Вспомогательные службы нку
К вспомогательным службам относят: службу радиационной безопасности, метеослужбу и службу Солнца.
Служба радиационной безопасности следит за радиационной обстановкой в районе полета КА, оценивает воздействие радиации на экипаж, приборы и конструкцию КА и выдает рекомендации по дальнейшему полету с учетом прогноза радиационной обстановки.
Метеослужба определяет метеообстановку в районе старта КА и по трассе полета, на участках проведения фотосъемки или других исследований Земли, а также выдает прогноз метеообстановки в районах посадки КА на ближайшие несколько суток.
Служба Солнца прогнозирует активность Солнца, от которой зависят условия прохождения радиоволн, радиационная обстановка на орбите и плотность атмосферы на высотах полета КА.
БИЛЕТ №15
Понятие о расчётных и нерасчётных нештатных ситуациях.
Ситуации, которые приводят к существенному изменению плана работ с объектом управления называют нештатными.
Нештатные ситуации разделяют на расчётныеинерасчётные.
К классу расчётных (рассмотренных) нештатных ситуаций относятся ситуации, анализ влияния которых на ход полета проведён и предусмотрена специальная программа действий по ликвидации или компенсации их последствий.
В основу расчетныхнештатных ситуаций положены расчетные отказы, рассмотренные при анализе работы систем КА до полета или возникавшие при наземных испытаниях систем и ранее проведенных полетах.
Нештатные ситуации, причиной которых является не рассмотренный заранее отказ, называют нерасчетными.
Нештатные ситуации, сложившиеся в результате появления неустранимых отказов и приводящие к нарушению требований безопасности экипажа или прекращению эксплуатации КА, называются аварийными.
При описании расчётнойнештатной ситуации используют форматы, включающие в себя следующие характеристики нештатной ситуации:
форма проявления;
возможные причины возникновения;
динамика развития;
время достижения критической фазы развития;
программа действий по ликвидации нештатной ситуации;
ресурсы, необходимые для выхода из нештатной ситуации;
рекомендации по корректировке программы полета после принятия мер по ликвидации нештатной ситуации на разных стадиях ее развития и в случае, если она не была ликвидирована.
Циклограмма действийпри возникновении аномальных ситуаций (АС)
Тобнар. – момент времени обнаружения АС, Тидент. – момент завершения идентификации АС,
Треш. – момент принятия решения и начала действий по останову развития АС, Топр.расп.вр. – момент завершения определения располагаемого времени, Тнач.сп.оп. – предельно поздний момент начала спасательной операции, Ткр.–расчетный или прогнозируемый момент наступления критической фазы АС,
tкр –продолжительность достижения критической фазы развития данной АС,tобнар. – время, затрачиваемое на обнаружение данной АС,tидент – длительность процедуры идентификации данной АС,
tреш. – длительность подготовки и принятия решения о ликвидации АС,tопр.расп.вр. – длительность определения располагаемого времени на останов АСtост.АС – время на останов развития и нормализацию данной АС,tсп.оп.гар– гарантированная длительность операции по спасению экипажа.
При возникновении нерасчетной нештатной ситуации во время полета КА, после того как путем сравнения ее с ситуациями, описанными в документации, установлено, что она является нерасчетной, экипаж КА и специалисты по управлению полетом обычно соблюдают определенный алгоритм действий, выработанный практикой проведения многих космических полетов. В сжатом виде этот алгоритм выглядит следующим образом.
1. По имеющейся информации оперативно оценивается влияние сложившейся ситуациина безопасность экипажа и на работоспособность и определяется резервное время до наступления критических событий.
2. Уточняются проявления возникшей ситуации, т. е. проводится дополнительный оперативный анализ телеметрической информации, а также сигнализации и параметров, индицируемых на бортовых пультах космонавтов с тем, чтобы наиболее полно представить картину воздействия возникшей ситуации на состояние КА.
3. Выдвигаются гипотезы о причинах, вызвавших нештатную ситуацию.
4. Проводится проверка гипотез. Проверка проводится как путем анализа логики работы бортовых систем, так и с помощью моделирования этих гипотез на специальных стендах или на натурных образцах систем и отдельных их блоков с целью воспроизвести сложившуюся ситуацию на моделирующих средствах.
5. Разрабатываются меры по устранению выявленной причинынештатной ситуации и по компенсации нежелательных последствий происшедшего отклонения состояния КА от нормы. Составляется план их реализации.
6. Выработанные меры реализуются выдачей управляющих воздействий на бортовые системы КА.
7. Оформляется описание даннойситуации, которая с этого момента попадает в разрядрасчетных.
- Билет №2
- Билет №3
- Билет №5
- Билет №6
- 1.Оценка работы бортовых систем ка при управлении полётом.
- 2.Управление полетом при возникновении нештатных ситуаций.
- 1.Назначение, функциональная схема и принцип работы судн, задачи, решаемые при эксплуатации судн.
- 2)Экипаж орбитальной станции, как звено управления.
- 1.)Назначение, функциональная схема и принцип работы двигательных установок, задачи, решаемые при эксплуатации двигательных установок.
- 2.) Исполнительное планирование. Виды разрабатываемых документов.
- 1.Назначение, функциональная схема и принцип работы сэп, задачи, решаемые при эксплуатации сэп.
- 2.Задачи, решаемые нку.
- 2. Основные виды мкждународного сотрудничества при лётной эксплуатации.
- 1) Контур управления полетом
- 2) Наземный комплекс управления
- Центр управления полетом
- Вспомогательные службы нку
- 2) Главная оперативная группа управления (гогу): история создания и деятельности