logo
Экологическая психология / Литература для студентов / Женщина третьего тысячелетия

2.2.3. Третье измерение: социальное окружение

Мы привыкли рассматривать социальный фактор как вторичный, несмотря на попытки крупных социологов всех времен доказать, что общество — самим фактом своего существования, своей историей и организацией — довлеет над индивидом (измерение III на рис.3).

Школы нейролингвистики, когнитивной и поведенческой психологии также придерживаются того мнения, что общество причинно определяет субъекта. Эти направления психологии исходят из того, что идентификация субъекта происходит на основе мотиваций, потребностей и предписаний общества. Именно по этой причине три вышеуказанные школы уполномочены законом на решение любых общественных вопросов, начиная с юридических процедур и заканчивая политическими соглашениями, поскольку любое законодательство стремится к самоопределению и соотношению своих структур в рамках закона. Общество не может основываться на внутренних побуждениях или психологических действиях субъекта.

Несмотря на это, большинство людей и, прежде всего, женщины, легкомысленно не замечают всей глубины вмешательства общества в жизнь индивида, всего размаха социального и юридического насилия.

По сути, женщина стремится жить сама по себе. Такой автономный индивидуализм усиливается поэзией, музыкой, искусством, песнями, театром. Он воспевается, афишируется, о нем много говорят, но в действительности, на организмическом уровне, на уровне психологических категорий и основ человеческого поведения его не существует. На деле превалирует общество.

Когда мы идём в ванную комнату, надеваем нижнее бельё, мы попадаем в "общество" как в банковскую, экономическую, производственную, маркетинговую систему. Закон довлеет над стилем нашего поведения — на пляже, дома, в церкви, то есть повсюду.

Гоббс вовсе не преувеличивал значение Левиафана. Левиафан воплощает собой структуру государства, основ общества, которые довлеют над нами, это — невидимый монстр, обусловливающий всю нашу жизнь. Мое описание общественного воздействия на человека может показаться преувеличением, но факт остаётся фактом. Мы полагаем, что наше общество исторически создано нами, людьми, благодаря изменениям в культуре, в экономике, в обстоятельствах и т.д. Однако тщательный и всесторонний анализ общества раскрывает повсеместное присутствие монитора отклонения.

"Посвящение" субъекта монитору отклонения очевидно: влияние этого чужеродного механизма принимает макроскопические формы, распространяется на все социальные сферы, превращая их в машину. "Машиной" являются многие законодательные акты, которые мы принимаем, наивно полагая, что сами их создали. В действительности мы являемся их следствиями, живём как следствие этой социальной данности, которая, так или иначе, отражает экзистенциальную шизофрению человечества.

Общество — это не внешний враг, непохожий на нас. Мы сами составляем общество и государство, мы сами принимаем законы, которые затем нас преследуют: мы сами создаем, упорядочиваем, определяем, устанавливаем иерархию ценностей и сами же отдаемся на заклание своим творениям. И естественно, что логико-историческое "Я" субъектов, отклоненных от собственного изначального единства действия, выстраивает их поведение на основе экзистенциальных категорий, стереотипов. Вот эти люди и создают потом структуру общества.

Каждый из нас начинает понимать социальную данность после пятнадцати-шестнадцати лет, и женщина в такой ситуации усматривает единственную реальность и ценность для себя в семье. Общество вталкивает ее в семью как четко работающий репродуктивный механизм. Женщину помещают в бюрократический инкубатор: она "должна" следовать своей роли или категории, "должна" рожать детей, уважать мужа как законного главу, олицетворяющего собой государство, "должна" так или иначе подчиняться своему супругу, чтобы гарантировать данному обществу воспроизводство населения.

Поэтому женщина утрачивает смысл себя как единства действия, как личности, ограничиваясь только ролью матери: ей надлежит лишь служить матрицей и "штамповать" детей по желанию общества. Однако устройство общества зависит не только от мужчин: оно пронизано той сложной психологической ситуацией, в которой находится женщина. Этим я хочу сказать, что истоки многих проявлений жестокости и насилия в обществе исходят от женщины.

