19. Географическая картина мира.Ландшафт как объект географии.Биосфера и ноосфера.
Географическая картина мира (ГКМ).Различают общенаучную картину мира, картины наук, близких по объекту исследования, и картины мира отдельных наук (физическая, астрономическая, биологическая и т.д.).Можно говорить и о географической картине мира, понятие о которой сформулировали У.И.Мересте и С.Я.Ныммик (1984).По их мнениюгеографическая картина мира (ГКМ) лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представление человека о природе и обществе, его отношении к ним.В историческом аспекте представления о ГКМ менялись неоднократно.
На первом этапе развития ГКМ совпадала с картиной земной поверхности (расширяющаяся Ойкумена древних) и была реализована в виде картографической модели земной поверхности с указанием всех размеров и путей, а также описанием всех мест.
В XIX в. сложилась новая модель ГКМ - компонентно-отраслевая и комплексно-региональная.Разрабатываются концепции о природном комплексе и его компонентах, о региональных социально-экономических системах и отраслях хозяйства, о географическом районе - природном, хозяйственном, демографическом.Новая ГКМ середины XX в. исходила уже из ограниченности земного мира, поэтому разрабатывается концепция управления территориальной организацией общества на основе системного подхода, а также положения о ресурсах территории, устойчивости и емкости геосистем. ГКМ лежит в основе знаний, отражающих «представление человека о природе и обществе».Уже в этом определении ее сущности заложены не только дуализм (двойственность), но и многоаспектность предмета изучения.Вот почему исторически сложились две частные картины - физико-географическая и социо-географическая.Долгое время они развивались в автономном режиме научного поиска и добились определенных успехов.Примером может служить физико-географическая картина мира, на базе которой сложился образ общего объекта - географической оболочки и ее составной части - природного территориального комплекса (ландшафта).
На протяжении 19 в. термин «ландшафт» в географии относился главным образом к внешнему облику территории или к рельефу (например, «эрозионный ландшафт», «холмистый ландшафт»).Первые научные определения ландшафта географического (Л. г.) принадлежат русским географам начала 20 в., в особенности Л. С. Бергу (1913), который видел в нём гармоническое сочетание природных компонентов (рельефа, климата, почв, растительного покрова), очерченное естественными границами, и рассматривал его как «географический индивид» и основной объект географического исследования. В зарубежной географической литературе термин «Л. г.» получил особенно широкое распространение в 20—30-х гг., причём употреблялся в разных значениях, преимущественно в отношении совокупности характерных внешних черт земной поверхности, включая различные проявления деятельности человека (обрабатываемые поля, селения, дороги и т.п.). Лишь отдельные, главным образом немецкие, географы (З. Пассарге, позднее К. Тролль) стремились определить ландшафт как некоторое природное единство.В современной советской географии Л. г. понимается как природная система.Разработка учения о ландшафте, главным образом в плане развития идей Л. С. Берга, привела к формулировке представления о Л. г. как основной ступени в системе географических комплексов и целостной территориальной единице со строго ограниченным объёмом и содержанием.Некоторые географы (А. Г. Исаченко и др.) отмечают в качестве существенного критерия Л. г. его однородность и неделимость как в зональном, так и в азональном аспектах.Каждый Л. г., в свою очередь, является составной частью более сложных таксономических единиц физико-географического районирования — зон физико-географических, стран, областей, провинций. Л. г. могут быть выделены не только на суше, но и в Мировом океане.
Л. г. характеризуется сложной структурой, которая определяется, с одной стороны, взаимодействием слагающих его компонентов (геологического фундамента, воздушных масс, растительного покрова и др.), а с другой — входящих в него морфологических единиц (природных территориальных комплексов низших рангов), образующих в пределах Л. г. сопряжённые ряды. Связи между компонентами и морфологическими частями ландшафтов выражаются в обмене веществом и энергией. Необратимые смены Л. г. происходят как под воздействием внешних факторов (изменения солнечной активности и общей циркуляции атмосферы, тектонические движения, наступания материковых льдов, мор. трансгрессии), так и в силу внутренних причин, т. е. саморазвития Л. г., обусловленного противоречивым взаимодействием его компонентов (например, зарастание водоёмов, прогрессирующее заболачивание или эрозионное расчленение, наступание леса на степь, сопровождаемое деградацией чернозёмов).
