2. Понятие о ноосфере
Новое состояние биосферы в результате гигантской работы человечества В.И. Вернадский назвал ноосферой (сферой разума). Однако, все очевидней вывод о том, что далеко не все в ней разумно.
В.И.Вернадский считал, что на современном этапе биосфера переходит в ноосферу — сферу разума, когда человек становится могучей геологической силой. «Масштаб воздействия человека на природу стал действительно планетарным, и по количественному эффекту воздействия деятельность человека стала превосходить многие естественные процессы». Оценивая роль разума и научной мысли как планетарного явления, ученый пришел к следующему выводу: ход научного творчества является той силой, которой человек меняет биосферу. Данное изменение биосферы есть неизбежное явление, сопутствующее росту научной мысли. Оно происходит независимо от человеческой воли, стихийно, как природный процесс. Он считал, что это — закон природы, а задача науки — исследование закона и разработка путей взаимодействия человека и природы.
Список рекомендуемой литературы.
Савцова Т.М. Общее землеведение, М.,2003, стр. 395-405
Мильков Ф.Н. «Общее землеведение», М., 1990, стр. 293-311
Любушкина С.Г Общее землеведение, М.,2004, стр. 275-285
ПЛАН ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
ЛЗ 1. Тема«Знакомство с географическими атласами и приемами работы с ними»
Цель: познакомиться с основными учебными пособиями и атласами, используемыми в учебном процессе; изучить метод интерполяции как способ определения географических координат.
Задание 1. Познакомиться с учебными пособиями по общему землеведению.
Задание 2.Познакомиться с географической номенклатурой.
Задание3. Познакомиться с атласами учителя, ФГАМ, с указателями географических названий.
Задание4. Найти по указателю географических названий атласа следующие населенные пункты: Салехард, Оттаву, Мельбурн, Кито.
Задание5.Выполнить задания № 2,3,4 стр. 4, [«Практикум по общему землеведению», К.В. Пашканг].
Задание6.Определить методом интерполяции широту () и долготу () г. Петропавловска.
Задание7.Найти пункты по следующим координатам:
а) =3737' в.д.,= 5545' с.ш. - ____________________
б) =7042' з.д.,= 4636' с.ш. - ____________________
Задание8. Определить по географическим координатам города:
1. 5613' с.ш., 4349' в.д. |
|
2. 5035' с.ш., 13705' в.д. |
|
3. 5005' с.ш., 1425' в.д. |
|
4. 4025' с.ш., 341' з.д. |
|
5. 4850' с.ш., 220' в.д. |
|
Задание9. Определить методом интерполяции долготу и широту города (по выбору преподавателя)
Вопросы для собеседования:
1. Градусная сеть и ее элементы.
2. Географические координаты: широта и долгота.
3. Способы определения географических координат
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – 4–5.
Мильков Ф. Н. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1990. – С. 5-19.
Неклюкова Н. П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1967. – С. 3-46.
Савцова Т.М.Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 5-11.
Селиверстов Ю. П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 5-11.
Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 3-27.
ЛЗ 2. Тема «Построение и анализ графика дальности видимого горизонта в зависимости от изменения высоты места наблюдения»
Цель: построить кривую изменения дальности видимости горизонта от высоты места наблюдения; научиться применять ее для решения частных географических задач.
Задание1. Построить кривую изменения дальности видимого горизонта в зависимости от высоты места наблюдения (задание № 1, стр. 6, [2])
Задание2. По графику определить дальность видимости с Эльбруса, Роман-Кош и др. вершин (выполняется индивидуально с заполнением таблицы)
Вершина | Абс. высота (м) | Дальность видимого горизонта (км) | Вершина | Абс. высота (м) | Дальность видимого горизонта (км) |
1. Эльбрус |
|
| 7. |
|
|
2. Роман-Кош |
|
| 8. |
|
|
3. пик Коммунизма |
|
| 9. |
|
|
4. пик Победы |
|
| 10. |
|
|
5. Народная |
|
| 11. |
|
|
6. Белуха |
|
| 12. |
|
|
Задание3. Пользуясь графиком, таблицей, атласом ответить на следующие вопросы:
а) можно ли с вершин Крымских гор увидеть турецкие берега?
б) можно ли с берегов Франции увидеть берега Англии?
в) можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Аляски?
Задание4. Путешественник из г. Петропавловска направился строго на север. Пройдя 500 км., повернул на запад и прошел еще 500 км., затем проделал такой же путь, повернув на юг, после чего направился на восток и опять проделал расстояние в 500 км. Возвратился ли он в исходный пункт?
Задание5. В каких частях поверхности Земли человек может находиться ближе всего к центру Земли?
Вопросы для собеседования:
1. Почему Землю и Луну можно назвать двойной планетой?
2. Что такое фазы Луны?
3. Каково внутреннее строение Луны?
4. Каковы форма и размеры Земли?
5. Каково географическое значение формы и размеров Земли?
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 16–19.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 34–40.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 16–21.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 54–57.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 51–57.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 18–23.
ЛЗ 3-4. Тема«Определение местного и поясного времени»
Цель: научиться определять географические координаты (долготу) через систему местного времени
Задание1. Познакомиться с устройством гномона (зарисовать) и методом определения высоты Солнца в полдень (Рабочая тетрадь по географии 6 кл., стр. 2-3).
Широта места по высоте Солнца в полдень определяется по следующим формулам:
=90- ho- дни равноденствия
=90-ho 2330'- дни солнцестояний
=90-ho з.п.с.- в остальные дни,
где з.п.с. - широта, где на момент определения Солнце находится в зените (зенитальное положение Солнца).
Задание2. Определить широту пункта, если известно, что Высота Солнца в полдень (ho) в этом пункте равна:
а) в дни равноденствия - 3506'
б) в день летнего солнцестояния - 5836'
в) в день зимнего солнцестояния - 1136'
Задание3. На начальном меридиане 15 часов местного времени. Сколько времени на 15з.д., 75в.д., 2832' з.д.?
Задание4. Сколько времени в Лондоне, если на
а) 4128' в.д. - 16ч 25 мин: б) 2730' в.д. - 17 ч 20 мин:
в) 3217' з.д. - 20 ч 35 мин:
Задание5. В Лондоне 5 ч. 24 мин по местному времени. На каком градусе долготы находится пункт, если в этот момент местное время здесь?
Задание6. Какова разница между поясным и местным временем в Москве, в Петропавловске?
Задание7. По московскому декретному времени 8 ч 35 мин. На каком градусе долготы находится пункт, если местное время этого пункта: а) 15 ч 30 мин; б) 4 ч 20 мин
Задание8. Поясное время в Москве 11 ч 20 мин. Каково местное время в Петропавловске?
Задание9. Определить координаты и названия пунктов (задание 14, стр 14, [Пашканг К.В.])
Вопросы для собеседования:
1. Как можно доказать осевое вращение Земли?
