logo
диплом черновик / 0246880_91CAF_maksim_kalashnikov_cunami_2010h_godov

Необычный воздушный флот Русского мира

Странный аппарат, похожий на дирижабль с какой-то непомерно большой и сплющенной гондолой, отчалил от ажурной мачты. Засвистели вентиляторные двигатели. Массивный корабль стал «всплывать» в небеса, словно подводная лодка в толще воды. Издали он напомнил плоскую рыбу-камбалу, несущую на спине узбекскую дыню.

Кадры взлета летательной машины из России обошли все крупные телеканалы мира. И немудрено: ведь Москва объявила о строительстве целого флота воздушных кораблей-перевозчиков природного газа. К российской монополии «Газпрома» на трубопроводную прокачку газа добавился новый стратегический транспортный компонент…

Так может выглядеть репортаж из недалекого будущего. И ничего фантастического здесь нет. Комбинированную авиационную транспортную систему (КАТС) по перевозке сжатых природных газов разработала в инициативном порядке группа выходцев из ОКБ имени Туполева. Душой и организатором проекта выступил теперь уже бывший вице-президент ОАО «Туполев» по экономике и финансам Виктор Дмитриев, ведущими конструкторами – Владимир Ростопчин и Сергей Румянцев, коим помогал Николай Бондаренко.

Они спроектировали летательную машину-полудирижабль с нулевой плавучестью. То есть она не может просто плыть по воздуху, как цепеллин старых времен, но зато двигатели с легкостью поднимают ее вверх и так же без особых усилий опускают к земле. Состоит КАТС из двух частей. Первая – транспортный модуль с четырьмя двигателями малой мощности для вертикально-горизонтального маневрирования, с двумя маршевыми газотурбинными «движками» на силовом каркасе, сообщающими всей системе скорость в 120 км/час, с кабиной экипажа и грузовым отсеком на двенадцать тонн длинномерных грузов. Внутри модуля находятся отсеки с гелием, сообщающим ему нулевую плавучесть. Вторая часть (отцепляемая «дыня» на спине «камбалы») – крупногабаритный контейнер хитрой конструкции. Наружная его оболочка – отсеки-баллонеты, наполненные все тем же гелием. А внутри – мягкая газовая цистерна, наполненная 320 тысячами кубометров сжатого «голубого топлива». Фокус заключается в том, что на один транспортный модуль приходится три контейнера. Пока один наполняется газом на месторождении, второй – перевозится КАТС к потребителю газа, а третий – опорожняется. Наконец, есть и третья, небольшая наземная часть – причальные мачты, эллинг-ангар, навигационное оборудование, размещаемые на площадке 500 на 500 метров.

В чем красота замысла? В том, что эта причудливая машина способна возить природный газ на огромные расстояния с минимальными издержками, экономя России миллиарды долларов на строительстве новых газопроводов. Заправился у месторождения – отвез газ к месту назначения за несколько сотен или тысяч километров – закачал там в подземное хранилище, что обеспечивает потребителям бесперебойное снабжение. По расчетам конструкторов, стоимость переброски тысячи кубометров «голубого топлива» с помощью КАТС обойдется в три доллара за каждую тысячу километров. Для сравнения: перегонка тысячи кубов на тысячу километров по территории Украины обойдется в 19 долларов – вшестеро дороже.

Оно и немудрено: больно дорогая штука – магистральные газопроводы. Это же «нитки» из тысяч верст стальных труб, газоперекачивающие станции, контрольная аппаратура и многочисленный штат обслуги. Окупается «средний» магистральный газопровод тридцать долгих лет. Знаменитая «нитка» «Дружба» в 1980-е, давшая русский газ немецкому рынку, обошлась в 2,8 миллиарда еще тех долларов. Нынешний газопровод, который пустят по дну Балтики, потребует 3,8 миллиарда «зеленых». Строительство же «нитки» из Ковыкты в Китай явно превысит по стоимости 5 миллиардов. А еще трубопроводы нужно чинить и обновлять. Сегодня «Газпром» вынужден держать особую спутниковую группировку, что с орбиты изучает состояние старых «ниток», обнаруживая участки, угрожающие разрывом из-за износа. И стоит такое удовольствие ох как недешево!

На те же деньги можно построить целый флот КАТС, каждый из которых обойдется всего в 7,5 миллиона долларов в серийном исполнении – и возить газ круглогодично за исключением периодов профилактики и ремонта, кладя в карман дополнительную прибыль в миллиарды долларов на каждом маршруте.

Смекаете, что это несет русским? Можно не прогибаться перед националистическим режимом в Киеве и не только перед ним, ибо мы теряем зависимость от контролируемых им газопроводов. Хотите – вступайте в НАТО. А мы пустим трассы наших воздушных танкеров в обход Украины, через Белоруссию и над морями и не станем платить вам ни гроша. Тотчас перед Киевом можно поставить выбор. Либо вы идете в НАТО, платите 230 долларов за тысячу кубов газа – и превращаетесь в зону бедствия с остановившейся промышленностью. Либо – вступаете с нами в тесный союз и забываете всякую чушь про НАТО.