Что позволяет мне утверждать это? Анализ, проведённый с помощью онтопсихологической методики, показал, что в скрытой, капиллярной семантике

поведения преступников, нарушителей общественного порядка, наркоманов, проституток, членов мафиозных структур всегда присутствует чувственная связь с женщиной.

И если мы хотим искоренить социальную болезнь или преступность, то должны изменить капиллярную психологию женщин, особенно пожилых и матерей. До тех пор, пока женщина остаётся прежней, бесполезны полиция, психологи, врачи, социальные работники, юристы, и т.д.

Если вам когда-нибудь представится возможность проанализировать фигуру преступника или члена мафиозной группы, то в конечном итоге вы натолкнётесь на материнскую диаду, хотя мать этого человека предстанет мученицей или жертвой совершаемых сыном поступков.

Возможно, что женщины следуют какой-то атавистической мести во имя восстановления утраченной изначальной сущности. Женщина находится под влиянием социальных схем, не понимая, что социальная игра берет начало в ее детстве, восходит к ее бессознательному. Осознав свое рабское положение по отношению к социальной данности, женщина атакует систему, нападает на церковь, государство, общество, видя в них своего внешнего врага. Но женщина переходит к атаке слишком поздно, поскольку к этому времени становится составной частью своего врага, его сообщницей. Она уже превратилась в часть того насилия, которое структурировано обществом, поэтому, сражаясь, женщина идет против себя. Конечно, для понимания этой проблемы необходим глубинный психотерапевтический анализ.

Говорить об этом можно бесконечно, но мне хотелось бы сосредоточиться наличности, на индивидуальности женщины и для начала остановиться на эмоциональном, чувственном, эстетическом и эротическом аспектах. Мы всё ещё находимся в третьем измерении: социальное давление системы, архетипы или коды поведения и сознания. Женщина живёт, размышляет и определяет себя на основании этого давления, кодексов эмоций, чувств, эротизма и эстетики.

Даже самый тщательный анализ современной психологической системы и системы социального познания с трудом обнаруживает в женщине проявление инициативы, стремление к лидерству, желание стать предпринимателем, менеджером, управляющим, руководителем. Следует также признаться, что женщина, занимающая руководящий пост и пользующаяся авторитетом, кажется исключением, ее достижения считаются случайными, обусловленными везением. М:пех женщины не признаётся как естественный факт. Если удачным предпринимателем окажется мужчина, то все воспримут это нормально, как само собой разумеющееся, но успешную женщину сочтут уникальным явлением, исключением, лишь подтверждающим правило.

В сущности, женщина рассматривается как социальный объект, как мать, как тело, как витрина — как поточный объект на конвейере социальной системы. Как ни посмотри, женщина приносит системе блага, оставаясь при этом всего лишь ее инструментом. Очень сложно представить женщину как изначальное и высшее звено власти, однако увидеть на этом месте мужчину не составит большого труда, и неважно, правильно это І или нет.

Проблема заключается в том, что женщина всегда рассматривается с позиций используемого средства, объекта или общего блага, с чем практически сама и соглашается. Действительно, если обратиться к литературе, кино, научным исследованиям, то можно увидеть, что в женщине подчёркиваются лишь прелести тела, красота, приносимое ею удовольствие. Женщина всегда преподносится — и в своей сексуальности, и в различных социально-экономических взаимоотношениях — как преходящий объект, одна из вещей на перепутье дорог, но никогда — как самоцель. И большинству женщин нравится это, они хотят быть такими. Некоторые феминистские движения подчеркивают телесное превосходство женщины, а во всех афроазиатских, афро-кубинских и афро-бразильских культурах женщина окончательно низводится до тела, что убивает всякую инициативу верховенства, контроля, ценности ее ума.