2. Произвольно ли построена система географических координат?
3. Какое влияние на фигуру планеты оказало ее осевое вращение?
4. Что такое сила Кориолиса? Как она проявляется?
5. Из каких сил складывается приливообразующая сила?
6. Чем порождается осевое трение?
7. Почему неудобно для пользования местное время?
8. Что такое линия перемены дат?
9. Чем объясняется смена дня и ночи?
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 22–25.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 40–57.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 21–30.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 50–54.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 57–65.
6. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 67–77
ЛЗ 5. Тема«Годовое движение Земли»
Цель: научиться решать задачи по определению продолжительности дня
.Задание1. Зарисовать в тетради схему годового вращения Земли.
Задание2. Работа с теллурием. Привести Землю в положение, чтобы в Петропавловске была:
а) осень и полночь; б) весна и вечер; в) лето и утро; г) осень и полдень.
Задание3. Сделать схематический чертеж кажущегося пути Солнца над горизонтом в весенний, зимний и летний периоды для умеренных широт Северного полушария.
Задание4. Определить продолжительность дня, если известно, что горизонтальный угол по угломеру между точками восхода и захода Солнца составляет 90, 180, 136, 190
Задание5. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если при наблюдении восхода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол, равный 70, 135.
Задание6. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня, если при наблюдении захода Солнца угломерный прибор показал горизонтальный угол, равный 230, 285.
Задание7. Определить продолжительность дня, время восхода и захода Солнца, если горизонтальный угол между точками восхода и захода Солнца составляет 27030', 2566'.
Задание8. Определить время восхода и захода Солнца и продолжительность дня, если горизонтальный угол ___________________ равен ________________.
Вопросы для собеседования:
1. Чему равно среднее расстояние от Земли до Солнца? в афелии? в перигелии?
2. Чему равна скорость движения Земли по орбите, как и почему она меняется?
3. Чему равна продолжительность звездного и тропического года?
4. Каково положение Земли на орбите в моменты равноденствия, солнцестояния?
5. Чем обусловлена смена времен года?
6. Чем объясняется неравенство дня и ночи?
7. Что такое тропик? полярный круг? пояса освещенности?
Список рекомендуемой литературы.
Геренчук К.И., Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение. – М.: Высш. шк., 1984. – С. 28–32.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение. – М., 2002. – С. 47–53.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 19–22.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 40–57.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 21–30.
Половинкин А.А. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 54–56.
Ратобыльский Н.С., Лярский П.А. География. – Мн.: Высшая школа, 1966. – С. 31–37.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 45–50.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 57–65.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 67–77.
ЛЗ 6. Тема «Солнечная радиация. Радиационный баланс»
Цель: научиться рассчитывать основные показатели, характеризующие величины солнечной радиации и радиационного баланса, сделать анализ карт суммарной солнечной радиации и радиационного баланса, объяснить выявленные закономерности
Задание1. Определить интенсивность солнечной радиации () вне влияния атмосферы на широтах 0, 30, 60, 90в дни равноденствий и солнцестояний:=0sinho. Сравните результаты.
Задание2. Определите суммарную солнечную радиацию и долю рассеянной радиации (D) для пунктов, показанных в таблице, и объясните наблюдаемые различия. (стр. 28, задание № 13 [2])
| Пункт и его координата (с.ш.) | Q ккал/см2 в год | D ккал/см2 в год | S=Q+D, ккал/см2 в год | D,% |
1. | Бухта Тихая (8019') | 26 | 39 |
|
|
2. | Санкт-Петербург (5941') | 40 | 36 |
|
|
3. | Иркутск (5216') | 60 | 30 |
|
|
4. | Ташкент (4120') | 100 | 37 |
|
|
Задание3. Изучить карту суммарной солнечной радиации (ФГАМ стр.22, стр. 28, задание № 14 [2]). Выявить закономерности ее распределения. Где и почему годовая суммарная радиация наибольшая и наименьшая?
Задание4. Определить радиационный баланс июня и декабря (ккал/см2в месяц) для пунктов, приведенных в таблице, гдеS- суммарная радиация, С - отраженная, Е - эффективное излучение.
№ | Пункт | Июнь | декабрь | ||||||
|
| S | С | Е | R | S | С | Е | R |
1. | Дудинка | 15 | 6 | 3 |
| 0 | 0 | 2 |
|
2. | Екатеринбург | 14 | 2 | 4 |
| 1 | 0.3 | 2 |
|
3. | Батуми | 17 | 3 | 4 |
| 5 | 1 | 3 |
|
4. | Асуан | 23 | 6.5 | 9 |
| 13 | 4 | 6 |
|
Сравнить радиационный баланс декабря и июня для приведенных пунктов и объяснить выявленные различия.
Задание5. Изучить карту радиационного баланса (ФГАМ, стр. 23, стр. 28, задание № 15 [2]). Выявить общие закономерности его распределения.
Вопросы для собеседования:
1. Что называется солнечной радиацией?
2. Какие виды солнечной радиации вы знаете?
3. От чего зависит интенсивность лучистой энергии, поступающей на поверхность Земли?
4. Что является первопричиной зональности географической оболочки?
5. Чем объясняется сезонность природных процессов?
6. В чем выражается "парниковый" эффект атмосферы?
7. Что такое радиационный баланс и каковы закономерности его распределения?
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 30–106.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 71–205.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 143–180.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 65–152.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 101–109.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 90–165.
ЛЗ 7. Тема «Влажность воздуха»
Цель: научиться решать на определение оказателей влажности воздуха.
Задание1. Определить относительную влажность воздуха (r), если упругость водяных паров (е) и максимальная упругость паров (Е), равны
а) е=7.9 гПа, Е=33.6 гПа, r=
б) е=15.5 гПа, Е=38.9 гПа, r=
Задание2. Определить максимальную упругость водяных паров, если
а) r=32%, е=7.2 гПа, Е = ___
б) r=92%, е=13.2 гПа, Е =
Задание3. Определить упругость водяных паров, если
а) r=32%, Е=33.6 гПа, е =
б) r=32%, Е=16.9 гПа, е =
Задание4. а) построить кривую зависимости упругости насыщающего пара (в мб) от температуры
б) определить упругость насыщающего водяного пара при tвоздуха -8°С, +8°С.
в) определить по графику точку росы (Т°) для упругости воздуха, насыщенного водяным паром, равном 12 мб, 25 мб.
Задание5. Воздух имеет на уровне Мирового океана температуру 18°С и абсолютную влажность 12.32 мб. По графику определить максимальное влагосодержание и вычислить относительную влажность и дефицит влажности. На какой высоте при поднятии и сопровождающем его адиабатическом охлаждении произойдет конденсация водяного пара? На какой высоте воздух будет иметь температуру равную 0°С? (температурный градиент влажного адиабатического изменения поднимающегося воздуха принять равным 0.5°С)
Задание6. Воздух, имеющий температуру равную15°С, при фактическом содержании водяного пара 12.26 мб, переваливает через хребет высотой 1500 м. Определить высоту границы конденсации. Какую температуру, фактическую упругость водяного пара и относительную влажность имеет поднявшийся воздух на вершине хребта? Какова температура воздуха, фактическая упругость водяного пара, максимальная упругость насыщения, относительная влажность и дефицит влажности воздуха, перевалившего за хребет и опустившегося до подножия?
