logo
Estestvoznanie

2.2. Становление естествознания

Не будет ошибочным утверждать, что естествознание зародилось фактически одновременно со становлением на планете Земля вида Homo sapiens – Человека Разумного. Потребность познания – одна из основополагающих, фундаментальных потребностей человека, имеющая как чисто практический, так и внутренний духовный стимул.

Наука, а точнее – донаучное или протонаучное повседневное стихийноэмпирическое знание возникло практически одновременно с другим не менее важным культурным явлением – искусством. Фактически, наука и искусство

– это два вида осознания, анализа и отражения окружающего нас мира: интеллектуальный и чувственный. Повседневное сознание включало массу информации об окружающей среде. Важно было многое: свойства минерального сырья для изготовления орудий и краски, особенности поведения и анатомия животных, полезные свойства сотен растений, климатические и иные природные ритмы, ориентация в пространстве. Простейшие географические схемы-карты, вырезанные на пластинах из бивня мамонта, появились так же еще в верхнем палеолите.

Ряд палеолитических предметов, при ближайшем рассмотрении, обнаруживает у наших далеких предков не только элементарные математические знания, но и зачатки астрономических знаний – счет лунных фаз, примечательные моменты движения небесных тел. Изучение звездного неба было необходимо и для облегчения ориентирования на местности. Календарь, составлявшийся по небесным явлениям, так же был средством решения чисто практических повседневных задач, связанных с определением времени миграций стад животных и самих людей, решения бытовых проблем, проблем воспроизводства рода. Таким образом, математическое и астрономическое

26