Л. г. суши чрезвычайно многообразны; в зависимости от степени сходства (по генезису, структуре, морфологии) они могут быть классифицированы, т. е. объединены в типы (например, арктические, лесостепные), классы (равнинные, горные), подклассы (низменные, предгорные, низкогорные и др.), виды (например, восточно-европейские среднетаёжные низменные озёрно-ледниковые глинистые равнины с чернично-зеленомошными ельниками, заболоченными сосняками и верховыми болотами).
Биосфера и ноосфера.Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд.лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы.Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу.Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов.В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».
Термин «биосфера» был введён в биологии Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX в., а в геологии предложен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году[1].
Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский.Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.
Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле. При том что существование жизни на других космических объектах, помимо Земли пока неизвестно, считается что биосфера может распространяться на них в более скрытых областях, например, в литосферных полостях или в подлёдных океанах.Так, например, рассматривается возможность существования жизни в океане спутника Юпитера Европы.
Ноосфера — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.
Понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).
Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом.Развитие ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.
По мнению Вернадского, основные предпосылки создания ноосферы следующие:
человечество стало единым,
преобразование средств связи и обмена,
открытие новых источников энергии,
подъем благосостояния трудящихся,
равенство всех людей,
исключение войн из жизни общества.
Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты.
- 1. Натурфилософская, позитивистская и диалектическая точки зрения на соотношение философии и естествознания.
- 2. Классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности и характерные для каждого типы научных концепций.
- Классическая рациональность
- Неклассическая рациональность
- Постнеклассическая рациональность
- 3. Роль механики Галилея и Ньютона в формировании классического типа рациональности. Принцип относительности Галилея, принцип гравитационного дальнодействия и принцип причинности.
- Динамические и вероятностные представления о причинности . Анализ онтологического статуса вероятности на примере принципа неопределенности в квантовой механике. Полемика Эйнштейна и Бора
- 5 Синергетика как междисциплинарный подход к процессам самоорганизации. Синергетическая парадигма в геологии
- Вопрос № 6. Представления о пространстве и времени в классической механике, сто и ото.
- 7 Субстанциальная и реляционная трактовки пространства и времени в истории науки и философии. Связь пространства и времени с типами материальных систем.
- 8. Роль мысленного эксперимента в становлении научной теории. Анализ одного из мысленных экспериментов а. Эйнштейна.
- 9 Метод математического моделирования и его роль в развитии современной науки
- 10 Современные космологические модели Вселенной
- 11. Модель инфляционной Вселенной и антропный принцип.
- 12 Онтологический статус математики как философская проблема. Программы обоснования математического знания.
- 13 Основные тенденции развития химии. Развитие химии является ярким примером в пользу материалистического понимания истории.
- Тенденции физикализации химии. Достоинства и недостатки «химии в пробирке».
- 15. Проблемы происхождения и сущности жизни и моделирования эволюционного процесса.
- Особенности познания живых систем. Воздействие биологии на формирование социокультурных норм и ценностей.
- 17. Медицина: наука или искусство? Философские проблемы медицины и биоэтики.
- 18. Ценностные и научные составляющие глобальной экологии.
- 19. Географическая картина мира.Ландшафт как объект географии.Биосфера и ноосфера.
- 20. Строение геологического знания, виды законов, действующих в геологии, соотношение теоретического и эмпирического уровня.
- Фиксистская, мобилистская и синергетическая парадигмы в теоретической геологии.
- 22. Социоцентристский и натуралистический подход к проблеме сознания.
- 23. Современные когнитивные науки о феномене сознания. Квантовая теория сознания р. Пенроуза.
- 24. Философские основания виртуалистики
- 25. Мир как текст. Информация против энтропии. Кибернетика и семиотика.