Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………4 - 13
Объем дисциплины и виды учебной работы…...……………………….12
Тематический план ………………………………………………………13 – 18
Программа курса………………………………………………………….19 – 34
Тематический план семинарских и
лабораторно-практических занятий…………………………………….34 – 35
Планы семинарских (лабораторно-практических) занятий……………35 - 42
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации
самостоятельной работы студентов…………………………………………..43
Рекомендуемая литература……………………………………………….44 – 45
Приложение 1. Нормативные правовые акты…………………………46 - 48
Приложение 2. Примеры контролирующих материалов…………….49 - 56
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Естествознание» разработана для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Российской академии правосудия с учетом особенностей специальности «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования.
Цели и задачи курса
Познание истины (законов природы) — непосредственная или ближайшая цель естествознания, содействие их практическому использованию — конечная цель.
Главная задача курса – формирование на межпредметной основе общенаучных и общеинтеллектуальных умений и навыков целостной естественнонаучной картины мира.
освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе; развитие техники и технологий; о возможностях науки и научного знания в деле решения проблемы выживания человечества;
получение необходимых конкретных знаний о строении и развитии мира неживой и живой природы и их взаимной обусловленности;
формирование в мировоззрении студентов гуманитарных специальностей достаточно целостной естественнонаучной картины окружающего мира и место в ней человека;
понимание не противоречивости, а взаимной необходимости рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) отражения окружающего мира;
преодоление психологического барьера гуманитариев перед естественнонаучным знанием;
овладение умениями применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;
формирование личностных принципов «здорового образа жизни» и «экологического стиля поведения»;
использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;
- Естествознание
- Содержание
- Общая характеристика учебного предмета
- Место предмета в базисном учебном плане
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- Состав общих и ключевых компетентностей
- Характеристика процесса обучения, построенного в соответствии с основными идеями компетентностного подхода
- Требования к уровню подготовки студентов в результате изучения естествознания студент должен знать / понимать:
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса «естествознание»
- Раздел 1. Физические знания – фундаментальная основа естествознания
- Глава1. Гравитационные взаимодействия
- Глава 2. Электромагнитные взаимодействия
- Глава 3. Световые явления
- Глава 4. Ядерные взаимодействия
- Глава 5. Общие представления об элементарных частицах. Слабые взаимодействия
- Глава 6. Основы термодинамики и общие закономерности природных систем
- Глава 7. Единая физическая картина мира
- Глава 8. Эволюция Вселенной
- Раздел II. Химические знания о материи
- Глава 9. Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева в свете теории строения атомов
- Глава 10. Процессы, происходящие на микроуровне
- Глава 11. Микро- и макроуровень организации вещества
- Глава 12. Химические реакции
- Глава 13. Природные и синтетические органические соединения
- Раздел III. Биологические знания о материи
- Глава 14. Наиболее общие представления о жизни
- Глава 15. Основные проявления жизнедеятельности организмов
- 15. 1. Клетки – структурные и функциональные единицы живых организмов
- 15. 2. Биохимические процессы – процессы жизнедеятельности
- 15.3. Непрерывность жизни. Размножение организмов
- 15. 4. Закономерности наследования признаков
- Глава 16. Эволюция – историческая и биосистемная организация жизни
- Глава 17. Биосферный уровень организации материи. Человек и окружающая среда
- Тематический план семинарских и лабораторно-практических занятий
- Планы семинарских (лабораторно-практических) занятий
- 2. Вопросы к семинару «Жизненно важные органические соединения» (раздел 2, глава 13)
- 3. Лабораторно-практическая работа «Средства профилактики некоторых вирусных заболеваний» (с использованием различных информационных ресурсов), (раздел 3, глава 14). Темы информационных сообщений
- 4. Лабораторно-практическая работа «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» (раздел 3, глава 15)
- 5. Вопросы к семинару «Химические компоненты живого. Строение клеток» (раздел 3, глава 15)
- 6. Лабораторно-практическая работа: «Анализ рациона питания с точки зрения химического состава пищи» (с использованием различных информационных ресурсов) (раздел 3, глава 15.2)
- 7. Лабораторно-практическая работа «Фенотипы комнатных растений» (раздел 3, глава 15.4)
- 8. Лабораторно-практическая работа «Решение генетических задач» (раздел 3, глава 15.4)
- Наследуемые признаки у человека (полное доминирование)
- 9. Лабораторно-практическая работа «Составление родословных» (раздел 3, глава 15.4)
- 10. Лабораторно-практическая работа «Формы личного участия в охране окружающей среды» (с использованием различных информационных ресурсов), (раздел 3, глава 17). Темы для обсуждения
- Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов
- Рекомендуемая литература
- Основная литература к разделу III
- Дополнительная литература к разделу III
- Нормативные правовые акты
- 1. Конституция Российской Федерации
- 2. Уголовный кодекс Российской Федерации
- Глава 24. Преступления против общественной безопасности
- Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Глава 26. Экологические преступления