Задание7. Воздух, имеющий температуру - ______°С, при относительной влажности ___%, переваливает через хребет высотой _______ м. Определить высоту уровня конденсации. Какова температура, фактическая упругость водяного пара, максимальная упругость насыщения, относительная влажность и дефицит влажности воздуха, перевалившего через хребет и опустившегося до подножия?
Вопросы для собеседования:
Как поступает влага в атмосферу?
Сколько воды содержит атмосфера?
Что называется абсолютной влажностью воздуха? Относительной влажностью воздуха? Максимальным влагосодержанием? Дефицитом влажности? Точкой росы?
Как адиабатические процессы влияют на образование и исчезновение облаков?
Что называется уровнем конденсации?
Какие широты и почему получают максимум осадков?
Какие широты и почему получают мало осадков? Чем объясняется существование пустынь на земном шаре?
Почему наветренные склоны получают больше осадков, чем подветренные?
Что называется коэффициентом увлажнения?
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 30–106.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 71–205.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 143–180.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 65–152.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 101–109.
Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 165–212.
ЛЗ 8. Тема «Климат. Определение климата по элементам»
Цель: изучить процессы и факторы формирования климата, научиться определять типы климата по основным показателям
Задание1. На контурной карту мира начертить климатические пояса по Б.П. Алисову.
Составить краткую письменную характеристику климатических поясов и типов климата по Б.П. Алисову.
Климатический пояс. | Климатическая область | |
Его краткая характеристика | краткая характеристика климата | распространение климата |
Задание2. На основании анализа данных табл. 23 (стр. 69, [1]) определить, к какому типу климата относится каждый их трех климатов одной из групп. Предварительно вычислить средние годовые значения метеорологических элементов. Дайте письменное обоснование вывода. Обозначить области с этими климатами?
Вопросы для собеседования:
1. Что такое погода и климат?
2. Какие процессы климатообразования вам известны?
3. Что относится к факторам климатообразования? Как они влияют на климат?
4. По какому принципу выделяются климатические пояса?
Какие климатические пояса выделяются на земном шаре?
Что такое синоптическая карта? синоптический код?
7. Какие местные признаки погоды вам известны?
Список рекомендуемой литературы.
1.Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 30–106.
2.Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 71–205.
3.Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.:.Академия, 2000. – С. 143–180.
4.Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 65–152.
5.Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 101–109.
6.Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 165–212.
ЛЗ 9. Тема «Гидросфера. Мировой круговорот воды. Водный баланс»
Цель: изучить схему мирового круговорота воды, вычислить величину водного баланса Земли, определить долю солнечной радиации , затрачиваемую на испарение.
Задание1. Изобразить схему Мирового влагооборота. Цифрами проставить количество испарившейся влаги с Океана и суши, выпадающей в виде осадков, соответственно на Океан и сушу, а также общий объем влагооборота за год.
Задание2. Составить годовой баланс влагооборота для Океана и суши, если в среднем за год на Землю выпадает 577 тыс.км3 воды (в т.ч. 458 тыс.км3 - на Океан) и столько же испаряется (в т.ч. 505 тыс.км3 - с поверхности Океана). Под годовым балансом понимается разность между приходом воды (осадки) и расходом (испарение), с учетом речного и подземного стока.
Задание3. Рассчитать количество тепла, затрачиваемого на испарение за год. Для этого использовать величину поступающей к Земле солнечной радиации в год: 1.361024 кал и величину удельной теплоты парообразования: 597 кал/г (при температуре 0°С).
Вопросы для собеседования:
1.Что такое гидросфера. Происхождение гидросферы.
2.Что такое водный баланс. Формула водного баланса.
3.Мировой круговорот воды Факторы и звенья круговорота.
4.Значение круговорота воды в географической оболочке.
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 107–138.
Неклюкова Н. П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 206–264.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 111–126.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 153–190.
Селиверстов Ю. П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 109–120.
Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 213–249.
ЛЗ 10 Тема «Гидросфера. Мировой океан»
Цель: изучить структуру Мирового океана и особенности физико-химических свойств океанической воды, объяснить выявленные закономерности.
Задание1. Построить совмещенный график изменения температуры замерзания и температуры наибольшей плотности воды в зависимости от солености по данным табл. 25, стр. 85, [1]).
Задание2. Составить письменный анализ графика.
Задание3. Проанализировать карту солености вод Мирового океана (ФГАМ, стр. 46-47).
Задание4. Какова соленость поверхностных вод Мирового океана в приэкваториальных, тропических, умеренных и приполярных широтах?
Сопоставить карты солености поверхности вод океанов с картами годовых сумм осадков и испарения. (ФГАМ, стр. 22, 42-43) и объяснить взаимосвязь между соленостью поверхностных вод океанов и балансом пресной воды.
Ответы предоставить в виде таблицы
Широты | Средняя соленость поверхн. вод, 0/00 | Годовая сумма осадков, мм | Годовое испарение, мм | Баланс пресной влаги |
полярные
умеренные
тропические
экваториальные
|
|
|
|
|
Задание5. Дать анализ типов изменения солености вод Мирового океана по вертикали, используя данные табл. 17 и рис. 45 стр. 118, 119, [ПашкангК.В.])
Задание6. Дать анализ карт температуры поверхностных вод океанов (ФГАМ, стр. 44-45).
Задание7 . Познакомиться с типами изменения температуры воды по вертикали в Мировом океане (табл. 48, рис. 44 ), выявить особенности термической стратификации и объяснить ее причины [ПашкангК.В.].
Вопросы для собеседования:
Что такое Мировой океан и на какие части он делится?
Какие закономерности установлены в распределении температуры поверхностных вод Мирового океана?
Какими причинами обусловлены закономерности распределения температуры поверхностных вод?
Какие типы изменения температуры воды по вертикали вам известны?
Каков химический состав морской воды? Какова средняя соленость вод Мирового океана?
Как и почему изменяется соленость поверхностных вод Мирового океана от экватора к полюсам?
Список рекомендуемой литературы.
1.Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 107–138.
2.Неклюкова Н. П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 206–264.
3.Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 111–126.
4.Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 153–190.
5.Селиверстов Ю. П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 109–120.
6.Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 213–249.
ЛЗ 11 Тема «Литосфера. Общие сведения о рельефе. Классификации рельефа».
Цель:изучить основные классификации рельефа Земли.
Задание 1. Познакомиться с классификацией рельефа, разработанной И.П. Герасимовым и Ю.А. Мещеряковым, выявить принципы, положенные в ее основу. Используя рис. 5 и 6 приведите примеры различных категорий геотектур, морфоструктур и морфоскульптур.
