logo

15.3. Творчество

Внешне картина творчества выглядит следующим образом. В процессе трудовой деятельности человек сталкивается с трудностями в реализации своих целей. Когда попытки преодолеть эти затруднения заканчиваются безрезультатно, тогда в его деятельности наступает пауза, которую называют стадией созревания идеи. Заканчивается эта пауза тем, что возникает идея решения сложившейся перед ним проблемы, происходит «озарение». Однако такое классическое представление о природе творчества не учитывает того обстоятельства, что человек для видения условий ситуации использует, хочет он этого или нет, опыт других людей. Необходимым условием для творчества является стремление человека узнать что-то новое для себя. Точно лаконично это внутреннее беспокойство «творческой деятельности» высказал поэт Твардовский: «Так, как я хочу, не умею. Так, как умею, не хочу!».

Как отмечал известный психолог Нечаев: «Под творчеством понимается самопреодоление своих возможностей через конструирование новых возможностей, отвечающих задачам деятельности, используя опыт других людей». Поэтому учебная деятельности должна быть творческой деятельностью. Хороший учитель не преподносит ученику готовую истину, а побуждает размышлять о ней. В этом случае мозг максимально растет, развивается и повышается способность к решению новых задач.