logo
otvety__skurskiy

1.Оценка работы бортовых систем ка при управлении полётом.

Оценка состояния космического аппарата (КА) в полете играет роль обратной связи, с помощью которой оценивается соответствие состояния КА, как объекта управления плановому на определенный момент времени. Поскольку управление полетом представляет собой непрерывный динамический процесс, то оценка состояния также носит непрерывный характер.

Оценка состояния КА проводится на основе анализа данных как совокупности параметров, получаемых с борта КА: по телеметрическому тракту, по докладам экипажа, по командным квитанциям (на рис. 1 . представлена схема обмена данными при управлении полетом Международной космической станции).

Оперативная оценка параметров состояния космического аппаратаРис.1. Схема обмена данными при управлении полетом Международной космической станции

Основным источником информации о состоянии КА были и остаются данные, получаемые в составе телеметрической информации. Объем телеметрической информации, поступающей с борта КА, для современных пилотируемых кораблей составляет десятки тысяч телеметрических параметров. Каждый такой параметр характеризует состояние узла, блока, агрегата, подсистемы какой-либо бортовой системы, или какой-либо аспект функционирования этого узла, блока, агрегата.

Как правило, группа управления организуется таким образом, чтобы контроль и анализ состояния каждой отдельной системы выполнялся отдельной подгруппой группы управления, например, работу системы управления движением и навигации (СУДН) анализируют специалисты группы СУДН. Однако, количество телеметрических параметров, которые должны анализировать специалисты подгрупп, даже с учетом анализа только "своей" системы остается достаточно велико.

Для решения этой проблемы используются несколько взаимосвязанных направлений. Во-первых, порядок работы специалистов по оценки тех или иных параметров организуется определенным образом.

При подготовке к сеансу связи с КА или при подготовке к проведению активных работ со "своей" бортовой системой, специалист должен проанализировать предстающую программу управления полетом КА и выделить наиболее важные операции со "своей" системой с привязкой ко времени. Для полученных моментов времени специалист должен оценить наличие телеметрической информации и вариантов ее сбора и обработки (программ опроса). Для каждого момента времени специалист должен выделить подмножество параметров, которые он будет контролировать, из общего множества параметров, описывающих данную систему. Для выбранных множеств параметров специалист должен спрогнозировать их состояние на выбранные моменты времени.

Во время сеанса связи или проведения активных работ с системой специалист проводит сравнительную оценку заранее спрогнозированных значений контролируемых параметров для текущего момента времени и параметров, полученных с борта в потоке телеметрической информации. Так же проводится контроль соответствия значений параметров плановому состоянию системы. В случае выявления отклонений в показаниях параметров, относительно прогнозируемых, специалист должен проанализировать качество получаемой телеметрической информации. При условии получения достоверной телеметрической информации специалист анализирует дополнительный массив данных и, если, факт отклонения подтвердился, специалист вырабатывает рекомендации по работе с системой: прекратить работу, перейти на резервный комплект, реконфигурировать систему и т.д.

Для принятия окончательного решения специалисту может потребоваться более тщательный анализ, который проводится вне сеанса связи, то есть вне темпа реального времени. Такой анализ позволяет использовать значительно больший объем информации и рассматривать бортовые процессы, отраженные в телеметрической информации, с привязкой к временной оси. В подобном анализе могут принимать участие также разработки системы, различные группы инженерной поддержки и т.д.

При завершении процесса анализа специалист должен сформулировать существо изменения в состоянии бортовой системы; признаки изменения, т.е. параметры, отклонившиеся от нормы; предполагаемые причины; ожидаемые последствия; варианты возможных действий по управлению системой; необходимый для этого перечень работ.

Одним из важнейших этапов работы специалиста является задача соотнесения оцениваемого в данный момент времени параметра и состояние контролируемого аспекта функционирования КА, который этот параметр и характеризует.

Рис.1. Схема обмена данными при управлении полетом Международной космической станции