Пример расчёта массы ракеты
Требуется вывести искусственный спутник Земли массой на круговую орбиту высотой 250 км. Располагаемый двигатель имеетудельный импульсм/c. Коэффициент– это значит, что масса конструкции составляет 10 % от массы заправленной ракеты (ступени). Определим массуракеты-носителя.
Первая космическая скоростьдля выбранной орбиты составляет 7759,4 м/с, к которой добавляются предполагаемые потери от гравитации 600 м/c (это, как можно видеть, меньше, чем потери, приведённые в таблице 1, но и орбита, которую предстоит достичь – вдвое ниже). Характеристическая скорость, таким образом, равнам/c (остальными потерями в первом приближении можно пренебречь). При таких параметрах величина. Неравенство (4), очевидно, не выполняется, следовательно, одноступенчатой ракетой при данных условиях достижение поставленной цели невозможно.
Расчёт для двухступенчатой ракеты.
Разделим пополам характеристическую скорость, что составит характеристическую скорость для каждой из ступеней двухступенчатой ракеты м/c. На этот раз, что удовлетворяет критерию достижимости (4), и, подставляя в формулы (3) и (2) значения,
для 2-й ступени получаем:
т;
т;
полная масса 2-й ступени составляет 55,9 т.
Для 1-й ступени к массе полезной нагрузки добавляется полная масса 2-й ступени, и после соответствующей подстановки получаем:
т;
т;
полная масса 1-й ступени составляет 368,1 т;
общая масса двухступенчатой ракеты с полезным грузом составит 10 + 55,9 +368,1 = 434 т.
Аналогичным образом выполняются расчёты для большего количества ступеней. В результате получаем:
Стартовая масса трёхступенчатой ракеты составит 323,1 т.
Четырёхступенчатой – 294,2 т.
Пятиступенчатой – 281 т.
На этом примере видно, как оправдывается многоступенчатостьв ракетостроении: при той же конечной скорости ракета с большим числом ступеней имеет меньшую массу.
Следует отметить, что эти результаты получены в предположении, что коэффициент конструктивного совершенства ракеты остаётся постоянным, независимо от количества ступеней. Более тщательное рассмотрение показывает, что это – сильное упрощение. Ступени соединяются между собой специальными секциями – переходниками – несущими конструкциями. Каждая из них должна выдерживать суммарный вес всех последующих ступеней, помноженный на максимальное значениеперегрузки, которую испытывает ракета на всех участках полёта, на которых переходник входит в состав ракеты. С увеличением числа ступеней их суммарная масса уменьшается, в то время как количество и суммарная масса переходников возрастают, что ведёт к снижению коэффициента, а, вместе с ним, и положительного эффектамногоступенчатости. В современной практике ракетостроения более четырёх ступеней, как правило, не делается.
Анализ баллистических возможностей ракет говорит о следующем:
Примерно одинаковую массу при массе полезной нагрузки = 500 … 1000 кг имеют:
одноступенчатые ракеты с ЖРД и двухступенчатые с РДТТ в диапазоне максимальных дальностей полета = 1000 … 4000 км;
двухступенчатые ракеты с ЖРД и трехступенчатые ракеты с РДТТ в диапазоне = 4000 … 10000 км.
При дальностях = 4000 … 10000 км у ракет с ЖРД оптимальное число ступеней близко к двум-трем, а для ракет с РДТТ – к трем-четырем.
При этом приращения скорости, сообщаемые ступенями для двух- и трехступенчатых ракет, имеют различные пропорции (табл. 2).
Оптимальное соотношение масс ступеней зависит от коэффициента тяговооруженности, представляющего собой отношение тяги двигателя к начальной массе ракеты. Поэтому для анализа влияния различных параметров ракеты на оптимальное соотношение масс ступеней обычно рассматривают скорость полета, определяемую с учетом величины коэффициента тяговооруженности. При баллистическом проектировании в качестве предварительных можно принимать соотношения масс ступеней, как в табл. 3.
Такого рода расчёты выполняются не только на первом этапе проектирования – при выборе варианта компоновки ракеты, но и на последующих стадиях проектирования, по мере детализации конструкции. Формула Циолковского постоянно используется при поверочных расчётах, когда характеристические скорости пересчитываются, с учётом сложившихся из конкретных деталей соотношений начальной и конечной массы ракеты (ступени), конкретных характеристик двигательной установки, уточнения потерь скорости после расчёта программы полёта на активном участке, и т.д., с целью контроля достижения ракетой заданной скорости.
Таблица 2
- Классификация ракет
- Основные задачи, решаемые для баллистической ракеты
- Движение, форма и гравитационное поле Земли Движение Земли
- Форма Земли
- Гравитационное поле Земли
- Атмосфера
- Системы координат Определение положения точки на земной поверхности
- Уравнение движения точки переменной массы
- Теорема об изменении количества движения системы материальных точек
- Формула Циолковского
- Системы координат
- Силы и моменты, действующие на ракету в полете. Аэродинамические силы
- Отличие реальной скорости ракеты от характеристической
- Потери скорости
- Особенности аэродинамических характеристик
- Аэродинамические моменты
- Коэффициент центра давления длинных тел
- Демпфирующий момент
- Управляющие силы и моменты
- Органы управления Управляющие моменты
- Основные типы органов управления баллистических ракет
- Сила тяги реактивного (ракетного) двигателя
- Реактивный момент
- Аэродинамические схемы ла
- Основные достоинства и недостатки аэродинамических схем
- Типовые формы корпусов
- Конструктивно-компоновочная схема ракеты
- Компоновочные схемы ракет-носнтелей
- Двигательные установки и системы управления
- Возмущающие силы и моменты
- Атмосферные возмущения
- Расчет траектории управляемых баллистических ракет (убр) Общий вид траектории убр и параметры активного участка
- Требования к траектории
- Использование формулы Циолковского при проектировании ракет
- Пример расчёта массы ракеты
- Приращение скорости ракеты
- Соотношение масс ступеней ракеты
- Элементы небесной механики
- Законы Кеплера
- Орбитальные скорости планет солнечной системы
- Орбиты космических аппаратов вокруг Земли
- Вычисление параметров геостационарной орбиты Радиус орбиты и высота орбиты
- Орбитальная скорость
- Длина орбиты
- Недостатки геостационарной орбиты
- Скорости движения космических аппаратов на орбитах разного типа
- Космическая скорость
- Первая (круговая) и вторая космическая скорость (скорость освобождения) на поверхности некоторых небесных тел
- Схемы выведения космических аппаратов
- Активное маневрирование на космических орбитах
- Библиографический список