Задание 2. Дать анализ табл. 1. Указать, какие типы геотектуры и морфоструктуры (равнинно-платформенные или горные) наиболее распространены на поверхности суши, какое соотношение между ними в пределах каждого материка.
Таблица 1 – Площади основных типов геотектуры и морфоструктуры (по Беляковой Г.М.)
Типы геотектуры и морфоструктуры | Площадь по материкам, % | ||||||
Европа | Азия | Африка | Северная Америка | Южная Америка | Австралия | Суша в целом | |
Равнинно-платформенные области | 70,3 | 43,0 | 84,1 | 61,0 | 76,6 | 73,8 | 64,0 |
Горные области | 29,7 | 57,0 | 15,9 | 39,0 | 23,4 | 26,2 | 36,0 |
Задание 3. Дать анализ табл. 2, показывающей распространение основных типов морфоскульптуры суши:
Таблица 2. Распространение основных типов морфоскульптуры суши (по Пашкангу К.В.)
Часть света | Тип морфоскульптуры | |||||||
Криогенная | Ледниковая | Флювиальная | Аридная | |||||
тыс. км2 | % | тыс. км2 | % | тыс. км2 | % | тыс. км2 | % | |
Европа | 52,2 | 0,5 | 4794,0 | 45,9 | 5441,5 | 52,1 | 156,7 | 1,5 |
Азия | 608,6 | 1,4 | 7434,3 | 17,1 | 24867,7 | 57,2 | 10564,4 | 24,3 |
Африка | – | – | – | – | 17356,0 | 57,6 | 12776,0 | 42,2 |
Северная Америка | 617,5 | 2,8 | 11643,4 | 52,8 | 8269,5 | 37,5 | 1521,6 | 6,9 |
Южная Америка | – | – | 1509,3 | 8,5 | 14703,0 | 82,8 | 1544,7 | 8,7 |
Австралия | – | – | 107,6 | 1,2 | 4862,3 | 54,2 | 4001,1 | 44,6 |
Суша в целом | 1278,3 | 1,0 | 25488,6 | 19,1 | 75500,0 | 56,9 | 30564,5 | 23,0 |
А. Какие типы морфоскульптуры суши пользуются наибольшим и наименьшим распространением на Земле?
Б. Каковы закономерности распространения основных типов морфоскульптур в пределах каждого материка?
Задание 4.Определить названия изображенных на блок-диаграммах (рис. 3, 4) морфоструктур равнинных (плоскогорье; равнина – цокольная, пластовая, аккумулятивная; плато) и орогенических (нагорье, складчатые, глыбовые горы) областей. Указать их связь с различными типами тектонических структур.
Вопросы для собеседования:
1. Классификация гор по происхождению.
2. Классификация гор по местоположению.
3. Классификация гор по времени образования.
4. Понятия «плато», «плоскогорье», их отличия. Типы плато.
5. Генетическая классификация равнин.
6. Типы аккумулятивных равнин.
7. Классификация равнин по форме.
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 185–239.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 3–110.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 106–110.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 239–321.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 91–101.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 330–391.
ЛЗ 12 Тема «Литосфера. Основные закономерности размещения мегарельефа Земли»
Цель: выявить и объяснить основные закономерности размещения мегарельефа Земли
Задание 1. На основании сопоставления физической карты мира и карты тектоники выявить какой тип рельефа - горный или равнинный преобладает в различных тектонических областях: древних платформ, байкалид, каледонид, герцинид, мезозоид, альпид. Результаты работы заполнить в таблице 1.
Таблица 1
Основные тектонические структуры и их выраженность в рельефе
Тектонические структуры | Формы рельефа |
Древние платформы: | |
Русская: |
|
Украинский щит | Подольская возв-ть, Приднепровская возв-ть |
Балтийский щит |
|
Воронежская антеклиза | Среднерусская возв-ть, Окско-Донская рав-на |
Волго-Уральская антеклиза |
|
Московская синеклиза | Северо-Двинская низм-ть, Верхневолжская низм-ть, Валдайская возв-ть, Смоленско-Московская возв-ть |
Прикаспийская синеклиза |
|
Печорская синеклиза |
|
Припятско-Днепровско-Донецкий авлакоген |
|
Сибирская |
|
Китайско-Корейская |
|
Африкано-Аравийская |
|
Северо-Американская |
|
Южно-Американская |
|
Австралийская |
|
Тектонические структуры | Формы рельефа |
Байкалиды | Енисейский кряж, Северо-Байкальское нагорье, горы Прибайкалья, Алтынтаг |
Каледониды |
|
Герциниды |
|
Мезозоиды |
|
Альпиды |
|
Сделать вывод о приуроченности различных типов морфоструктур перечисленным тектоническим структурам.
Задание 2. На контурной карте мира выделить области распространения тектонических структур с указанием основных форм рельефа.
Вопросы для собеседования:
Охарактеризовать структурные элементы платформенных областей: платформа, щит, плита, антеклиза, синеклиза, авлакоген.
Понятие «геосинклиналь». Этапы развития геосинклинали.
Охарактеризовать структурные элементы складчатых областей: антиклиналь, синклиналь, антиклинорий, синклинорий, мегантиклинорий, горстово-грабенные структуры.
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 185–239.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 3–110.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 106–110.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 239–321.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 91–101.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 330–391.
ЛЗ 13 Тема «Биосфера Земли. Анализ биологической продуктивности различных частей географической оболочки».
Цель: изучить особенности биосферы как составной части географической оболочки
Задание 1. На основании данных табл. 1 выясните (предварительно вычислив%): а) где больше биомасса и океане или на суше – и во сколько раз; б) каково соотношение биомассы растений и биомассы животных на суше и в океане? Полученные выводы объясните.
Таблица 1 – Живая биомасса геосферы (млрд. т сухой массы) (по Рябчикову А.М.)
Компоненты биомассы | Земля в целом | Суша | Океан | |||
общая масса | продуктивность в год | общая масса | продуктивность в год | общая масса | продуктивность в год | |
Фитомасса | 1895 | 198,7 | 1895 | 128,7 | 0,22 | 70 |
В том числе леса | 1650 | 79,0 | 1650 | 79,0 | – | – |
Зоомасса | 27 | 62,0 | 20 | 56,0 | 7,00 | 6 |
Вся биомасса | 1922 | 260,7 | 1915 | 184,7 | 7,20 | 76 |
Задание 2. Сопоставьте карту ежегодного прироста органического вещества растительности на земной поверхности (рис. 1) с картами распределения солнечной радиации и количества осадков. Выявите общие закономерности. В каких районах наблюдается прямая зависимость прироста фитомассы от количества солнечного тепла? В каком тепловом поясе прирост наибольший, в каком – наименьший? Чем вызваны изменения прироста фитомассы в одном и том же тепловом поясе? Для анализа используйте данные табл. 2
Таблица 2 – Характеристики природных зон (по Пашкангу К.В.)
