агрессии».

27 апреля 2007 г. комитет по юридическим вопросам сената США принял законопроект, запрещающий другим странам (!) и госкомпаниям создавать «картельные» организации по типуОПЕК, а также «совместно воздействовать на рынок, поставки, цены или распределение нефти, природного газа или других нефтепродуктов в США». Нарушители будут преследоваться в судебном порядке – в любом суде на территории Соединенных Штатов в соответствии с американскими «антимонопольными законами». «При этом „нарушитель номер один“ заранее известен. Это – Россия, которую сенатор Лугар еще прошлым летом отнес к „энергетической оси зла“…» – отмечает видный современный аналитик Александр Рудаков.

Отсюда остается один шаг до того, чтобы объявить «Газпром» преступной организацией – в одной компании с гитлеровскими НСДАП и СС, с «Аль Кайдой» и т. д. Пользуясь этим, США закроют въездные визы для многих представителей россиянской элиты. А для них сие – нож в печень. То, что они нагребли, за рубежом лежит. С помощью того же закона можно, как при Рейгане, перекрывать для «Газпрома» источники получения кредитов, ломать контракты с европейскими фирмами, что поставляют в РФ оборудование с использованием американских технологий. Такое уже было в 1980-е годы, когда Вашингтон старался сорвать строительство газопровода Ямал – Западная Европа.

Как отмечает выдающийся историк современности Андрей Фурсов, уже в конце ХIХ в. Запад фактически прислал России «черную метку». «Акт берлинской конференции» 1884 г. зафиксировал принцип «эффективной оккупации»: если страна не может как следует добывать сырье на своей территории, то она обязана допускать к эксплуатации более эффективные и развитые страны. Формально это говорилось об афро-азиатских странах, но в виду имелась и Россия, при последних царях все больше попадавшая в зависимость от западных банков. На рубеже XX–XXI вв. ситуация типологически повторяется под знаменем глобализации и ее волколаков – транснациональных корпораций.

Январь 2007 года. Сессия ПАСЕ. Росфедерация обвиняется в том, что использует поставки энергоносителей в великодержавных целях. В резолюции ПАСЕ появляется пункт, призывающий де-факто к тому же, к чему призывали на Берлинской конференции 1884 года.

Маски сброшены. Начинается новая холодная война между Западом и русскими. На сей раз ставка – окончательное решение «русского вопроса», несколько замороженного в 1990-е годы.

«Нам нужны ваши ресурсы!» Фактически так можно перевести внесенное в текст резолюции Парламентской ассоциации стран Европы (ПАСЕ) по инициативе Грузии положение: «Ассамблея озабочена тем фактом, что газовый рынок России крайне монополизирован „Газпромом“. В интересах всех государств – членов ПАСЕ следует стремиться открыть для внутренней и внешней конкуренции систему перекачки газа, обеспечивая тем самым достаточные инвестиции в добычу газа и его перекачку с целью покрытия внутренних потребностей, а также исполнения экспортных обязательств».

ПАСЕ настаивает на том, чтобы Москва обеспечила доступ третьих стран к своим энергетическим сетям.

Что для сегодняшней РФ газ и нефть? Примерно то же, что для США – их долларовая система. Но можете ли вы представить, чтобы кто-то требовал обеспечить доступ иных стран к американской Федеральной резервной системе?

В общем, все донельзя откровенно. Вы, мол, русские, проиграли холодную войну 1946–1991 гг. и потому, как побежденные, должны послушно снабжать газом победоносный блок НАТО. Отныне самые первые в мире – страны «развитой демократии». И все прочие (менее развитые) обязаны покорно продавать им свои энергоресурсы на тех условиях, что выгодны «расе господ» глобализуемого мира. Кормите за свой счет яро антирусские режимы «новых суверенностей», что без всякой жалости угнетают русских, лишают их будущего, сносят памятники советским солдатам Великой Отечественной. К ноге, побежденные!

В декабре 1991 года была подписана Европейская энергетическая хартия, а в 1994. – Договор к ней (ДЭХ). Они закрепляли униженное положение Росфедерации. Так, в соответствии со статьей 7ДЭХ РФ обязана предоставлять компаниям других государств равные с ОАО «Газпром» права на транспортировку принадлежащего им газа по российской территории. Это создает благоприятные условия для поставок в страны Европы газа из третьих стран, что приведет к уменьшению экспортной выручки российской компании. Россия будет вынуждена открыть свои транзитные сети для туркменского и казахского газа, причем по национальному, внутреннему транзитному тарифу. Если в Москве станут выполнять требования ДЭХ, то российский газ станет неконкурентоспособным. Ведь себестоимость добычи в южных регионах СНГ ниже, чем в среднем по России. Скажем, газ Карачаганакского месторождения в Туркмении будет стоить вдвое дешевле российского.

