11.Современные научные представления о макромире.
Естественно, есть объекты, которые по своим размерам гораздо больше объектов микромира (т. е. атомов и молекул). Эти объекты и составляют макромир. Макромир «населяют» только те объекты, которые по своим размерам соизмеримы с размерами человека. К объектам макромира можно отнести и самого человека. макроскопические тела(ручка стол стул….макромир), многоклеточный организм, его органы и ткани; 4. надорганизационный или видопопуляционный уровень(вид совок особей способные скрещиваться и довать жизнеспос потомство имеющие одинаковое строение и схожие признаки); 5.популяцию – совокупность особей одного вида, занимающих определенную территорию, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других групп своего вида; 6.биоценоз – совокупность популяций, при которой продукты жизнедеятельности одних являются условиями существования других организмов, населяющих определенный участок суши или воды; 7.биосферу – живое вещество планеты. В истории изучения природы можно выделить 2 этапа: 1. Данаучный с античной науки до 16 века. Природа рассматривается с точки зрения натур философии при помощи различных размышлений и умозаключений. А эту эпоху формируются концепции дискретного строения материи: согласно которой все тела состоят из атомов и пустоты. Эта теория объясняющая целое, как сумму отдельных частей. Природные явления объясняются взаимным притяжением и отталкиванием атомов. В эту эпоху впервые видвинуто механическая программа описания природы, но наиболее полно реализовано в классической механике.; 2. Научный с 16 века по н.в. галилеем обоснована гелеоцентрическая система, открыт закон инерции и предложена методология описания природы – этот новый способ назывтся найчно-теоретический. Это позволило строить теоретические модели и эксперементально подтверждать. Эта методология оказала решающее влияние на становление классического естествознания. Ньютон опираясь на труды Галилея разрабатывает строгую научную теорию механики, описывающее движение и небесных и земных тел одними и теме же законами (3 закона механики Ньютона). Теперь природа рассматривается как сложная мех. система в рамках которой сложилась дискретная (корпускулярная (часть)), т.е. материя рассматривается как дискретное (прерывистое) вещество, состоящее из атомов и пустоты. Ньютоновский мир в это время характеризуется 3ех мерным пространством (декартова система координат). Пространство абсолютное и прибывает в покое. Время не зависит как величина ни от пространства, ни от материи. Движение рассматривается как перемещение в пространстве тел по непрерывным траекториям в соответствии с законами механики. Все физические процессы можно свести к перемещению материальных тел под действием силы тяготения=вселенная это огромная система, где события и процессы представляют собой цепь взаимосвязанных причин и следствий. Механистическая программа описания природы оказалось необычайно плодотворной, были созданы научные дисциплины: механика, гидродинамика, теория упругости, механическая теория тела, молекулярно кинетическая теория и тд. Механистическая картина мира 1ая научная картина мира. Ньютон выдвинул корпускулярную теорию света(поток быстродвиж частиц корпускул, котрые излучают светящ тела) и объяснил законы преломления и отражения света. Гюйгенс выдвинул волновую теорию в которой сравнил распространение света с движением волн на поверхности воды или звуковых волн воздуха. При помощи теории Гримальда объяснил дифракцию света. В 19 веке Эрстед открыл явление эл магнетизма, а в 1845 Фарадей предположил что существует связь между электричеством и светом и сформулировал учение об электричестве и оптики. В 1862 Клерк Максвелл теоретически обосновал что световые волны представляют собой электромагнитные волны. В 1888 Герц экспериментально подтвердил это. Он успешно провел отражение и интерференцию электро магнитных волн, измерив длину электро магнитных волн и зная частоту их колебаний он подсчитал скорость распростанения их которая оказалась равна скорости света. Эксперименты Герца окончательно утвердили в физике что понятие поле объективно существует физическая реальность и был открыт новый вид материи – это непрерывное поле. В конце 19 века физики пришли к выводу что материя в 2ух видах: дискретное вещество и непрерывное поле. Отличия дискретного вещества от непрерывного поля:1. вещество и поле различаются как корпускулярные и волновые сущности; вещество дискретно(атомы), поле непрерывно 2. Вещ-во и поле отличны по физ-им характеристикам, частицы в-ва атомы обладают массой покоя, а поля нет 3.по степени проницаемости вещество малопроницаемо., а поле проницаемо 4. Скорость распространения поля=скорости света, а скорость движения частиц в-ва очень мала.
- 1.Естественнонаучная и гуманитарная культуры, их основные характеристики.
- 2.Наука и научное познание: основные характеристики, этапы развития.
- 3.Отличие научных знаний от повседневных.
- 4. Методы научного познания в естественных науках
- 5.Современное естествознание: структура, основные направления и особенности развития.
- 6.Научные революции.
- 7.Глобальный эволюционизм.
- 8.Структурные уровни организации (живой и неживой) материи.
- 9.Понятие системы, структуры, элемента. Общая теория систем.
- 10.Синергетика - теория самоорганизации систем.
- 11.Современные научные представления о макромире.
- 12.Современные научные представления о микромире.
- 13.Фундаментальные взаимодействия.
- 14.Атомистическая концепция строения материи (первая модель Томсона, ядерная модель Резерфорда, квантовая модель Бора, кварковая).
- 15.Элементарные частицы, их основные характеристики.
- 16.Корпускулярная и континуальная модели описания природы (отличие дискретного вещества от непрерывного поля).
- 17.Пространство и время: понятия и основные свойства.
- 18.Вселенная (современные научные представления о ней, структура).
- 19.Звезды.
- 20.21.Планеты. Солнечная система.
- 22.Современная химия.
- 23.Химические исследования.
- 24.Концепции возникновения жизни на Земле.
- 25.Модель происхождения жизни а.И. Опарина.
- 26.Эволюция форм жизни.
- 27.Эволюционная теория Дарвина.
- 28.Синтетическая теория биологической эволюции
- 29.Клеточная теория.
- 30.Клетка как структурная единица живых организмов.
- 31.Отличия живого от неживого вещества.
- 32.Основные свойства живых организмов.
- 33.Многообразие живых организмов.
- 34.Неклеточные формы жизни — вирусы.
- 35.Генетика.
- 36.Генные технологии.
- 37.Биоэтика.
- 38.Учение Вернадского о биосфере.
- 39.Учение Вернадского о ноосфере.
- 40.Взаимосвязь космоса и живой природы.
- 42.Человек – это биосоциальное существо.
- 43.Сходство и различие человека и животного.
- 44.Изучение мозга человека.
- 45.Экология.
- 46.Экологические проблемы.