Воздушные танкеры, по словам их разработчиков, не конкурируют с нынешней трубопроводной системой – они ее дополняют. Но они позволяют поставлять наш газ туда, куда «нитки» труб тянуть либо слишком дорого, либо невозможно. Усовершенствованные варианты КАТС, которые сейчас уже патентуются, могут летать через океаны и перевозить более миллиона кубов газа зараз. Начнут выходить из строя старые советские газопроводы – и можно будет не тратить миллиарды долларов на строительство новых, заменяя их такими вот полудирижаблями-аэрогазовозами.

Более того, флот небесных танкеров позволит нам ввести в оборот сотни мелких газовых месторождений, к которым сегодня тянуть трубопроводы нерентабельно. Появление КАТС вовлечет в оборот ныне неиспользуемую мелкоту. И тут вам на выбор: хочешь – газифицируй глубинку, хочешь – завоевывай новые внешние рынки. Или же делай и то и другое разом!

Газовые полудирижабли органически вписываются в градостроительную революцию. Ведь новым поселениям – усадебным полисам требуются автономные источники энергии. Кто-то выберет ветроэнергетику, кто-то – солнечные батареи, кто-то – миниатюрные ядерные установки. Но можно снабжаться и от компактных установок водородной энергетики, что сегодня разработаны в столичном центре имени Келдыша. Они очень экономичны и работают на синтез-газе, что получается из газа природного. Но как подвести его к рассеянным по огромным пространствам страны полисам? И тут пригодится тот самый полудирижабль – газотанкер.

Наконец, КАТС способна решить проблемы северного завоза, каждый год поглощающего полтора миллиарда долларов. На 60 процентов эти затраты уходят на транспортировку жидкого горючего в городки и поселки за Полярным кругом. Там уже скопились горы железных бочек из-под солярки и мазута, которые захламляют тундру. А тут – совсем иной оборот дела. С помощью аэрогазовозов можно перебрасывать туда «голубое топливо» с мелких месторождений Якутии, оставив старые котельные лишь как аварийный резерв.

Дешевизна КАТС обеспечивается отечественной конструкторской смекалкой эпохи крайнего ограничения в средствах и энтузиазмом новых русских кулибиных. Аэрогазовоз должен делаться из того, что уже есть: серийно производимых двигателей, вертолетной кабины, шасси, уже имеющихся материалов. Например, внешняя оболочка грузового модуля-«дыни» практически аналогична современным надувным крышам. Только еще и армирована прочнейшей углеродистой нитью. Нет проблемы с гелием для воздушных кораблей – сегодня он добывается вместе с природным газом, но выбрасывается в атмосферу за ненадобностью. Нет проблем и с топливом: двигатели корабля питаются тем же природным газом. В конструкцию заложен ряд оригинальных ноу-хау. Например, очень легкая и эффективная антиобледенительная система. Современные технологии позволяют свести экипаж к двум пилотам. Нынешние метеолокаторы позволят кораблю обходить штормовые и грозовые фронты и маневрировать по высоте, ловя попутные воздушные течения. Обратные рейсы аппарата не будут порожними: КАТС способен везти еще десяток тонн твердых и длинномерных грузов.

Продуманы и вопросы безопасности. Природный газ в чреве транспортного модуля воспламениться и рвануть не может. Для этого ему нужно смешаться с воздухом, а вокруг – баллонеты с инертным противопожарным гелием, образующие три слоя. Бесполезно стрелять в аппарат из автомата и пулемета – и так ты его не подожжешь. Разве что если всадить в КАТС пару зенитных ракет…

Сегодня такая система могла бы стать настоящим прорывом для нашей страны в технологическое будущее. И для того, чтобы начать дело, нужна смешная даже по меркам России сумма – 16 миллионов долларов на постройку прототипа и проведение сертификации. (Это при том, что «новорусские» в Куршавеле могут выбросить миллион долларов за двадцатиминутное выступление Элтона Джона на частной вечеринке!)

Но в нынешней РФ – своеобразная реальность. Никто вроде бы не мешал энтузиастам разрабатывать и патентовать проект КАТС, но все в инициативном порядке, без затраты хоть одной государственной копейки. А затем изобретатели столкнулись со стеной равнодушия и с полным безучастием руководства ОАО «Туполев», Минэкономразвития и многих других государственных органов. По их мнению, сырьевая «труба» пока Россию и так неплохо кормит. А тем временем зашевелились зарубежные компании, предлагая купить патент за 3 миллиона долларов и наладить производство за пределами России. Неужели опять уйдет уникальная стратегическая разработка за пределы Родины и будет кормить своих новых иностранных хозяев?

Создатели необычного воздушного транспорта не сдаются, не очень хотят продаваться иностранцам. Они идут в газодобывающие регионы в поисках рационально мыслящих, крепких хозяйственников. Даст Бог, и мы увидим в телерепортажах плывущие в нашем небе воздушные танкеры!

Если мы сможем построить Диктатуру развития, то и этот проект получит будущее. И не только как газовозный. Это ведь только первая стадия, спроектированная на реалии нынешней сырьевой РФ. Но ведь возможно и развитие КАТС. Она может возить большие грузы в отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока. Не нужно будет тратить уйму лет, труда, ресурсов и денег на то, чтобы проложить туда автодороги и железные магистрали. Обширные территории опутает паутина воздушных трасс. И работать там станут машины, не имеющие мировых аналогов.

Но – не при нынешней «элите». Не при господстве ее чиновников-«андроидов».