Весь трагизм заключается в том, что каждая женщина восхваляет существование себя как тела привлекательного создания с гладкой обтекаемой формой, без острых углов и шипов (дабы никого не уколоть и всем угодить). Женщина подобна мячику, который мужчины гоняют от ворот к воротам, от одной матери к другой, от одной системы к другой, от одного общества к другому.

Проанализирую классическую ситуацию: поведение женщины тридцати пяти-сорока лет в период возможного экзистенциального кризиса или процесса аутентификации. В своей практике я много раз сталкивался с подобными случаями.

Первый аспект. Если у женщины, особенно у красивой, многое получается, она начинает выставлять себя, как на витрине, чтобы убедиться в своей прежней эротической востребованности, всеми средствами предлагая себя как тело. Она демонстрирует своё тело, сексуальность, обещая обладание ею, чувственные отношения и физический эротизм.

Второй аспект. Общаясь с тем или иным человеком, женщина на уровне семантики и физиогномики отдаёт ему своё тело, предлагая себя как предмет. Создаётся впечатление, что женщина не владеет, например, своими ногами, она просто выставляет их на продажу, предлагая покупателю (тому, с кем общается в данную минуту, — адвокату, юристу, психотерапевту, любому мужчине, находящемуся перед ней).

Жалуясь на кризис, она выставляет и предлагает своё тело, а затем сама же впадает в замешательство. Проблема носит жизненный характер: женщина задумывается над тем, чем ей заняться, кем она хочет стать, или она плохо себя чувствует, ей кажется, что она — одна из проигравших, ее не устраивает собственная жизнь, но как поступить — не знает. Консультант, скрупулезно анализируя кризис женщины, думает о возможных начинаниях, о работе, учёбе, успехе, удовольствии, то есть последовательно выстраивает план действий для реализации женщины, для преодоления ее кризиса. Но она продолжает подставлять свое тело и, таким образом, вводит в замешательство самого консультанта. Женщина жалуется на нехватку денег, говорит о недовольстве своей жизнью и нереализованности, но при этом выдвигает на первый план тело, как это обыкновенно делают женщины в социальной игре, ставя тем самым консультанта в неловкое положение.

Третий аспект. Переживая кризис, который всегда предоставляет благоприятную возможность для того, чтобы понять, решить, совершить прыжок, женщина добавляет еще один усугубляющий ее положение элемент: она стремится соблазнить консультанта. Во что она стремится его втянуть? В чувства, в любовь? Чтобы заняться сексом? Но зачем? Ради удовольствия? Умный консультант понимает, что женщина обещает телесное удовольствие, чувственную связь как приманку и, загнав мужчину в западню, получит возможность дальнейшего его шантажа. Женщина будто говорит: "Я отдаю тебе своё тело, но, если ты им воспользуешься, я тебя уничтожу, поскольку получится, что ты повёл себя со мной как с женщиной, как с проституткой, как с вещью, а я ведь пришла к тебе, чтобы найти решение, дорогу, цель ".

Многие женщины сами разрушают свой путь и своё будущее. И в этой ситуации мужчины, а большинство консультантов именно мужчины, не знают, что предпринять. Они наталкиваются на дилемму, потому что женщина-клиент противоречит сама себе, и не знают, как поступить: если отвергнуть женщину, она рассердится, обидится и впадёт в ещё большую депрессию, а если пойти на предлагаемые отношения, нагрянут тяжелые последствия. Если консультант будет настаивать на необходимости объективно-рационального планирования успеха, женщина проявит нерешительность.

Если в роли консультанта выступает женщина, то между ней и клиенткой обыкновенно возникает форма пустого эротизма, устанавливается вид гомосексуальных отношений, в которых консультант выступает в замещающей роли матери, понимающей, полезной, официальной, превосходной, а клиент тем временем успокаивается и поощряется в своих комплексах и инфантильности. В конечном итоге, пройдёт год или больше, но женщина-клиент останется всё в том же положении, ничего не изменится: возникнет понимание, дружба, нечто вроде гомосексуальных отношений, но все без толку.

