8. Выбор типов заборных устройств и расчёт остатков незабора
Заборные устройства (ЗУ) ТБ, предназначены для обеспечения бесперебойного поступления компонентов топлива из баков в топливные магистрали при всех заданных режимах работы ЖРД. Нарушения подачи топлива, вызываемые воронкообразованием, кавитацией или динамическим «провалом» уровня свободной поверхности топлива, проявляющимся в неравномерном опускании топлива, недопустимы.
Конструкция ЗУ зависит от области применения ЛА, а также от конструктивного выполнения и компоновки ТБ и ДУ.
На маломанёвренных ЛА обычно применяются тарельчатые или сифонные ЗУ.
При сливе КТ через сливное отверстие в баке в конце опорожнения образуется воронка, приводящая к двухфазному течению в сливном трубопроводе.
Переход к двухфазному течению при вихревом воронкообразовании происходит при больших высотах уровня, чем при возникновении воронки без вращения. Поэтому для уменьшения остатков незабора применяют ЗУ, понижающие величину критического уровня.
На величину остатков незабора топлива оказывают влияние:
1. форма топливного бака;
2. форма днища, с которого производится забор КТ;
3. место отбора (центральное или боковое);
4. способ, применяемый для исключения вихревой воронки;
5. массовый секундный расход КТ.
Для бака окислителя выбираем тарельчатое ЗУ с центральным отбором КТ, а для бака горючего - тарельчатое ЗУ с боковым отбором КТ.
- Введение
- 1. Анализ схемных решений и выбор базового варианта подачи компонентов топлива
- 2. Оценочный расчёт проектных параметров ЖРД
- 3. Расчёт топливного отсека
- 3.1 Объёмный расчёт баков окислителя и горючего
- 3.2 Оценочный расчет массы топливного отсека
- 4. Составление компоновочной схемы ступени
- 5. Выбор и обоснование схемы системы наддува
- 5.1 Оценочный расчёт массы и габаритов “холодной” системы наддува
- 5.2 Оценочный расчёт массы и габаритов “горячей” системы наддува
- 6. Описание схемы ПГС и её работа на всех этапах функционирования
- 6.1 Описание схемы ПГС
- 6.2 Описание работы ПГС
- 6.2.1 Подготовка ракеты к запуску
- 6.2.2 Запуск двигателя
- 6.2.3 Работа ПГС в полёте
- 6.2.4 Выключение ДУ
- 6.2.5 Аварийный режим работы ПГС
- 7. Выбор диаметров трубопроводов окислителя и горючего
- 8. Выбор типов заборных устройств и расчёт остатков незабора
- 8.1 Выбор типов и основных геометрических размеров заборных устройств
- 8.2 Расчёт полных остатков незабора
- 9. Расчёт гидравлических потерь в магистралях трубопроводов
- 9.1 Расчёт гидравлических потерь в магистралях горючего
- 9.2 Расчёт гидравлических потерь в магистралях окислителя
- 10. Уточнённый расчёт топливного отсека
- 11. Расчёт элемента автоматики
- 12. Расчёт времени заправки
- 13. Воздействие компонентов топлива на экологию
- Заключение