2.4.Естествознания в эпоху Средневековья
Вэтот период знание рассматривалось всего лишь как побочный про-
дукт духовно-религиозной деятельности. Во многих житиях святых мы можем встретить мнение о том, что даже совершенно неученый человек способен получить премудрость и знание напрямую от Бога. Коли так – наука теряла смысл, все стала определять вера. Ориентация на выявления ее объективных закономерностей отсутствовала. Но, поскольку производство нового знания – историческая необходимость, то и в крайне консервативном средневековом обществе наука продолжала развиваться.
Новым словом в истории образования стали университеты. В каждом из них было четыре факультета: подготовительный или философский (факультет свободных искусств, где обучали основам грамматике, риторике, диалектике, математике, астрономии и музыке), медицинский, юридический и высший, но непопулярный – теологический. Первые университеты появились в Болонье и Оксфорде (XII в.), Париже (1200 г.), Кембридже (1209 г.), Неаполе
(1224 г.), Тулузе (1229 г.), Праге (1349 г.), Вене (1365 г.), Гейдельберге (1385 г.).
Всредневековой науке можно выделить три традиции познания:
-схоластическую традицию, опирающуюся на простейшую логику, предание и умозрение, и ставившую основным вопросом соответствие реального бытия понятиям разума. В основу традиции легли принципы античного платонизма, истолкованные в духе христианства. Главные ее достижения лежат
вобластях теологии и космологии, в которых предмет познания реально не представлен и разум остается единственным средством анализа предмета на основе умозаключений; несомненной заслугой схоластов было то, что в их трактатах предвосхищались идеи математической логики.
-герметическую традицию (от имени легендарной «полубожественной» личности из Египта первых веков н.э. Гермеса Трисмегиста – то есть Трижды Величайшего, заложившего основы герметизма), опирающуюся на ритуал, магию, рецептурно - манипуляторное и предметно-преобразовательное начала, сверхъестественные силы. Ритуалы сопровождали почти все действия не только в ремесленно-мануфактурном производстве (отсюда, кстати, берут начало «вольные каменщики» - масоны) и других отраслях хозяйства, но и в политике, юриспруденции, познании мира. Самые яркие воплощения герметизма – средневековые алхимия, астрология, медицина.
-опытно-эмпирическую традицию, в которой критерием истинности и точкой отсчета был личный опыт. Эта традиция развивалась под влиянием
36
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. НАУКА, НАУЧНЫЙ МЕТОД. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК КОМПЛЕКС НАУК О ПРИРОДЕ
- 1.1. Наука. Функции науки
- 1.1.3.Наука как социальный институт
- 1.2. Методы научного познания
- 1.3. Естествознание и другие науки и формы познания мира
- 2.2. Становление естествознания
- 2.4.Естествознания в эпоху Средневековья
- 2.5. Развитие естествознания на Востоке
- 2.6.3 Третья научная революция. Диалектизация естествознания
- 2.6.4 Очищение естествознания от натурфилософских представлений
- 2.6.6.Исследования в области электромагнитного поля и начало крушения механистической картины мира
- 2.6.8. Кризис в математике. Теоремы о неполноте знаний Геделя. Проблема познаваемости мира
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ
- 3.1. Корпускулярно-волновой дуализм
- 3.4. Принцип дополнительности Бора
- ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ А. ЭЙНШТЕЙНА
- 4.1. Кризис ньютоновской механики
- 4.3. Специальная теория относительности А. Эйнштейна
- 4.4. Элементы общей теории относительности
- ГЛАВА 5. АТОМНАЯ ФИЗИКА. ФИЗИКА МИКРОМИРА
- 5.1. Основные представления о структуре вещества
- 5.7. Модель вакуума П. Дирака. Рождение вещества
- 6.3. Темная материя и темная энергия
- 6.6 Происхождение Луны
- 6.8. Целесообразность во Вселенной (принципы построения Вселенной)
- 6.8.1. Принцип единства Вселенной
- 6.8.4. Алгоритм оптимальности. Рождение закона природы
- ГЛАВА 7. СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
- 7.1 Химия как наука
- 7.3. Химическое соединение, химическая связь
- 7.6. Нанотехнологии
- ГЛАВА 8. ЭНТРОПИЯ, КИБЕРНЕТИКА И СИНЕРГЕТИКА
- 8.1. Энтропия и вероятность
- 8.3. Синергетика. Рождение порядка из хаоса
- 8.4. Синергетические координаты для описания эволюции. Спираль развития
- 8.6. Управление и регулирование в живых системах
- ГЛАВА 9. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ. ОСОБЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ
- 9.1. Физико-химические предпосылки для зарождения жизни
- 9.3. Теории возникновения жизни
- 9.4. Гипотеза Опарина–Холдейна о происхождении жизни
- 9.4.1. Основные проблемы гипотезы Опарина - Холдейна о происхождении жизни
- 9.5. Специфика живого
- 9.6. Концепция эволюции в биологии
- 9.6.1. Эволюционная теория Дарвина – Уоллеса
- 9.6.3. Глобальный эволюционизм
- 9.7. Характерные черты эволюционного процесса
- 9.9. Генетика, генная инженерия, клонирование
- 9.10. Движение вещества и энергии в природе. Энергетическая функция жизни
- ГЛАВА 10. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ
- 10.1. Достижения палеоантропологии
- 10.2. Достижения эволюционной психологии
- 10.3. Различные гипотезы возникновения человека
- 10.4. Человек: мозг, сознание. Искусственный интеллект
- 10.5 Человек и биосфера. Концепция В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
- ЛИТЕРАТУРА