Тематический план
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | количество часов |
Раздел 1. Физические знания – фундаментальная основа естествознания. | 42 | |
1 | Введение. Предмет естествознания. Естественнонаучные методы познания. Научные теории и научные законы. | 2 |
Глава 1. Гравитационное взаимодействие. | 6 | |
2 | Механическое движение, виды механического движения, причины движения. Законы Ньютона. Силы в природе. | 2 |
| Гравитационные силы и их особенности. Геоцентризм, гелиоцентризм. Законы Кеплера. Закон всемирного тяготения. Значение закона всемирного тяготения. | 2 |
4 | Движение под действием гравитационных сил. Первая, вторая, третья космические скорости.Проявление гравитационного взаимодействия в жизни нашей планеты.Приливы и отливыРоль гравитационного взаимодействия в эволюции Солнечной системы.Гравитационное поле.
| 2 |
Глава 2. Электромагнитные взаимодействия. | 8 | |
5 | Электромагнитные силы. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Явление электризации; ее учет и применение. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов. Закон Кулона. | 2 |
6 | Взаимодействие движущихся электрических зарядов. Опыт Эрстеда. Закон Ампера. Сила Ампера, сила Лоренца. | 2 |
7 | Близкодействие; действие на расстоянии. Электрические и магнитные поля. Силовые характеристики полей. Принцип суперпозиции полей. Взаимосвязь электрических и магнитных полей. | 2 |
Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных излучений. Использование электромагнитных волн различного диапазона. Влияние сильных электромагнитных полей на организм человека. | Самостоятельная работа | |
8 | Семинар «Электромагнитные взаимодействия в природе» | 2 |
Глава 3. Световые явления. | 4 | |
9 | Законы прямолинейного распространения, отражения, преломления света. Природа света. Корпускулярно-волновой дуализм. | 2 |
10 | Дисперсия света. Цвет и свет. Волновые проявления света: интерференция, дифракция. Явление фотоэффекта. Фотон. | 2 |
Глава 4. Ядерные взаимодействия. | 8 | |
11 | Строение атома. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Связь массы и энергии. | 2 |
12 | Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивность в природе. | 2 |
13 | Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции деления тяжелых ядер. | 2 |
14 | Термоядерный синтез. Ядерная энергетика. Радиоактивные излучения и их воздействия на организм человека. | 2 |
Глава 5. Общие представления об элементарных частицах. Слабые взаимодействия. | 4 | |
15 | Общие представления об элементарных частицах. Античастицы. | 2 |
16 | Нейтрино. Нейтрино во Вселенной. Эволюция звезд. Классификация звезд. | 2 |
Глава 6. Основы термодинамики и общие закономерности природных систем. | 6 | |
17 | Термодинамика. Основные понятия термодинамики. Температура. Термометр. Шкалы температур. Внутренняя энергия. | 2 |
18 | Законы термодинамики. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике. Случайные процессы и вероятностные закономерности. Второе начало термодинамики и необратимый характер изменений в замкнутых системах. | 2 |
19 | Представление об энтропии как меры беспорядка. Процессы самоорганизации. Общие представления о синергетике. | 2 |
Глава 7. Единая физическая картина мира. | 2 | |
20 | Основные этапы развития представлений о физической картине мира. Современная физическая картина мира | 2 |
Глава 8. Эволюция Вселенной. | 2 | |
21 | Эволюция Вселенной | 2 |
Раздел II. Химические знания о материи. | 38 | |
Глава 9. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атомов. | 4 | |
22 | Атомно-молекулярное учение. Периодичность свойств атомов химических элементов. Валентные возможности атомов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атомов. Значение периодического закона для понимания научной картины мира. | 2 |
23 | Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний. | 2 |
Глава 10. Процессы, происходящие на микроуровне. | 4 | |
24 | Свойства атомов химических элементов. Электроотрицательность элемента. Степень окисления и валентность. Взаимодействия атомов. Химическая связь и ее виды | 2 |
25 | Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний. | 2 |
Глава 11. Микро- и макроуровень организации вещества. | 8 | |
26 | Строение веществ (молекулярное и немолекулярное). Типы кристаллических решеток. Закон постоянства состава вещества. Классификация сложных неорганических соединений. | 2 |
Металлические и неметаллические элементы, их соединения. | Самостоятельная работа | |
27 | Количественный состав веществ (расчеты по формулам). | 2 |
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы ее очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды. | Самостоятельная работа | |
28 | Водные растворы. Концентрация растворов. | 2 |
29 | Урок-упражнение. Контроль знаний. | 2 |
Глава 12. Химические реакции. | 10 | |
30 | Химическая реакция. Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Скорость химических реакций и факторы, от которых она зависит (концентрация, температура, катализаторы и др.). | 2 |
31 | Классификации химических реакций.