Кажется, что женщина использует свои проблемы как уловку, чтобы отвоевать для собственного комплекса новую территорию, новых людей, новый рынок; при этом тормозится метанойя, не происходит никаких изменений, позволяющих точно просчитать собственную успешность как женщины-личности, женщины-лидера.

Быть лидером означает уметь контролировать движение к результату, к обретению новых пространств и достижению необходимых целей. Речь идет о планировании действий, улучшающих результат, на основе рациональных параметров, количественных отношений, реальных данных, а не эфемерных желаний.

Эмоции, чувства, эротизм и эстетика — всё это крайне важно для женского мира. Подлинный (аутентичный) мир женщины отличается от мужского. У женщины совершенно иной ритм действий: когда она корнями уходит в реальность, то использует преимущественно синтез, интуицию. Женщина может посвятить два-три часа самовосхвалению, а потом за полчаса синтезировать заключение и принять интуитивное бизнес-решение. У женщины иной стиль, и он прекрасно функционирует, но остается непонятным мужчине. Этот стиль более тонок, деликатен, но не менее, а может быть, даже более эффективен, нежели мужской.

Сильные женские эмоции всегда захватывают. В своей основе женская эмоция является чем-то округлым, напоминая морскую волну, которая усиливается, возвращаясь к себе же. В женской эмоциональности лучше, чем в мужской, отражены все изгибы и разветвления физической динамики жизни. Клетки, нейроны, элементарные физические частицы в своём движении немного напоминают дождь, море, воду.

Например, наблюдая из окна самолёта бразильские рисовые поля, можно заметить, что точность их очертаний определена не прихотью крестьянина, а движением самой воды, скопление которой определяется уклоном и рельефом земли. Крестьянин подчеркивает природный рельеф, чтобы удержать воду, и при этом образуется тончайшая вышивка полей, типично женственная и нежная, как земля. Если бы кто-нибудь взялся описать движение воды, то обнаружил бы его полное совпадение с круговоротом женских эмоций, равно как и с биением её сердца, с тем, как распускается цветок.

Женщина трепещет настоятельной красотой, но, пытаясь выразить ее в действии, реализовать в исторических обстоятельствах, сталкивается со множеством противоречий. Она воспринимает на сознательном уровне эти частотные модуляции эмоциональности, понимает и видит их особым образом, но когда начинает выражать их вовне, то систематически оказывается фрустрированной.

Женщина постоянно живёт эмоцией и пожинает фрустрацию, обвиняя, конечно, во всём другого человека, будь то мужчина или женщина. Анализ женских гомосексуальных отношений, в их наиболее яр-Ком проявлении, показывает, что на смену влюбленности приходят взаимные обвинения в адрес партнерши: это она не понимает, это она ошибается, это она делает мне больно.

Поведение женщины в отношении мужчины неизменно и напоминает телесериал; оно более упрощённое, нежели отношения между женщинами, потому что мужчина действительно не понимает и не знает, что ему делать. Он, прежде всего, ориентируется на себя, потом на слова, сказанные женщиной, но женщина так изменчива в своих эмоциях, что мужчина перестаёт что-либо понимать и, в конце концов, винит во всём себя. В этой ситуации мужчина не ощущает своего превосходства, он чувствует свою беспомощность и выходит из игры.

Эмоции, чувства, эротизм, эстетика представляют собой проявления одной и той же причины, импульса, точно определенной интенциональности — сокровенной идентичности души. В виде эмоций, чувств, эротизма или эстетики (всех вместе или по отдельности) проявляется импульс онто Ин-се.

Если в какой-то момент женщине захочется похорошеть, то как ей различить, вызвано ли это желание импульсом жизни, эстетическими ценностями или, наоборот, потребностью навязаться кому-то, продать себя?