Зоны | Радиационный баланс, ккал/см², год | Увлажнение, % | Продуктивность фитомассы, ц/га |
Тундровая | 15 | 150 | 25 |
Таежная | 30 | 149-100 | 70 |
Широколиственных лесов | 45 | 149-100 | 120 |
Лесостепная | 44 | 99-60 | 110 |
Степная | 46 | 59-30 | 90 |
Субтропических лесов | 55 | 99-60 | 200 |
Пустынная | 50-70 | 29-13 | 20 |
Саванновая | 75 | 99-30 | 120 |
Гилея | 73 | 150-100 | 400 |
Задание 3. Проанализируйте рис. 2 и объясните причины изменения биологической продуктивности Мирового океана на разных широтах. Как влияют на биологическую продуктивность температура, соленость, вертикальная циркуляция вод? Дайте письменную характеристику биологической продуктивности в полярных, умеренных, тропических и экваториальных широтах.
Вопросы для собеседования:
Понятие о педосфере. Почвообразующие факторы и процессы почвообразования.
Географические закономерности распространения основных типов почв. Их свойства. Антропогенное влияние на качество почв.
Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Ее состав.
Биологический круговорот вещества. Биопродуктивность. Роль живого вещества в географической оболочке.
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 240–247.
Неклюкова Н. П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 111–133.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 181–195.
Половинкин А.А. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1958. – С. 404–441.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 322–355.
Селиверстов Ю. П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 126–138.
ЛЗ 13 Тема «Географическая оболочка. Широтная зональность и высотная поясность»
Задание 1. а) На основании анализа карты географических поясов в сопоставлении с картой климатов Земли (по Алисову) выявите принципы, положенные в основу выделения этих поясов.б) Составьте схему соподчиненности единиц физико-географического районирования, использованную при составлении анализируемой карты.в) Где географические зоны имеют протяжение, близкое к широтному, и где их отклонение от широтного протяжения наибольшее? Объясните причины.г) Как отражено на карте влияние абсолютной высоты и рельефа на дифференциацию географической оболочки?
Задание 2. Постройте круговую диаграмму (%) соотношения площадей, занимаемых географическими поясами (табл. 1). Площади, занимаемые аналогичными поясами в северном и южном полушариях, покажите одним цветом, но разной штриховкой.
Письменно ответьте на следующие вопросы:
а) Какие географические пояса занимают на Земле наибольшие площади и какие – наименьшие? Почему?
б) Какие наблюдаются различия в распределении географических поясов по полушариям? Объясните их.
Таблица 1 – Соотношение географических поясов в разных полушариях
Пояс (сев. полушар) | Площадь | Пояс (юж. полушарие) | Площадь | ||
млн. км2 | % | млн. км2 | % | ||
Арктический | 14,45 | 3 | Антарктический | 26,19 | 5 |
Субарктический | 17,62 | 3 | Субантарктический | 23,93 | 5 |
Умеренный | 53,22 | 10 | Умеренный | 34,47 | 7 |
Субтропический | 39,72 | 8 | Субтропический | 33,78 | 7 |
Тропический | 80,77 | 16 | Тропический | 95,10 | 19 |
Субэкваториальный | 38,65 | 7 | Субэкваториальный | 30,11 | 6 |
Экваториальный | 22,07 | 4 |
| 510,08 | 100 |
Задание 3. Проследите как изменяется структура высотной поясности в горах, расположенных: а) во влажных (рис. 1) и б) континентальных (рис. 2) секторах материков.
Рисунок 1 – Структура высотной поясности в океанических секторах материков северного и южного полушарий
Рисунок 2 – Структура высотной поясности в континентальных секторах материков северного и южного полушарий
Список рекомендуемой литературы.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 248–281.
Неклюкова Н. П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 134–217.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 196–212.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 356–405.
Селиверстов Ю. П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 145–296.
Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 392–426.
МАТЕРИАЛЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СРС
СРС 1 Тема: «История развития общего землеведения.Северный Ледовитый океан»
Цель и задачи: изучить историю развития общего землеведения; изучить номенклатуру по теме «Северный Ледовитый океан»
План выполнения СРС 1 :
Задание1.
Написать конспект по указанной теме.
Составить хронологию важнейших событий в развитии науки.
Основополагающие работы Варения, А. Гумбольдта, Ф. Рихтгофена, В.В. Докучаева, А.Н. Краснова, А.А. Григорьева.
Выделить основные направления развития современного общего землеведения.
Конспект должен быть не менее 10-12 страниц формата А5. Студент должен хорошо владеть информацией и отвечать на вопросы.
Задание 2. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Северный Ледовитый океан».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
Мильков Ф.Н. Общее землеведение. М.: Высшая школа, 1990. – 335 с.
Селиверстов Ю.Б. Общее землеведение. М.: Академия, 2004. - 304 с
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: конспект изученной темы с хронологией и описанием основополагающих работ Варения, А. Гумбольдта, Ф. Рихтгофена, В.В. Докучаева, А.Н. Краснова, А.А. Григорьева.
Форма контроля: собеседование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля: изложить историю становления общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины.
Установить соответствие между левой и правой частями таблицы
А. Первые доказательства шарообразности Земли приводит | 1. Гумбольдт |
Б. Ученый, первый правильно определивший размеры Земли | 2.Варений |
В.Автор гелиоцентрического учения | 3.Аристотель |
Г.Ученый, определивший географию как естественную науку о «земноводном шаре» | 4.Эратосфен
|
Д. Автор «Космоса» | 5.Гумбольдт |
СРС 2 Тема: «Гипсографическая кривая Земли. Атлантический океан».
Цель и задачи: дать анализ гипсографической кривой; изучить номенклатуру по теме «Атлантический океан»
План выполнения СРС 2 :
Задание1. Дать анализ гипсографической кривой Земли (рис. 1), используя данные таблицы 1. Указать: а) какие площади занимают горы, плоскогорья, низменности, материковая отмель, материковый склон, ложе океана, глубоководные океанические желоба; б) какие ступени высот и глубин на Земле наиболее характерны. Определить среднюю высоту суши и среднюю глубину океана.
Рисунок 1 – Гипсографическая кривая Земли (по Ф.Н. Милькову)
Табл. 1 Соотношение площадей земной поверхности, лежащих на различных высотах и глубинах (по Пашкангу К.В.)
Суша, высота в м | Площадь ступеней высот, млн. км2 | Море, глубина в м | Площадь ступеней глубин, млн.км2 |
8848–3000 | 8,4 | 0–200 | 27,1 |
3000–2000 | 11,2 | 200–1000 | 16,0 |
2000–1000 | 22,5 | 1000–2000 | 15,8 |
1000–500 | 28,7 | 2000–3000 | 30,8 |
500–200 | 39,7 | 3000–4000 | 75,8 |
200–0 | 37,6 | 4000–5000 | 114,7 |
|
| 5000–6000 | 76,8 |
|
| Более 6000 | 5,0 |
Задание 2. Вычертить столбиковые диаграммы площадей материков их средних и максимальных высот по данным табл.2.
