logo

15.2. Человек: физиология, здоровье, работоспособность, эмоции

Физиология изучает процессы, протекающие в организме человека. Человек самое высокоорганизованное живое существо и поэтому в его организме протекают сложные физиологические процессы, которые изменяются с возрастом. Каждому возрастному этапу развития человека присущи свои физиологические функции. Сложный организм человека представляет собой одно целое. Целостность организма, находящегося во взаимодействии с окружающей средой, обеспечивается нервной системой и ее ведущим отделом - корой головного мозга. Кора головного мозга весьма тонко и точно улавливает изменения внутренней и внешней среды и своей деятельностью обеспечивает приспособление организма к окружающей среде и его активное влияние на среду.

Нервная система состоит из нервных клеток — нейронов. Нейроны, число которых составляет 25 млрд., находятся в коре головного мозга, толщиной всего 2,5-З мм. После рождения человека масса мозга составляет 350-390 г. её рост продолжится до 20 лет и составит 1300- 1500 г. (иногда до 2000 г.).

Нейроны взаимодействуют между собой посредством электрических импульсов и химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Нейрон имеет сотни или тысячи связей. Каждое внешнее раздражение поступающее от одного из наших органов чувств, вызывает электрические импульсы и выделение малого количества нейротрансмиттеров. Например, формы букв и слов, которые вы видите при чтении этой фразы передаются в кору головного мозга, затем они интерпретируются в мысли. Природа наших мыслей зависит от генетического состава, обучения, опыта и памяти.

У каждого из нас свои модели мира и поведения в нем. В последние годы выяснилось, что простейшей структурной единицей мозга является не нейрон, а структурный ансамбль клеток со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей .

Один ансамбль обычно управляет одним процессом или одной функцией мозга. Элементы разумного поведения проявляют высшие животные и некоторые птицы. Но полноценное проявление разума присуще только человеку.

Созданный человеком коллективный аппарат сбора, накопления, обобщения и хранения знаний Вернадский назвал научной мыслью. Научная мысль в сочетании с трудовой деятельностью является великой движущей силой, способной преобразовать биосферу.

Эмоция - реакция на случившееся или ожидаемое событие, проявление чувств. Положительные эмоции стимулируют одну часть мозга и выделение одних нейротрансмиттеров, отрицательные эмоции стимулируют другую часть мозга и выделение других нейротрансмиттеров. Необходимо научится управлять своим эмоциональным состоянием, вызывая положительные эмоции. В этом случае улучшается здоровье, работоспособность. Здоровье, а, следовательно, работоспособность человека зависит не только от эмоционального состояния, но и от физической формы, в которой он находится, а также от умения предупреждать болезни.