| 2 |
32 | Химическое равновесие. Принципы смещения химического равновесия. | 2 |
33 | Окислительно-восстановительные реакции. Значение окислительно-восстановительных реакций в природе и технике. | 2 |
34 | Урок-упражнение. Работа с тестами. Контроль знаний. | 2 |
Глава 13. Природные и синтетические органические соединения. | 12 | |
35 | Органические вещества, их многообразие. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Вывод формулы вещества по известным массовым долям химических элементов. | 2 |
36 | Количественные характеристики органических веществ. Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе продуктов сгорания. | 2 |
37 | Классификация органических соединений. Углеводороды. Зависимость свойств органических соединений от состава и строения молекул. | 2 |
38 | Классификация органических соединений, содержащих функциональные группы. | 2 |
39 | Жизненно важные органические соединения. Аминокислоты. Белки. Жиры. Углеводы. ДНК. РНК. АТФ. | 2 |
40 | Семинар по теме «Жизненно важные органические соединения». | 2 |
Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе. Возможность получения новых материалов с заданными свойствами. Экологические проблемы, связанные с использованием синтетических материалов, химических веществ в быту, развитием химической промышленности. Защита окружающей среды. | Самостоятельная работа | |
Раздел III. Биологические знания о материи. | 37 | |
Глава 14. Наиболее общие представления о жизни. | 6 | |
41 | Жизнь как особая форма существования материи, признаки живой материи, уровни организации живой материи. Разнообразие живых организмов. Современная классификация органического мира. | 2 |
Эволюция живой материи в геологические эпохи Земли. Живая материя как фактор преобразования Земли. Роль живой материи в круговоротах веществ в природе. | Самостоятельная работа | |
42 | Концепции возникновения жизни на Земле. Гипотеза А.И. Опарина. | 2 |
Вирусные и бактериальные заболевания, их профилактика. Профилактика пищевых отравлений. Иммунитет и иммунная система. | Самостоятельная работа | |
43
| Вирусы – неклеточные формы жизни. Бактерии – одноклеточные прокариоты.
Лабораторно-практическая работа«Средства профилактики некоторых вирусных заболеваний»(с использованием различных информационных ресурсов). | 2
|
Глава 15. Основные проявления жизнедеятельности организмов. | 18 | |
15.1. Клетки – структурные и функциональные единицы живых организмов. | 4 | |
44 | Развитие представлений о клетке. Клеточная теория. Химические компоненты клеток. Строение клеток Лабораторно-практическая работа «Строение растительной и животной клеток под микроскопом». | 2 |
45 | Семинар по теме «Химические компоненты живого. Строение клеток». | 2 |
15.2. Биохимические процессы - процессы жизнедеятельности. | 4 | |
46 | Энергия в биологических саморегулирующихся системах. Автотрофное питание. Фотосинтез - пример пластического обмена веществ. Хемосинтез. Биосинтез белков. | 2 |
Естественные источники энергии. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Энергетические затраты человека. Питание – одна из важнейших потребностей человека. Углеводы – главный источник энергии для организма. Роль жиров в питании. Холестерин. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Пищевой рацион. Рациональное (сбалансированное питание) питание. Натуральное питание – основа здоровья. Витамины. | Самостоятельная работа | |
47
| Гетеротрофное питание. Энергетический обмен в клетке. Энергетические затраты человека. Правильное питание. Пищевой рацион. Витамины. Взаимосвязь энергетического и пластического обменов в клетке. Лабораторно-практическая работа «Анализ рациона питания с точки зрения химического состава пищи»(с использованием различных информационных ресурсов). Контроль знаний. | 2
|
15.3. Непрерывность жизни. Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 4 | |
48 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Формы размножения организмов. Половое размножение. Оплодотворение. | 2 |
Эмбриональное развитие человека. Влияние на развитие организма вредных проявлений внешней среды, наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков). Постэмбриональное развитие человека. Старение и смерть организмов. | Самостоятельная работа | |
49 | Человек и его здоровье. Факторы риска. | 2 |
15.4. Закономерности наследования признаков. | 6 | |
50 | Основные понятия и термины в современной генетике. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Решение задач. Лабораторно-практическая работа «Фенотипы комнатных растений». | 2 |
51 | Геном человека. Методы изучения человека. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование групп крови. Решение задач. Лабораторно-практическая работа «Составление родословных». | 2 |
Влияние внешней среды и производственных условий на частоту мутаций у человека. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий, основанных на генной инженерии. | Самостоятельная работа | |
52
| Мутации и мутагены. Наследственная изменчивость. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения. Лабораторно-практическая работа «Решение генетических задач». | 2
|
Глава 16. Эволюция – историческая и биосистемная организация жизни. | 2 | |
53 | Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Человек – феномен природы. Происхождение и эволюция человека. Положение человека в системе животного мира. Доказательства происхождения человека от животных. | 2 |
Краткая характеристика предполагаемых предковых форм человека. Единство человеческих рас. Экскурсия: Дарвиновский музей (в т.ч. просмотр видеофильма «Происхождение жизни»).
