1) Контур управления полетом
Задачи управления полетом решает комплекс бортовых и наземных средств и служб, образующихконтур управления полетом - динамичную структуру, изменяющуюся в ходе полета, в состав которой как основные звенья входятбортовой (БКУ) иназемный (НКУ)комплексы управления, объединенные информационными связями в единый контур. Исторически между БКУ и НКУ сложилось такое, распределение функций управления, при котором большую их часть выполнял наземный комплекс. Развитие бортовых вычислительных машин и передача большей части функций управления БКУ позволяют расширить возможности КА за счет автоматизации управления полетными операциями, снизить затраты на управление за счет сокращения наземных средств управления и наземного персонала управления, повысить надежность КА за счет введения бортовой диагностики и алгоритмического и функционального дублирования в системах КА.
Распределение функций управления между БКУ и НКУ зависит от типа и назначения КА, длительности и сложности его полета, от многих других причин и включает:
а) для БКУ:
сбор, обработку и хранение информации о работе систем КА;
обмен информацией с НКУ;
логическое управление и координацию работы всех систем КА;
контроль состояния и функционирования отдельных систем КА, а также их диагностику;
отображение информации для экипажа;
реализацию программ управления бортовыми системами, заложенных в память БКУ;
б) для НКУ:
планирование и реализацию программы полета;
сбор, обработку и хранение информации о работе комплексов КА, отдельных КА и их бортовых систем;
обмен информацией с БКУ КА и выдачу управляющих воздействий на КА;
контроль, анализ и диагностику систем КА;
отображение, документирование и представление информации потребителям;
координацию работы отдельных КА и комплексов КА;
управление средствами связи;
обеспечение заключительных наземных испытаний КА;
обеспечение информации от системы единого времени (СЕВ).
Как видно, большинство функций НКУ и БКУ дублируют друг друга, что не случайно, так как большие затраты на космические полеты, участие в полетах экипажей требуют очень высокой надежности управления, обеспечение которой возможно только дублированием функций управления.
Контур управления полетом строится как автоматизированная (а не полностью автоматическая) система управления, так как управление в условиях неопределенности, в частности принятие решений, более эффективно, чем ЭВМ, выполняет персонал управления. Контур управления обеспечивает выполнение заданной программы полета в пределах ряда решений, зависящих от реального функционирования объекта управления.
В процессе разработки контура управления полетом проводят оценку эффективности управления - степени реализации требований, предъявляемых к управлению данным КА. В качестве критерия эффективности используют стоимость затрат на управление, а также надежность (задается вероятностью безотказного управления за заданный промежуток времени) и оперативность управления (среднее время реакции контура управления на изменение условий или режима полета).
Основные параметры контура управления полетом, существенно влияющие на структуру и распределение функций в контуре, оценивают на этапе предварительного проектирования, на котором выбирают основные принципы управления, строят структурную схему контура управления и определяют перечень средств, входящих в НКУ.
Большое значение придают обеспечению преемственности выбираемых средств НКУ, так как средства и сооружения НКУ имеют большую стоимость и предназначаются для длительной Эксплуатации, намного превышающей время полета отдельных КА. Поэтому обычно принимают компромиссное решение, учитывающее предъявляемые требования к разрабатываемому контуру управления и уже существующие средства НКУ; иногда проще передать БКУ ту часть функций, которая требует модернизации существующих средств НКУ.
На этапе эскизного проектирования определяют задачи всех служб и средств, входящих в контур управления полетом, определяют требования к каналам связи, разрабатывают план обмена информацией между звеньями контура и внутри НКУ, распределяют общую надежность управления между отдельными средствами и службами, определяют необходимое функциональное дублирование. Важнейшим требованием к общей конфигурации контура управления является сохранение полной работоспособности контура при одном отказе и обеспечение безопасности полета при втором отказе.
- Билет №2
- Билет №3
- Билет №5
- Билет №6
- 1.Оценка работы бортовых систем ка при управлении полётом.
- 2.Управление полетом при возникновении нештатных ситуаций.
- 1.Назначение, функциональная схема и принцип работы судн, задачи, решаемые при эксплуатации судн.
- 2)Экипаж орбитальной станции, как звено управления.
- 1.)Назначение, функциональная схема и принцип работы двигательных установок, задачи, решаемые при эксплуатации двигательных установок.
- 2.) Исполнительное планирование. Виды разрабатываемых документов.
- 1.Назначение, функциональная схема и принцип работы сэп, задачи, решаемые при эксплуатации сэп.
- 2.Задачи, решаемые нку.
- 2. Основные виды мкждународного сотрудничества при лётной эксплуатации.
- 1) Контур управления полетом
- 2) Наземный комплекс управления
- Центр управления полетом
- Вспомогательные службы нку
- 2) Главная оперативная группа управления (гогу): история создания и деятельности