1. Анализ схемных решений и выбор базового варианта подачи компонентов топлива
В зависимости от назначения к ЖРД предъявляют различные требования по величине тяги, продолжительности и условиям работы. Это приводит к большому разнообразию применяемых способов подачи компонентов и схем ДУ.
Одним из важнейших элементов, характеризующих двигательную установку в целом, является система подачи топлива.
По типу агрегата, создающего давление подачи, различают вытеснительную и турбонасосную подачу топлива.
Отличительной особенностью вытеснительной системы подачи топлива является то, что баки с компонентами топлива находятся под большим давлением, значительно превышающим давление в КС. По этой причине топливные баки приходится делать толстостенными, а, следовательно, массивными.
Применение вытеснительной системы подачи топлива целесообразно при давлениях в КС не больше . Газовытеснительные системы подачи топлива находят в основном применение в двигателях небольшой тяги, рассчитанных на малое время работы.
При насосной системе подачи топлива нет необходимости поддерживать в баках высокое давление. Небольшое давление воздушной подушки в баках () создаётся для обеспечения бескавитационной работы насосов. Насосная система подачи топлива значительно сложнее вытеснительной, но для двигателей средних и больших тяг она предпочтительнее, т. к. вес всей системы питания ЖРД, включая баки с топливом, будет меньше.
Системы питания ЖРД с насосной подачей топлива бывают:
1) с автономной (независимой) турбиной (схема “без дожигания”);
2) с предкамерной турбиной (схема “с дожиганием”).
Системы ЖРД с автономной турбиной применяются для маршевых двигателей средней тяги (максимальное значение давления в КС ). Следует учитывать то, что автономные турбины являются высокоперепадными () и малорасходными, а также то, что они снижают удельный импульс тяги двигателя на 2-6 % из-за выброса “мятого” газа за борт ракеты.
Системы ЖРД с предкамерной турбиной используются в двигателях большой тяги с высоким давлением в КС (). Предкамерные турбины являются высокорасходными и низкоперепадными (). Двигатели данной схемы более экономичны, так как в них исключаются потери удельного импульса тяги из-за расходования топлива на питание турбин. [1]
Так как интервал времени работы ДУ довольно значителен и двигатели имеют среднюю тягу, выбираем насосную систему подачи топлива без дожигания генераторного газа (см. рис.1).
Рис. 1. Схема питания ЖРД с автономной турбиной и газогенератором, работающим на основных компонентах топлива: 1 - камера сгорания; 2, 3 - отсечные клапаны; 4 - насос горючего; 5 - бак горючего; 6 - бак окислителя; 7 - насос окислителя; 8 - газогенератор;
9 - турбина; 10 - выхлопное сопло
Исходя из того, что один из компонентов топлива (кислород) является криогенным, турбину ТНА будем располагать консольно (см. рис.2). Центральное расположение турбины в данном случае нерационально, так как условия работы такого ТНА крайне сложны из-за высоких перепадов температуры в полостях ТНА.
Рис.2. Схема расположения турбины в ТНА: а - центральное расположение турбины;
б - консольное расположение турбины
- Введение
- 1. Анализ схемных решений и выбор базового варианта подачи компонентов топлива
- 2. Оценочный расчёт проектных параметров ЖРД
- 3. Расчёт топливного отсека
- 3.1 Объёмный расчёт баков окислителя и горючего
- 3.2 Оценочный расчет массы топливного отсека
- 4. Составление компоновочной схемы ступени
- 5. Выбор и обоснование схемы системы наддува
- 5.1 Оценочный расчёт массы и габаритов “холодной” системы наддува
- 5.2 Оценочный расчёт массы и габаритов “горячей” системы наддува
- 6. Описание схемы ПГС и её работа на всех этапах функционирования
- 6.1 Описание схемы ПГС
- 6.2 Описание работы ПГС
- 6.2.1 Подготовка ракеты к запуску
- 6.2.2 Запуск двигателя
- 6.2.3 Работа ПГС в полёте
- 6.2.4 Выключение ДУ
- 6.2.5 Аварийный режим работы ПГС
- 7. Выбор диаметров трубопроводов окислителя и горючего
- 8. Выбор типов заборных устройств и расчёт остатков незабора
- 8.1 Выбор типов и основных геометрических размеров заборных устройств
- 8.2 Расчёт полных остатков незабора
- 9. Расчёт гидравлических потерь в магистралях трубопроводов
- 9.1 Расчёт гидравлических потерь в магистралях горючего
- 9.2 Расчёт гидравлических потерь в магистралях окислителя
- 10. Уточнённый расчёт топливного отсека
- 11. Расчёт элемента автоматики
- 12. Расчёт времени заправки
- 13. Воздействие компонентов топлива на экологию
- Заключение