Каждую из трех диаграмм удобнее для наглядности расположить одну под другой так, чтобы все три величины для каждого-материка находились на одной вертикальной прямой. Каждая диаграмма должна иметь свой заголовок с указанием принятых единиц измерений.
Рекомендуемый масштаб:
а) для диаграммы площадей материков: в 1 см – 6 млн. км2;
б) для диаграммы средних высот материков: в 1 см – 200 м;
в) для диаграммы максимальных высот материков: в 1 см – 1000 м.
Основания всех столбиков в каждой диаграмме берутся одинаковыми. Для более наглядного сравнения материков на диаграммах по площадям, средним и максимальным высотам диаграммы раскрашивают. Столбики наибольшей площади, наибольшей, средней и максимальной высоты закрашиваются одним цветом, столбики второй по величине площади, средней и максимальной высоты – другим цветом и т. д. Все цифровые данные таблицы и названия вершин с максимальной высотой надписываются на соответствующих столбиках диаграмм после их раскраски.
Табл. 2 – Площадь материков, их средние и максимальные высоты (по Пашкангу К.В.)
Название материка | Площадь, млн. км2 | Средняя высота, м | Наибольшая высота, м |
Азия | 43,4 | 950 | 8848, г. Джомолунгма |
Африка | 30,3 | 750 | 5895, вулкан Килиманджаро |
Северная Америка | 24,3 | 700 | 6193, г. Мак-Кинли |
Южная Америка | 18,3 | 580 | 6960, г. Аконкагуа |
Антарктида | 14,1 | 2040 | 5140, г. Винсон |
Европа | 10,0 | 300 | 4807, г. Монблан |
Австралия с Океанией | 9,0 | 350 | 2230, пик Косцюшко |
Задание 3. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Атлантический океан».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 166–191.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 38–40, 65–70.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 50–68, 106–110.
1966. – С. 37–42, 47–51.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 57–59, 239–255.
6. Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: письменный анализ кривой, диаграммы площадей материков, их средних и максимальных высот
Форма контроля: собеседование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля:
Внутреннее строение и состав Земли. Физические свойства и химический состав ядра, мантии и земной коры. Дифференциация вещества Земного шара.
Состав и строение литосферы, ее отличительные черты в северном и южном полушариях. Понятие о литосферных плитах.
Теория неомобилизма. Образование материков и океанических впадин, перемещение литосферных плит и значение срединно-океанических хребтов.
СРС 3 Тема «Изменение температуры воздуха с высотой. Индийский океан».
Цель и задачи: научиться решать задачи по указанной теме; изучить номенклатуру по теме «Индийский океан»
План выполнения СРС 3 :
Адиабатические процессы в атмосфере- изменение температуры воздуха, протекающее без теплообмена с окружающей средой (земной поверхностью, космосом, прилегающими массами воздуха) при вертикальном его движении. Внутренняя энергия и температура воздуха при этом изменяется за счет работы сжатия или расширения.
Задание1. 1. Воздух, ненасыщенный водяным паром и имеющий температуру 8°С, адиабатически поднимается от поверхности Земли. Какова будет его температура на высоте 400, 900, 1500 м.?
2. Какова будет температура воздуха, насыщенного водяным паром и поднимающегося адиабатически на высоте 500, 900 м, если на уровне Мирового океана его температура была равна -7 °С?
3. На сколько градусов изменится температура ненасыщенного водяными парами воздуха при адиабатическом опускании на 630 м.?
4. Какова будет температура воздуха, насыщенного паром, опускающегося адиабатически на 700 м и имевшего первоначальную температуру -3 °С?
5. Воздушная масса адиабатически опускается со скоростью 0.3 м/сек. На сколько и как изменится температура в результате опускания на высоте (h) по сравнению с окружающим воздухом на этой высоте за 10 часов, если вертикальный температурный градиент 0.5°С?
6. Температура воздуха у поверхности Земли 5°С. Воздушная масса над ограниченным участком суши прогрелась до температуры 9°С и начала подниматься вверх. На какой высоте прекратится поднятие воздуха, если на всех высотах он остается ненасыщенным водяным паром, а вертикальный градиент равен 0.5°С?
Задание 2. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Индийский океан».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
1.Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 30–106.
2.Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 71–205.
3.Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 143–180.
4.Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 65–152.
5.Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 101–109.
6.Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 90–165.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: решение задач тетради
Форма контроля: собеседование, тестирование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля:
1. Каковы отличия нагревания воды и суши?
2. Какие вы знаете способы нагревания и охлаждения воздуха тропосферы?
3. Каковы причины температурной инверсии?
4. Что называется слоем инверсии?
5. Что такое адиабатический процесс?
6. Как и почему меняется температура воздуха при сухоадиабатическом и влажноадиабатическом процессах?
7. Что называется термическим градиентом?
8. Какие тепловые пояса вы знаете? Как проводят их границы?
9. Какие типы годового хода температур вы знаете? Чем они отличны друг от друга?
СРС 4. Тема «Течения Мирового океана. Тихий океан»
Цель и задачи: научиться решать задачи по указанной теме; изучить номенклатуру по теме «Тихий океан»
План выполнения СРС 4 :
Задание 1. Рассмотрите общую схему поверхностных течений океанов и установите их связь с общей циркуляцией атмосферы. Ответьте на следующие вопросы:
1. Какие причины вызывают поверхностные течения в океанах?
2. На какие типы делятся течения в зависимости от их происхождения, продолжительности, физических свойств воды?
Рассмотрите карты течений в одном из атласов и обратите внимание на наличие в океанах двух замкнутых колец течений – в северном и южном полушариях. Характер распределения течений в океанах (за исключением северной части Индийского океана и Северного Ледовитого океана) обусловлен одной причиной. Вспомните особенности и различия в циркуляции атмосферы в тропических широтах. Это же сравнение приведите и для умеренных широт северного и южного полушарий.
На картах Физико-географического атласа мира (с. 50–51) проследите изменения положения течений тропического пояса по сезонам года и установите причину этих изменений.
Рассмотрите обобщенную схему течений океанов и установите связь распространения дрейфовых течений с циркуляцией атмосферы. Перерисуйте в свои тетради эту схему, отмечая разным цветом течения теплые и холодные. Подпишите типы течений на вашей схеме.
В процессе работы выясните условия возникновения и направления северного и южного пассатных (экваториальных) течений, смещение их по сезонам года, изменение их направлений под влиянием восточных берегов материков, формирование межпассатного противотечения, влияние западного переноса на направление течений умеренного пояса, возникновение субтропических колец обоих полушарий, формирование и роль компенсационных течений.