Все это делается в преддверии иссякания запасов газа Норвегии и Англии (Северное море). В перспективе зависимость Евросоюза от русских поставок газа вырастет с нынешних 27 процентов до шестидесяти – семидесяти! А Запад от Москвы зависеть не желает. И если мы выполним положения ДЭХ, то контролировать газовые потоки между Европой и Средней Азией будут США, а не Россия, так как в странах СНГ работают преимущественно не местные компании, а транснациональные корпорации вроде «ЕxxonMobil», «Shell» и «BP».В данном случае на стороне Евросоюза выступают и Соединенные Штаты. Стоит напомнить, что в сенате США уже дан ход законопроекту – «Акту об энергетической дипломатии и безопасности». Из той же оперы – и предложения сформировать «энергетическое НАТО».

Все объясняется просто: русские начали подниматься с колен. Пусть трудно и мучительно. Пусть с путами бюрократической машины (бестолковой и беспроектной) на ногах. Мы не хотим быть бесправным сырьевым придатком развитых стран. Процесс начался. Вполне естественно, что Москва стала использовать зависимость иных стран от русских энергоносителей. И это вызывает страх на Западе. И попытки противодействия.

Отныне начинается новая холодная война…

Отсюда и вытекает нынешняя стратегия борьбы Вашингтона с чрезмерной самостоятельностью и наметившимся возвышением Москвы. Необходимо лишить РФ монополии на поставки газа в Евросоюз с просторов погибшего СССР. Для этого необходимо привязать к Западу Туркмению, вложить в ее газ энные инвестиции и построить газопровод «Набукко» – по дну Каспийского моря для поставок газа в Европу через Турцию. Именно таким вариантом пригрозил нам в апреле 2007 г. заместитель помощника госсекретаря США по евразийским и европейским вопросам Мэтью Брайз.

Если оный план воплотится, то РФ ждет тяжелый кризис: и из-за падения цен на «голубое топливо» в Европе, и из-за острейшей нехватки газа в самой Росфедерации. (Ведь Туркмения не будет больше поставлять газ в РФ, перенаправив его на более выгодный рынок.) Топливный баланс Росфедерации рухнет, начнется экономический спад. А за ним последуют и социальные потрясения. Они опасны перспективой распада Росфедерации – новым «1991 годом».

В мае 2007-го Москве удалось убедить Казахстан и Туркмению не поддерживать план «Набукко» и выступить за строительство Прикаспийского газопровода – чтобы пустить их газ в Европу через РФ. И это хорошо! Но успокаиваться нельзя. Договоры в СНГ мало чего стоят. Где гарантия того, что завтра Ашхабад и Астана не будут перекуплены Соединенными Штатами? Что хозяева Запада не найдут способа сорвать строительство Прикаспийской «нитки»?

Что толку с подписания соглашения по Прикаспийскому газопроводу (40 млрд кубометров – к 2014 г.)? С РФ больше не считаются. Договорами с ней в Средней Азии теперь задницу подтирают.

И действительно – уже летом 2007 года Туркмения подписала с КНР договор о продаже в Китай 30 миллиардов кубометров газа в год. В августе 2007-го Пекин договорился с Казахстаном о строительстве ветки газопровода из Туркмении в КНР.

Тоесть РФ оставляют «с носом». Хоть это и не «Набукко», но эффект может быть тем же: газовый голод в Россиянин в 2010-е, когда китайцы протянут газопровод в Туркмению. Но и транскаспийский газопровод – мечта США. В том же августе 2007 г. Госдеп Америки ассигновал грант в 1,7 млн долларов на разработку технико-экономического обоснования на прокладку газопровода через Каспий – для поставок туркменского газа в обход РФ, через Азербайджан, Черное море и Украину. И еще – на ТЭО нефтепровода (снова по дну Каспия) из Казахстана в Азербайджан, чтобы пустить на западные рынки казахскую нефть опять-таки в обход РФ, наполняя уже построенный «нефтегон» Баку – Тбилиси – Джейхан.

Кстати, газопровод Туркмения – Китай и транскаспийская «Никта» – это 60 миллиардов кубов газа, что раньше доставались Москве. Специалисты уже говорят, что поэтому в 2011–2015 годах Росфедерацию ожидает острый газовый голод: «голубого топлива» не станет хватать ни самой РФ, ни для экспорта в Европу. Ибо к тому времени еще и истощаются газовые промыслы Ямала…

На энергетическом фронте 2010-е годы сулят нам нешуточную войну.