2.Управление полетом при возникновении нештатных ситуаций.
Процедура управления полетом при возникновении нештатных ситуаций.
Принятие решений и реализация мероприятий по выходуиз нештатной ситуации осуществляется втемпе сеанса связиесли нештатная ситуация при ее дальнейшем развитии до следующего сеанса связи:
-угрожает безопасности экипажа;
-приводит к нарушению работоспособности РС МКС;
-приводит к недопустимому перерасходу рабочего тела или электроэнергии;
-приводит к срыву целевой задачи полета транспортного корабля;
-приводит к срыву основной задачи программы текущих суток при условии, если нештатная ситуация рассмотрена в ЭТД и однозначно идентифицирована.
В остальных случаях решения принимаются после детального анализа нештатной ситуации и выработки рекомендаций с участием специалистов разработчиков, и задействованием моделирующих средств (при необходимости).
Ситуации, которые приводят к существенному изменению плана работ с объектом управления называют нештатными.
Нештатные ситуации разделяют на расчётные и нерасчётные.
К классу расчётных (рассмотренных) нештатных ситуаций относятся ситуации, анализ влияния которых на ход полета проведён и предусмотрена специальная программа действий по ликвидации или компенсации их последствий.
В основу расчетных нештатных ситуаций положены расчетные отказы, рассмотренные при анализе работы систем КА до полета или возникавшие при наземных испытаниях систем и ранее проведенных полетах.
Нештатные ситуации, причиной которых является не рассмотренный заранее отказ, называют нерасчетными.
Нештатные ситуации, сложившиеся в результате появления неустранимых отказов и приводящие к нарушению требований безопасности экипажа или прекращению эксплуатации КА, называются аварийными.
При описании расчётной нештатной ситуации используют форматы, включающие в себя следующие характеристики нештатной ситуации:
форма проявления;
возможные причины возникновения;
динамика развития;
время достижения критической фазы развития;
программа действий по ликвидации нештатной ситуации;
ресурсы, необходимые для выхода из нештатной ситуации;
рекомендации по корректировке программы полета после принятия мер по ликвидации нештатной ситуации на разных стадиях ее развития и в случае, если она не была ликвидирована.
Тобнар. – момент времени обнаружения АС, Тидент. – момент завершения идентификации АС,
Треш. – момент принятия решения и начала действий по останову развития АС, Топр.расп.вр. – момент завершения определения располагаемого времени, Тнач.сп.оп. – предельно поздний момент начала спасательной операции, Ткр.–расчетный или прогнозируемый момент наступления критической фазы АС,
кр –продолжительность достижения критической фазы развития данной АС,обнар. – время, затрачиваемое на обнаружение данной АС,идент – длительность процедуры идентификации данной АС,
реш.– длительность подготовки и принятия решения о ликвидации АС,опр.расп.вр. – длительность определения располагаемого времени на останов АСост.АС – время на останов развития и нормализацию данной АС,сп.оп.гар– гарантированная длительность операции по спасению экипажа.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕШТАТНОЙ СИТУАЦИИ
При возникновении нерасчетной нештатной ситуации во время полета КА, после того как путем сравнения ее с ситуациями, описанными в документации, установлено, что она является нерасчетной, экипаж КА и специалисты по управлению полетом обычно соблюдают определенный алгоритм действий, выработанный практикой проведения многих космических полетов. В сжатом виде этот алгоритм выглядит следующим образом.
1. По имеющейся информации оперативно оценивается влияние сложившейся ситуации на безопасность экипажа и на работоспособность и определяется резервное время до наступления критических событий.
2. Уточняются проявления возникшей ситуации, т. е. проводится дополнительный оперативный анализ телеметрической информации, а также сигнализации и параметров, индицируемых на бортовых пультах космонавтов с тем, чтобы наиболее полно представить картину воздействия возникшей ситуации на состояние КА.
3. Выдвигаются гипотезы о причинах, вызвавших нештатную ситуацию.
4. Проводится проверка гипотез. Проверка проводится как путем анализа логики работы бортовых систем, так и с помощью моделирования этих гипотез на специальных стендах или на натурных образцах систем и отдельных их блоков с целью воспроизвести сложившуюся ситуацию на моделирующих средствах.
5. Разрабатываются меры по устранению выявленной причины нештатной ситуации и по компенсации нежелательных последствий происшедшего отклонения состояния КА от нормы. Составляется план их реализации.
6. Выработанные меры реализуются выдачей управляющих воздействий на бортовые системы КА.
7. Оформляется описание данной ситуации, которая с этого момента попадает в разряд расчетных.
БИЛЕТ №8
- Билет №2
- Билет №3
- Билет №5
- Билет №6
- 1.Оценка работы бортовых систем ка при управлении полётом.
- 2.Управление полетом при возникновении нештатных ситуаций.
- 1.Назначение, функциональная схема и принцип работы судн, задачи, решаемые при эксплуатации судн.
- 2)Экипаж орбитальной станции, как звено управления.
- 1.)Назначение, функциональная схема и принцип работы двигательных установок, задачи, решаемые при эксплуатации двигательных установок.
- 2.) Исполнительное планирование. Виды разрабатываемых документов.
- 1.Назначение, функциональная схема и принцип работы сэп, задачи, решаемые при эксплуатации сэп.
- 2.Задачи, решаемые нку.
- 2. Основные виды мкждународного сотрудничества при лётной эксплуатации.
- 1) Контур управления полетом
- 2) Наземный комплекс управления
- Центр управления полетом
- Вспомогательные службы нку
- 2) Главная оперативная группа управления (гогу): история создания и деятельности