7.1 Химия как наука
Согласно общепринятому определению, химия — это наука о вещест-
вах и их превращениях, или, как вариант, наука о химических элементах и их соединениях.
В этих определениях подразумевается структурный уровень изучения вещества и, так сказать, «разделение полномочий» между физикой и химией. Физика изучает строение атома и мир элементарных частиц (атомный и нуклонный уровень микромира), с одной стороны, и проявление физических свойств веществ, пребывающих в разных агрегатных состояниях, — с другой (классические механика и электродинамика, теплофизика как изучение явлений макромира). Химия же рассматривает процессы «сборки» молекул из атомов, традиционно называемые «химическими реакциями», а также проявление химических свойств веществ, то есть способность веществ вступать в химические реакции определенного вида. Таким образом, структурный уровень вещества, изучаемый в химии, оказывается помещенным между двумя «физическими» уровнями структуры вещества, а «химические» явления происходят на границе микромира и макромира.
Химия — полноправный представитель семейства точных естествен-
ных наук, то есть химическое научное знание сформировано из теорий, законов и закономерностей, формулировки которых исключают множественное толкование и которые многократно подтверждены и проверены на практике. И, как для любой естественной науки, для химии имеют большое значение проверяемость, достоверность и воспроизводимость результатов, доказательность знания, соответствие научных теорий и наблюдаемых фактов.
Химия — рациональная наука, даже гипотезы в химии имеют чисто рациональный характер. Современная химия счастливо избежала того «налета» иррациональности, который присутствует в физике, биологии, астрономии, особенно когда обсуждаются вопросы происхождения Вселенной, вещества и жизни. Традиционно также слаба связь химии и философии (в течение последних 250-300 лет после исключения алхимических представлений из химии). И в дискуссиях между ортодоксальными «материалистами» и «идеалистами» химики всегда остаются в стороне, а оппоненты прибегают к разным аспектам химического знания для доказательства своих, порой противоположных по сущности, доводов.
153
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. НАУКА, НАУЧНЫЙ МЕТОД. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК КОМПЛЕКС НАУК О ПРИРОДЕ
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.1.3.Наука как социальный институт
- 1.2. Методы научного познания
- 1.3. Естествознание и другие науки и формы познания мира
- 2.2. Становление естествознания
- 2.4.Естествознания в эпоху Средневековья
- 2.5. Развитие естествознания на Востоке
- 2.6.3 Третья научная революция. Диалектизация естествознания
- 2.6.4 Очищение естествознания от натурфилософских представлений
- 2.6.6.Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.6.8. Кризис в математике. Теоремы о неполноте знаний Геделя. Проблема познаваемости мира
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ
- 3.1. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.4. Принцип дополнительности Бора
- ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А. ЭЙНШТЕЙНА
- 4.1. Кризис ньютоновской механики
- 4.3. Специальная теория относительности А. Эйнштейна
- 4.4. Элементы общей теории относительности
- ГЛАВА 5. АТОМНАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА МИКРОМИРА
- 5.1. Основные представления о структуре вещества
- 5.7. Модель вакуума П. Дирака. Рождение вещества
- 6.3. Темная материя и темная энергия
- 6.6 Происхождение Луны
- 6.8. Целесообразность во Вселенной (принципы построения Вселенной)
- 6.8.1. Принцип единства Вселенной
- 6.8.4. Алгоритм оптимальности. Рождение закона природы
- ГЛАВА 7. СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 7.1 Химия как наука
- 7.3. Химическое соединение, химическая связь
- 7.6. Нанотехнологии
- ГЛАВА 8. ЭНТРОПИЯ, КИБЕРНЕТИКА И СИНЕРГЕТИКА
- 8.1. Энтропия и вероятность
- 8.3. Синергетика. Рождение порядка из хаоса
- 8.4. Синергетические координаты для описания эволюции. Спираль развития
- 8.6. Управление и регулирование в живых системах
- ГЛАВА 9. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
- 9.1. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни
- 9.3. Теории возникновения жизни
- 9.4. Гипотеза Опарина–Холдейна о происхождении жизни
- 9.4.1. Основные проблемы гипотезы Опарина - Холдейна о происхождении жизни
- 9.5. Специфика живого
- 9.6. Концепция эволюции в биологии
- 9.6.1. Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса
- 9.6.3. Глобальный эволюционизм
- 9.7. Характерные черты эволюционного процесса
- 9.9. Генетика, генная инженерия, клонирование
- 9.10. Движение вещества и энергии в природе. Энергетическая функция жизни
- ГЛАВА 10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
- 10.1. Достижения палеоантропологии
- 10.2. Достижения эволюционной психологии
- 10.3. Различные гипотезы возникновения человека
- 10.4. Человек: мозг, сознание. Искусственный интеллект
- 10.5 Человек и биосфера. Концепция В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- ЛИТЕРАТУРА