1. Значение атмосферы. Происхождение атмосферы, связь с другими оболочками Земли
Жизнь на Земле стала возможной, прежде всего, оттого, что на планете есть атмосфера – воздушная оболочка. Она словно куполом прикрыла Землю, с ее растительным и животным миром, защищая от пагубного влияния ультрафиолетовой и космической радиации, от заряженных частиц, излучаемых космическим пространством, от крупных тел, врывающихся в атмосферу из Космоса, в основной массе сгорающих в воздухе (и только часть которых проникает в поверхности Земли в виде метеоритов). Атмосфера задерживает тепло, которое излучается земной поверхностью, что предохраняет Землю от охлаждения и резких колебаний температуры в течение суток и года.
Состав атмосферы не всегда был таким, как сейчас. Предполагают, что первичная атмосфера состояла из водорода и гелия, которые были самыми распространенными газами в Космосе и входили в состав протопланетного газово-пылевого облака. Результаты исследований М.И. Будыко с количественными оценками изменения массы кислорода и углекислого газа на протяжении жизни Земли дают основание считать, что историю вторичной атмосферы можно разделить на два этапа: бескислородной и кислородной атмосферы. Переход от первой ко второй произошел на рубеже примерно 2 млрд. лет тому назад.
Первичная гелиево-водородная атмосфера была утеряна при разогреве планеты. В начале геологической истории Земли, когда происходили интенсивные вулканические и горообразовательные процессы атмосфера была насыщена аммиаком, водяными парами и углекислым газом. Эта оболочка имела температуру около 100С. При понижении температуры произошло разделение на гидросферу и атмосферу. В этой вторичной углекислой атмосфере зародилась жизнь. С прогрессивным развитием живого вещества развивалась и атмосфера. Когда биосфера достигла стадии зеленых растений и они вышли из воды на сушу, начался процесс фотосинтеза, что привело к формированию современной кислородной атмосферы.
- Северо-казахстанский
- 2.Силлабус (рабочая учебная программа) по дисциплине
- 5В011600 «_География_»
- Выписка из электронных учебных планов
- 1. Общие сведения
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий не предусмотрен
- 2.3 Курс лабораторных занятий
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 1. Объект и предмет географии
- 2. Системная классификация географических наук
- 1. Форма и размеры Земли
- 2. Годовое вращение Земли
- 1. Доказательства осевого вращения Земли
- V cos м/с, где - широта места
- 2. Следствия осевого вращения Земли
- Лз 9-11. Атмосфера Земли
- 1. Значение атмосферы. Происхождение атмосферы, связь с другими оболочками Земли
- 2. Состав и строение атмосферы.
- 3. Теплооборот в атмосфере
- 1.Вода в атмосфере.
- 2. Увлажнение территории
- 1.Факторы, формирующие циркуляцию атмосферы.
- 2. Циркуляция воздушных масс в экваториально-тропических широтах
- 3. Циркуляция воздушных масс во внетропических широтах
- 1. Погода. Классификации погод.
- 2. Климат. Климатообразующие процессы.
- 1. Строение и структура гидросферы.
- 3.Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов.
- 1.Мировой океан и его части.
- 2.Тепловой режим Мирового океана
- 3. Динамика вод Мирового океана
- 2.Общие закономерности формирования рельефа Земли.
- 3. Рельеф. Классификации рельефа.
- 4. Глобальный рельеф Земли: главнейшие черты и особенности.
- 2. Качественное своеобразие и основные закономерности го.
- 3. Функционирование и динамика го
- 2. Понятие о ноосфере
- 1. Каким временем мы пользуемся в повседневной жизни