2.Общие закономерности формирования рельефа Земли.
Теория литосферных плит сформировалась в последние 40 лет, когда было подтверждено горизонтальное движение континентов, а точнее, литосферных плит. Гипотеза движения, или дрейфа, материков была сформулирована А. Вегенером в начале ХХ века, объяснившим сходство очертаний их береговых линий, геологического строения, общность происхождения видов растений и животных расколом некогда единого континента (Пангея) на отдельные части и последующим удалением их друг от друга. Однако гипотеза А. Вегенера дружно была отвергнута геологами, считавшими невозможным перемещение материков, имеющих «корни» в виде утолщенной их части, углубленной в более плотное вещество мантии. Поэтому объяснение причин и механизмов движения материков А. Вегенера было очень слабым местом его гипотезы. Он не мог предположить, что перемещаются еще более массивные блоки – литосферные плиты, а именно это является основой появления новой теории.
В зависимости от строения, выделяют четыре типа земной коры: материковый, океанический, переходный, рифтогенный.
Материковый тип земной коры естественно свойственен материкам, но не полностью соответствует их границам. Он включает также зону шельфа океанов (шельф – подводная окраина материка). Характеризуется наличием базальтового, гранитного и осадочного слоев. Земная кора материкового типа самая мощная – до 80 км.
Океанический тип земной коры соответствует глубокой части океанов, преимущественно так называемым океаническим котловинам, где мощность коры сокращается до 7-5 км. Состоит и базальтового и осадочного слоев.
Переходный тип земной коры соответствует зонам сближения литосферных плит (молодые геосинклинальные области).
Рифтогенный тип земной коры приурочен к зона раздвижения литосферных плит, в океане преимущественно к срединным океаническим хребтам. Мощность земной коры здесь около 25 км.
- Северо-казахстанский
- 2.Силлабус (рабочая учебная программа) по дисциплине
- 5В011600 «_География_»
- Выписка из электронных учебных планов
- 1. Общие сведения
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий не предусмотрен
- 2.3 Курс лабораторных занятий
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 1. Объект и предмет географии
- 2. Системная классификация географических наук
- 1. Форма и размеры Земли
- 2. Годовое вращение Земли
- 1. Доказательства осевого вращения Земли
- V cos м/с, где - широта места
- 2. Следствия осевого вращения Земли
- Лз 9-11. Атмосфера Земли
- 1. Значение атмосферы. Происхождение атмосферы, связь с другими оболочками Земли
- 2. Состав и строение атмосферы.
- 3. Теплооборот в атмосфере
- 1.Вода в атмосфере.
- 2. Увлажнение территории
- 1.Факторы, формирующие циркуляцию атмосферы.
- 2. Циркуляция воздушных масс в экваториально-тропических широтах
- 3. Циркуляция воздушных масс во внетропических широтах
- 1. Погода. Классификации погод.
- 2. Климат. Климатообразующие процессы.
- 1. Строение и структура гидросферы.
- 3.Физико-химические свойства воды и их значение для природных процессов.
- 1.Мировой океан и его части.
- 2.Тепловой режим Мирового океана
- 3. Динамика вод Мирового океана
- 2.Общие закономерности формирования рельефа Земли.
- 3. Рельеф. Классификации рельефа.
- 4. Глобальный рельеф Земли: главнейшие черты и особенности.
- 2. Качественное своеобразие и основные закономерности го.
- 3. Функционирование и динамика го
- 2. Понятие о ноосфере
- 1. Каким временем мы пользуемся в повседневной жизни