Задание 2. Нанести на контурную карту мира схему поверхностных течений Мирового океана. Холодные течения обозначить синим цветом, теплые - красным, нейтральные - черным. (ФГАМ, стр. 50-51,)
Задание 3. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Тихий океан».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
1.Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 107–138.
2.Неклюкова Н. П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1976. – С. 206–264.
3.Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 111–126.
4.Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 153–190.
5.Селиверстов Ю. П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 109–120.
6.Шубаев Л. П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1969. – С. 213–249.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: карта течений, письменный анализ схемы течений
Форма контроля: собеседование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля:
Общие сведения и гидросфере. Происхождение и распределение природных вод Земли. Их свойства.
Мировой океан как большая часть гидросферы. Части мирового океана, его морфометрические показатели и значение.
Физико-химические свойства воды Мирового океана. Их географические закономерности.
Динамика вод Мирового океана: причины, виды и географические закономерности.
Биологические ресурсы Мирового океана. Закономерности размещения живых организмов и состояние биоты в Мировом океане.
СРС 5. Тема «Морфоструктурный и морфоскульптурный рельеф Северо-Казахстанской области». «Европа».
Цель и задачи: познакомиться с классификациями рельефа; выделить основные морфоструктурные и морфоскульптурные формы рельефа СКО; изучить номенклатуру по теме «Европа»
План выполнения СРС 5 :
Задание 1. Познакомиться с классификацией рельефа, разработанной И.П. Герасимовым и Ю.А. Мещеряковым, выявить принципы, положенные в ее основу. Используя рис. 1 и 2 приведите примеры различных категорий геотектур, морфоструктур и морфоскульптур.
Задание 2. .Составить список форм рельефа СКО.
2.Подготовить материал по распространению данного рельефа на территории СКО.
3.Подобрать соответствующие фотографии и составить альбом (электронный).
4. Защитить представленные материалы, ответив на вопросы слушателей и преподавателя
Задание 3. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Европа».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
География Северо-Казахстанской области. – Петропавловск, СКГУ
2009.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 185–239.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 3–110.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 106–110.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 239–321.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 91–101.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 330–391.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: Подготовить презентацию-альбом по указанной теме (10-12 слайдов).Фотографии представленных в фотоальбоме форм рельефа, должны быть обязательно охарактеризованы. Презентации сдаются отдельным CD-диском.
Форма контроля: защита альбома, собеседование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля:
Мегарельеф Земли. Закономерности размещения крупнейших геотекстур и морфоструктур.
Экзогенные процессы в литосфере. Проявления внешних процессов на поверхности литосферы.
На какие группы классифицируются все формы рельефа Земли (по И.П. Герасимову и Ю.А. Мещерякову)? Каковы принципы их выделения?
Рельеф суши.
Рельеф дна океана.
СРС 6. Тема «Гипсометрический профиль. Азия».
Цель и задачи: Построить гипсометрический
профиль; изучить номенклатуру по теме «Азия».
План выполнения СРС 6 :
Профиль – изображение вертикального разреза местности по определенному направлению. Он может быть составлен как по данным полевых измерений, так и по карте, на которой изображены изолинии высот и глубин – изогипсы и изобаты. Изогипсы и изобаты ещё называют горизонталями, так как они отмечают уровни, параллельные горизонту. Студенты строят профиль вдоль меридиана, указанного преподавателем, от Северного полюса до экватора,пользуясь Физической картой мира масштаба 1: 20 000 000.
Задание 1. Построить гипсометрический профиль по указанному меридиану. Методика построения описана в «Методических указаниях по выполнению семестровых работ по общему землеведению» (ауд. 326 «а», кор. 2).
Под гипсометрическим профилем необходимо показать тектонические структуры. Для этого непосредственно ниже нулевой линии профиля по всей его длине следует начертить шкалу шириной 1 см и, пользуясь тектонической картой, разделить её (с учётом масштаба) на участки, соответствующие на профиле областям различной складчатости и более дробным подразделениям этих областей. Тектоническая шкала закрашивается в соответствии с легендой тектонической карты.
Задание 2. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Азия».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 185–239.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 3–110.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 106–110.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 239–321.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 91–101.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 330–391.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: гипсометрический профиль, выполненный по требованиям «Методических указаниий по выполнению семестровых работ».
Форма контроля: защита профиля, собеседование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля:
1.Дифференциация географической оболочки.
2.Природные компоненты как системы.
3.Наземные и аквальные природные территориальные комплексы, уровни их дифференциации и соподчинения: планетарный, зональный, региональный, локальный, типологический.
СРС 7-8. Тема «Климатические характеристики. Климатические пояса и природные зоны. Африка. Северная Америка».
Цель и задачи:нанести на профиль кривые распределения средних температур и осадков, объяснить выявленные закономерности; изучить номенклатуру по теме «Северная Америка».
План выполнения СРС 7-8 :
Распределение основных метеорологических элементов на земном шаре имеет отчетливо выраженные черты зональности. Температура и давление воздуха, годовое количество осадков хотя и варьируют в значительных пределах в зависимости от местных условий (чередование суши и моря, наличие горных поднятий и т.д.), однако при движении вдоль меридиана от высоких к низким широтам четко прослеживаются изменения количественного их выражения, обуславливающие изменение всех остальных компонентов ландшафтов.
В распределении температур и осадков по земной поверхности, кроме влияния географической широты, сильно сказывается связь с рельефом, морскими течениями, наличием больших материковых пространств и т.д., что отчетливо видно при составлении комплексного физико-географического профиля.
Задание 1.Нанести на профиль кривых распределения
средних температур января и июля по заданному меридиану
Задание 2. Построить на профиле кривые распределения по меридиану среднего значения давления воздуха в январе и июле
Задание 3.Построить на профиле график распределения
годовых сумм атмосферных осадков
Задание 4. Выделить на профиле климатические пояса и природные зоны.
Методика построения описана в «Методических указаниях по выполнению семестровых работ по общему землеведению» (ауд. 326 «а», кор. 2).
Задание 5. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Африка. Северная Америка».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 185–239.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 3–110.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 106–110.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 239–321.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 91–101.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 330–391.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: гипсометрический профиль, выполненный по требованиям «Методических указаниий по выполнению семестровых работ».
Форма контроля: защита профиля, собеседование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля:
1. Максимумы температуры в течение суток наблюдаются:
на поверхности воды в ___час. на поверхности суши в___ час.
2. Годовые максимумы температуры наблюдаются:
на поверхности воды - (указать месяц);
на поверхности суши - (указать месяц).
3. Суточные колебания температуры затухают:
а) в тропических широтах на глубине | ……………… |
б) в средних широтах на глубине | ……………… |
в) в высоких широтах | ……………… |
4. Какова величина суточных амплитуд температуры на поверхности океана:
в высоких широтах - | а) 0,1° |
в умеренных - | б) 0,4° |
в тропических - | в) 0,5° |
5.Укажите на каких широтах суточные амплитуды температуры: максимальны__________,минимальны _______________
Ответы: а) умеренные; б) полярные; в) тропические (выберите прав.).
