logo
otvety__skurskiy

2.Управление полетом при возникновении нештатных ситуаций.

Процедура управления полетом при возникновении нештатных ситуаций.

Принятие решений и реализация мероприятий по выходуиз нештатной ситуации осуществляется втемпе сеанса связиесли нештатная ситуация при ее дальнейшем развитии до следующего сеанса связи:

-угрожает безопасности экипажа;

-приводит к нарушению работоспособности РС МКС;

-приводит к недопустимому перерасходу рабочего тела или электроэнергии;

-приводит к срыву целевой задачи полета транспортного корабля;

-приводит к срыву основной задачи программы текущих суток при условии, если нештатная ситуация рассмотрена в ЭТД и однозначно идентифицирована.

В остальных случаях решения принимаются после детального анализа нештатной ситуации и выработки рекомендаций с участием специалистов разработчиков, и задействованием моделирующих средств (при необходимости).

Ситуации, которые приводят к существенному изменению плана работ с объектом управления называют нештатными.

Нештатные ситуации разделяют на расчётные и нерасчётные.

К классу расчётных (рассмотренных) нештатных ситуаций относятся ситуации, анализ влияния которых на ход полета проведён и предусмотрена специальная программа дей­ствий по ликвидации или компенсации их последствий.

В основу расчетных нештатных ситуаций положе­ны расчетные отказы, рассмотренные при анализе работы систем КА до полета или возникавшие при наземных испытаниях сис­тем и ранее проведенных по­летах.

Нештатные ситуации, причиной которых является не рассмотренный заранее отказ, называют нерасчетными.

Нештатные ситуации, сложившиеся в результате появления неустранимых отказов и приводящие к нарушению требований безопасности экипажа или прекращению эксплуатации КА, назы­ваются аварийными.

При описании расчётной нештатной ситуации используют форматы, включающие в себя следую­щие характеристики нештатной ситуации:

Тобнар. – момент времени обнаружения АС, Тидент. – момент завершения идентификации АС,

Треш. – момент принятия решения и начала действий по останову развития АС, Топр.расп.вр. – момент завершения определения располагаемого времени, Тнач.сп.оп. – предельно поздний момент начала спасательной операции, Ткр.–расчетный или прогнозируемый момент наступления критической фазы АС,

крпродолжительность достижения критической фазы развития данной АС,обнар. время, затрачиваемое на обнаружение данной АС,идентдлительность процедуры идентификации данной АС,

реш.длительность подготовки и принятия решения о ликвидации АС,опр.расп.вр.длительность определения располагаемого времени на останов АСост.АС время на останов развития и нормализацию данной АС,сп.оп.гар– гарантированная длительность операции по спасению экипажа.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕШТАТНОЙ СИТУАЦИИ

При возникновении нерасчетной нештатной ситуации во время полета КА, после того как путем сравнения ее с ситуациями, описанными в документации, установлено, что она является нерасчетной, экипаж КА и специалисты по управлению полетом обычно соблюдают определенный алгоритм действий, выработанный практикой проведения многих космических полетов. В сжатом виде этот алгоритм выглядит следующим образом.

1. По имеющейся информации оперативно оценивается влияние сложившейся ситуации на безопасность экипажа и на работоспособность и определяется резервное время до наступления критических событий.

2. Уточняются проявления возникшей ситуации, т. е. проводится дополнительный оперативный анализ телеметрической информации, а также сигнализации и параметров, индицируемых на бортовых пультах космонавтов с тем, чтобы наиболее полно представить картину воздействия возникшей ситуации на состояние КА.

3. Выдвигаются гипотезы о причинах, вызвавших нештатную ситуацию.

4. Проводится проверка гипотез. Проверка проводится как путем анализа логики работы бортовых систем, так и с помощью моделирования этих гипотез на специальных стендах или на натурных образцах систем и отдельных их блоков с целью воспроизвести сложившуюся ситуацию на моделирующих средствах.

5. Разрабатываются меры по устранению выявленной причины нештатной ситуации и по компенсации нежелательных последст­вий происшедшего отклонения состояния КА от нормы. Составляется план их реализации.

6. Выработанные меры реализуются выдачей управляющих воздействий на бортовые системы КА.

7. Оформляется описание данной ситуации, которая с этого момента попадает в разряд расчетных.

БИЛЕТ №8