2.6.8. Кризис в математике. Теоремы о неполноте знаний Геделя. Проблема познаваемости мира
Одновременно с физикой в 1900-1930 годах кризис охватил и такую абсолютно точную науку, как математика. Его в полной мере можно рассматривать как кризис всего формально-логического способа мышления, или даже кризис рассудка, ибо впервые была вскрыта его недостаточность. Обнаружилось, что формально-логический способ мышления при всех тех блестящих результатах, которые несет с собой его применение в частных и специальных проблемах, обнаруживает свою полную непригодность, как только его пытаются применить прямо или косвенно к отражению всеобщего, которое оказывается неизбежно противоречивым, и в силу этой противоречивости неизменно ускользает из сферы действия формально-логических законов. Это объясняло причину парадоксов, в которые погрузилось естествознание, опирающееся на точные методы.
О парадоксах формальной логики известно уже давно. Достаточно вспомнить парадокс лжеца, который заявляет: «все, сказанное мною, есть ложь». Если это высказывание истинно, то оно ложно, и в то же время, если оно ложно, то истинно. Таким образом оно противоречит «закону исключённого третьего» в двоичной логике.
Оказывается, что для любой формально-логической системы, претендующей на точность и непротиворечивость, свойственна подобная парадоксальность, приводящая к отрицанию исходных положений (постулатов, аксиом) при попытках построения глобальных обобщений. Впервые фор-
мально точно это было показано Куртом Гёделем, который в 1931 году на примере арифметики дал доказательство так называемых «теорем о непол-
ноте знаний».
Теорема 1: в любой достаточно сложной непротиворечивой теории существует истинное утверждение, которое средствами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Теорема 2: непротиворечивость достаточно богатой теории не может быть доказана средствами этой теории. Однако вполне может оказаться, что непротиворечивость одной конкретной теории может быть установлена средствами другой, более мощной формальной теории. Но тогда встаёт вопрос о непротиворечивости этой второй теории, и т. д.
Теорема о неполноте знаний утверждает примерно следующее: при определенных условиях в любом теории (системе) существуют истинные, но
78
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. НАУКА, НАУЧНЫЙ МЕТОД. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК КОМПЛЕКС НАУК О ПРИРОДЕ
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.1.3.Наука как социальный институт
- 1.2. Методы научного познания
- 1.3. Естествознание и другие науки и формы познания мира
- 2.2. Становление естествознания
- 2.4.Естествознания в эпоху Средневековья
- 2.5. Развитие естествознания на Востоке
- 2.6.3 Третья научная революция. Диалектизация естествознания
- 2.6.4 Очищение естествознания от натурфилософских представлений
- 2.6.6.Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.6.8. Кризис в математике. Теоремы о неполноте знаний Геделя. Проблема познаваемости мира
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ
- 3.1. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.4. Принцип дополнительности Бора
- ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А. ЭЙНШТЕЙНА
- 4.1. Кризис ньютоновской механики
- 4.3. Специальная теория относительности А. Эйнштейна
- 4.4. Элементы общей теории относительности
- ГЛАВА 5. АТОМНАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА МИКРОМИРА
- 5.1. Основные представления о структуре вещества
- 5.7. Модель вакуума П. Дирака. Рождение вещества
- 6.3. Темная материя и темная энергия
- 6.6 Происхождение Луны
- 6.8. Целесообразность во Вселенной (принципы построения Вселенной)
- 6.8.1. Принцип единства Вселенной
- 6.8.4. Алгоритм оптимальности. Рождение закона природы
- ГЛАВА 7. СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 7.1 Химия как наука
- 7.3. Химическое соединение, химическая связь
- 7.6. Нанотехнологии
- ГЛАВА 8. ЭНТРОПИЯ, КИБЕРНЕТИКА И СИНЕРГЕТИКА
- 8.1. Энтропия и вероятность
- 8.3. Синергетика. Рождение порядка из хаоса
- 8.4. Синергетические координаты для описания эволюции. Спираль развития
- 8.6. Управление и регулирование в живых системах
- ГЛАВА 9. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
- 9.1. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни
- 9.3. Теории возникновения жизни
- 9.4. Гипотеза Опарина–Холдейна о происхождении жизни
- 9.4.1. Основные проблемы гипотезы Опарина - Холдейна о происхождении жизни
- 9.5. Специфика живого
- 9.6. Концепция эволюции в биологии
- 9.6.1. Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса
- 9.6.3. Глобальный эволюционизм
- 9.7. Характерные черты эволюционного процесса
- 9.9. Генетика, генная инженерия, клонирование
- 9.10. Движение вещества и энергии в природе. Энергетическая функция жизни
- ГЛАВА 10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
- 10.1. Достижения палеоантропологии
- 10.2. Достижения эволюционной психологии
- 10.3. Различные гипотезы возникновения человека
- 10.4. Человек: мозг, сознание. Искусственный интеллект
- 10.5 Человек и биосфера. Концепция В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- ЛИТЕРАТУРА