6.Восходящий атмосферный вихрь, соответствующий барическому минимуму, с системой ветров от периферии к центру и против часовой стрелки в С. полушарии называется ________________________________________________
7. Нисходящий атмосферный вихрь, соответствующий барическому максимуму, с системой ветров от центра к периферии и по часовой стрелке в С. полушарии называют _________________________________________
8. Внутри какой барической системы образуются фронты? _________________________________
9. На каких широтах образуются тропические циклоны?
___________________При какой температуре поверхности? ________________При каких скоростях ветра? ________________
10.В какой барической системе формируются инверсии сжатия? __________________________________________________
11. Почему циклоны в экваториальных широтах (между 5° с. и 5° ю.ш.) почти не образуются? __________________________
12. В нижней тропосфере полярного звена общей циркуляции атмосферы (ОЦА) преобладают сильные ветры __________________ направления. В умеренном звене ОЦА преобладает __________________ перенос. В тропическом звене ОЦА господствуют ветры __________________ с __________________. оставляющей.
СРС 9. Тема «Комплексный физико-географический профиль. Южная Америка».
Цель и задачи:дать письменный анализ комплексного физико-географического профиля; изучить номенклатуру по теме «Южная Америка».
План выполнения СРС 9 :
Задание 1.Дать описание профиля по следующему плану
1. Характеристика рельефа (гипсометрический профиль) и тектоники.
2. Тепловой режим
а) основные закономерности распределения температур по земной поверхности;
б) описание кривых распределения средних температур января и июля по заданному меридиану.
3. Динамика атмосферы:
а) общие закономерности распределения давления по земной поверхности;
б) описание кривых распределения по меридиану среднего значения давления воздуха в январе и июле по заданному меридиану.
4. Распределение осадков
а) общие закономерности распределения атмосферной влаги в географической оболочке;
б) описание графика распределения годовых сумм атмосферных осадков.
5. Выделение климатических поясов и природных зон на КФГП по совокупности взаимодействующих компонентов географической оболочки.
Задание 2. Подготовка и сдача географической номенклатуре по теме «Южная Америка».
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
Любушкина С.Г., Пашканг К.В., Чернов А.В. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 2004. – С. 185–239.
Неклюкова Н.П. Общее землеведение. – М.: Просвещение, 1975. – С. 3–110.
Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. – М.: Академия, 2000. – С. 106–110.
Савцова Т.М. Общее землеведение. – М.: Академия, 2003. – С. 239–321.
Селиверстов Ю.П., Боков В.А. Землеведение. – М.: Академия, 2004. – С. 91–101.
Шубаев Л.П. Общее землеведение. – М.: Высшая школа, 1977. – С. 330–391.
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: профиль, выполненный по требованиям «Методических указаний по выполнению семестровых работ», объяснительная записка
Форма контроля: защита профиля, собеседование, устный опрос у карты
Материалы самоконтроля:
1. Закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов от экватора к полюсам называют ____________________________________
2. Первичная причина зональности – неравномерное распределение солнечной радиации по широте вследствие шарообразности Земли и наклонного положения её оси. Назовите еще две причины _______________________________.
3. Какие факторы обусловливают секторные различия в пределах широтных зон? __________________________________
4. Региональная (азональная) дифференциация обусловлена соотношением двух главнейших, внешних по отношению к эпигеосфере энергетических факторов – ______________________ и внутренней энергии Земли.
СРС 10. Тема «Географическая оболочка. Австралия».
Цель и задачи:защитить реферат по выбранной теме; изучить номенклатуру по теме «Южная Америка».
План выполнения СРС 10:
1.Составить библиографический список по указанной теме. 2.Подготовить реферат по теме.
3. Защитить реферат, ответив на вопросы слушателей и преподавателя.
Рекомендуемая литература (основная и дополнительная):
Список литературы составляется студентом самостоятельно
Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы: реферат представляется в соответствие с требованиями к письменным работам.
Форма контроля: защита
Материалы самоконтроля:
1. Совпадают ли границы биосферы и эпигеосферы в пространстве ________________ и во времени ________________. (Ответы: "да", "нет").
2. Назовите имя ученого, который впервые включил в состав биосферы среду обитания (элементы неживой природы) _________________________________________________
О каком компоненте эпигеосферы говорят как о самой мощной геологической силе на поверхности Земли _________
Без действия __________________ поверхность Земли стала бы такой же инвариантной, такой же инертной, как и поверхность Луны.
5. В процессе эволюции биосферы и эпигеосферы происходит накопление в них количества энергии или её рассеивание? _______________________________________________
6. Новое состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором её развития называют __________________________
7. _____________________ это совокупность живых организмов,
населяющих участок среды с более или менее однородными условиями.
8. ________________________ и участок земной поверхности с его климатом, почвами, гидрологическим режимом составляют ________________________________________________
9. Перечислите три группы организмов, составляющих трофическую структуру биосферы: ________________________
Смена экосистем под влиянием различных факторов называется _______________________________________________
МАТЕРИАЛЫ ПО КОНТРОЛЮ И ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Северо-казахстанский
- 2.Силлабус (рабочая учебная программа) по дисциплине
- 5В011600 «_География_»
- Выписка из электронных учебных планов
- 1. Общие сведения
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий не предусмотрен
- 2.3 Курс лабораторных занятий
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 1. Объект и предмет географии
- 2. Системная классификация географических наук
- 1. Форма и размеры Земли
- 2. Годовое вращение Земли
- 1. Доказательства осевого вращения Земли
- V cos м/с, где - широта места
- 2. Следствия осевого вращения Земли
- Лз 9-11. Атмосфера Земли
- 1. Значение атмосферы. Происхождение атмосферы, связь с другими оболочками Земли
- 2. Состав и строение атмосферы.
- 3. Теплооборот в атмосфере
- 1.Вода в атмосфере.
- 2. Увлажнение территории
- 1.Факторы, формирующие циркуляцию атмосферы.
- 2. Циркуляция воздушных масс в экваториально-тропических широтах
- 3. Циркуляция воздушных масс во внетропических широтах
- 1. Погода. Классификации погод.
- 2. Климат. Климатообразующие процессы.
- 1. Строение и структура гидросферы.
- 3.Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов.
- 1.Мировой океан и его части.
- 2.Тепловой режим Мирового океана
- 3. Динамика вод Мирового океана
- 2.Общие закономерности формирования рельефа Земли.
- 3. Рельеф. Классификации рельефа.
- 4. Глобальный рельеф Земли: главнейшие черты и особенности.
- 2. Качественное своеобразие и основные закономерности го.
- 3. Функционирование и динамика го
- 2. Понятие о ноосфере
- 1. Каким временем мы пользуемся в повседневной жизни