3.1. Корпускулярно-волновой дуализм
Напомним, что на природу света в истории науки существовали две точки зрения. Одна из них, поддерживаемая авторитетом Ньютона, рассматривала свет как поток упругих корпускул. Вторая точка зрения, отстаиваемая Декартом, а впоследствии Гюйгенсом, рассматривала свет как механическую волну, распространяющуюся в упругой среде – эфире. До начала XIX века господство одерживала первая точка зрения. Однако с 1801 года ситуация резко изменилась в связи с установлением Т. Юнгом явления интерференции на двух щелях. Опыты Юнга были продолжены Френелем, который дал объяснение явлениям интерференции и дифракции исходя из представлений о волновой природе света. Таким образом, к середине XIX века не было никаких сомнений по поводу того, что свет является волной.
Отметим, что классическая физика исходит из коренного различия между понятиями частицы и волны. Считается, что частица обладает конечным числом степеней свободы, строгой траекторией движения, отсутствием интерференции и дифракции. Волна же обладает бесконечным числом степеней свободы, бестраекторностью, ибо каждая точка пространства, куда приходит возбуждение, сама становится источником вторичных волн.
Опираясь на представление Планка о квантах, Эйнштейн еще в 1905 году сумел обосновать природу фотоэффекта исходя из корпускулярных представлениях. Каждый электрон выбивается из металла под действием отдельного светового кванта, или фотона, который при этом теряет свою энергию. Часть этой энергии уходит на разрыв связи электрона с металлом. Эйнштейн показал зависимость энергии электрона от частоты светового кванта и энергии связи электрона с металлом.
Также существование светового давления (русский физик П.Н. Лебедев доказал в 1899 году существование светового давления) объяснялись корпускулярной теорией.
Казалось, что корпускулярная теория материи торжествует. Но вскоре выяснилось, что определить энергию фотона (частицы света, не обладающей массой покоя) можно было, только представляя его себе в виде волны с соответствующей длиной и частотой. Получалось, что фотон – это одновременно и волна и частица. Распространяется он как волна, излучается и поглощается
– как частица.
80
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. НАУКА, НАУЧНЫЙ МЕТОД. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК КОМПЛЕКС НАУК О ПРИРОДЕ
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.1.3.Наука как социальный институт
- 1.2. Методы научного познания
- 1.3. Естествознание и другие науки и формы познания мира
- 2.2. Становление естествознания
- 2.4.Естествознания в эпоху Средневековья
- 2.5. Развитие естествознания на Востоке
- 2.6.3 Третья научная революция. Диалектизация естествознания
- 2.6.4 Очищение естествознания от натурфилософских представлений
- 2.6.6.Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.6.8. Кризис в математике. Теоремы о неполноте знаний Геделя. Проблема познаваемости мира
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ
- 3.1. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.4. Принцип дополнительности Бора
- ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А. ЭЙНШТЕЙНА
- 4.1. Кризис ньютоновской механики
- 4.3. Специальная теория относительности А. Эйнштейна
- 4.4. Элементы общей теории относительности
- ГЛАВА 5. АТОМНАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА МИКРОМИРА
- 5.1. Основные представления о структуре вещества
- 5.7. Модель вакуума П. Дирака. Рождение вещества
- 6.3. Темная материя и темная энергия
- 6.6 Происхождение Луны
- 6.8. Целесообразность во Вселенной (принципы построения Вселенной)
- 6.8.1. Принцип единства Вселенной
- 6.8.4. Алгоритм оптимальности. Рождение закона природы
- ГЛАВА 7. СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 7.1 Химия как наука
- 7.3. Химическое соединение, химическая связь
- 7.6. Нанотехнологии
- ГЛАВА 8. ЭНТРОПИЯ, КИБЕРНЕТИКА И СИНЕРГЕТИКА
- 8.1. Энтропия и вероятность
- 8.3. Синергетика. Рождение порядка из хаоса
- 8.4. Синергетические координаты для описания эволюции. Спираль развития
- 8.6. Управление и регулирование в живых системах
- ГЛАВА 9. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
- 9.1. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни
- 9.3. Теории возникновения жизни
- 9.4. Гипотеза Опарина–Холдейна о происхождении жизни
- 9.4.1. Основные проблемы гипотезы Опарина - Холдейна о происхождении жизни
- 9.5. Специфика живого
- 9.6. Концепция эволюции в биологии
- 9.6.1. Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса
- 9.6.3. Глобальный эволюционизм
- 9.7. Характерные черты эволюционного процесса
- 9.9. Генетика, генная инженерия, клонирование
- 9.10. Движение вещества и энергии в природе. Энергетическая функция жизни
- ГЛАВА 10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
- 10.1. Достижения палеоантропологии
- 10.2. Достижения эволюционной психологии
- 10.3. Различные гипотезы возникновения человека
- 10.4. Человек: мозг, сознание. Искусственный интеллект
- 10.5 Человек и биосфера. Концепция В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- ЛИТЕРАТУРА