logo
Учебное пособие по астрономии, Полное

Прокладка высотных линий на планшете.

Планшет, специально предназначенный для этих целей, располагается на обратной стороне бланка Ш8Б. С планшета мы можем снять не обсервованные координаты, а их приращения. После чего по формулам находятся сами обсервованные координаты.

На планшете нанесена сетка из линий через 1см. По периметру дана оцифровка для азимута, проводимого из центра планшета, как в круговой, так и четвертной системах.

В левом нижнем углу приводится шкала для перевода ОТШ в разность долгот, в правом бланк для вычисления, .

  1. Выбирается масштаб построения, чаще всего 1см-1.

  2. Через центр планшета, принимаемый за счислимую точку, проводится азимут первого светила. В направлении азимута ставится одинарная стрелочка, около которой указывается наименование светила или его номер по МАЕ.

  3. Вдоль азимута откладывается перенос n1в направлении азимута, если перенос положителен, в противоположном – если отрицателен.

  4. Через полученную точку жирным цветом проводится высотная линия положения, обозначаемая с концов римской цифрой I.

  5. Для построения второй линии положения производятся действия 2-4. Направление азимута обозначается двойной стрелочкой, высотная линия римской цифрой II.

  6. Пересечение высотных линий положения даёт нам обсервованную точку.

  7. Снимаем с планшета и ОТШ. Направлениевверх соответствует наименованию кN, вниз кS. Направление ОТШ вправо соответствует наименованию кOst, влево кW. Знаки при расчётах берутся в соответствии с общими правилами.

  8. Переводим ОТШ в для чего:

  9. В левом нижнем углу планшета, на шкале находим значение нашей широты.

  10. Из центра шкалы, через найденную точку проводим линию широты.

  11. От центра шкалы в выбранном масштабе откладываем ОТШ.

  12. Из полученной точки проводим перпендикуляр.

  13. Измеряем расстояние от центра шкалы до точки пересечения перпендикуляра с линией широты. Полученное расстояние в заданном масштабе будет соответствовать .

  14. В правом нижнем углу планшета вычисляем , , а так же заносим дополнительные данные.

  15. Снимаем невязку.

  16. Производим оценку точности обсервованного места.