| Самостоятельная работа | |
Глава 17. Человек и окружающая среда. | 9 | |
54 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 2 |
55 | Химические процессы в природе. Круговороты веществ в биосфере. | 2 |
Ноосфера. Усиление воздействия человека на окружающую природу как причина возникновения экологических кризисов. Эрозия почвы и опустынивание. Загрязнение гидросферы и методы очистки воды. Загрязнение атмосферы и методы борьбы с ним. Парниковый эффект и его возможные последствия. Кислотные дожди. Озоновые дыры. Переработка отходов. Безотходные технологии. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи. Концепция устойчивого развития. Будущее человечества. Альтернативы развития. Наука на службе у будущего: решение энергопроблем человечества, облагораживание отходов, охрана природы, развитие медицины, развитие технологий. Воспитание экологического мышления, экологической морали. Формирование у человека «экологического стиля поведения». Личная ответственность человека за охрану окружающей среды. | Самостоятельная работа | |
55 | Природное равновесие. Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Практическая работа «Формы личного участия в охране окружающей среды» (с использованием различных информационных ресурсов).
| 3 |
56 | Зачет | 2 |
| Резерв времени | 5 |
Итого | 117 |
- Естествознание
- Содержание
- Общая характеристика учебного предмета
- Место предмета в базисном учебном плане
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
- Состав общих и ключевых компетентностей
- Характеристика процесса обучения, построенного в соответствии с основными идеями компетентностного подхода
- Требования к уровню подготовки студентов в результате изучения естествознания студент должен знать / понимать:
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса «естествознание»
- Раздел 1. Физические знания – фундаментальная основа естествознания
- Глава1. Гравитационные взаимодействия
- Глава 2. Электромагнитные взаимодействия
- Глава 3. Световые явления
- Глава 4. Ядерные взаимодействия
- Глава 5. Общие представления об элементарных частицах. Слабые взаимодействия
- Глава 6. Основы термодинамики и общие закономерности природных систем
- Глава 7. Единая физическая картина мира
- Глава 8. Эволюция Вселенной
- Раздел II. Химические знания о материи
- Глава 9. Периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева в свете теории строения атомов
- Глава 10. Процессы, происходящие на микроуровне
- Глава 11. Микро- и макроуровень организации вещества
- Глава 12. Химические реакции
- Глава 13. Природные и синтетические органические соединения
- Раздел III. Биологические знания о материи
- Глава 14. Наиболее общие представления о жизни
- Глава 15. Основные проявления жизнедеятельности организмов
- 15. 1. Клетки – структурные и функциональные единицы живых организмов
- 15. 2. Биохимические процессы – процессы жизнедеятельности
- 15.3. Непрерывность жизни. Размножение организмов
- 15. 4. Закономерности наследования признаков
- Глава 16. Эволюция – историческая и биосистемная организация жизни
- Глава 17. Биосферный уровень организации материи. Человек и окружающая среда
- Тематический план семинарских и лабораторно-практических занятий
- Планы семинарских (лабораторно-практических) занятий
- 2. Вопросы к семинару «Жизненно важные органические соединения» (раздел 2, глава 13)
- 3. Лабораторно-практическая работа «Средства профилактики некоторых вирусных заболеваний» (с использованием различных информационных ресурсов), (раздел 3, глава 14). Темы информационных сообщений
- 4. Лабораторно-практическая работа «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом» (раздел 3, глава 15)
- 5. Вопросы к семинару «Химические компоненты живого. Строение клеток» (раздел 3, глава 15)
- 6. Лабораторно-практическая работа: «Анализ рациона питания с точки зрения химического состава пищи» (с использованием различных информационных ресурсов) (раздел 3, глава 15.2)
- 7. Лабораторно-практическая работа «Фенотипы комнатных растений» (раздел 3, глава 15.4)
- 8. Лабораторно-практическая работа «Решение генетических задач» (раздел 3, глава 15.4)
- Наследуемые признаки у человека (полное доминирование)
- 9. Лабораторно-практическая работа «Составление родословных» (раздел 3, глава 15.4)
- 10. Лабораторно-практическая работа «Формы личного участия в охране окружающей среды» (с использованием различных информационных ресурсов), (раздел 3, глава 17). Темы для обсуждения
- Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов
- Рекомендуемая литература
- Основная литература к разделу III
- Дополнительная литература к разделу III
- Нормативные правовые акты
- 1. Конституция Российской Федерации
- 2. Уголовный кодекс Российской Федерации
- Глава 24. Преступления против общественной безопасности
- Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Глава 26. Экологические преступления