9 Метод математического моделирования и его роль в развитии современной науки
Выявление общего, существенного, присущего всем системам определенного рода производится наиболее общим приемом — математическим моделированием. При математическом моделировании систем наиболее ярко проявляется эффективность единства качественных и количественных методов исследования, характеризующая магистральный путь развития современного научного познания.
Всякая сложная система, модель которой мы создаем, при своем функционировании подчиняется определенным законам — физическим, химическим, биологическим и др. Рассматриваются такие системы, для которых знание законов предполагает известные количественные соотношения, связывающие те или иные характеристики моделируемой системы. Модель создается для ответа на множество вопросов о моделируемом объекте. Интересуясь некоторыми аспектами функционирующей системы, изучают ее с определенных точек зрения. Направления изучения системы в значительной степени и определяет выбор модели. Опишем процесс построения математической модели сложной системы. Его можно представить состоящим из следующих этапов:
Формулируются основные вопросы о поведении системы, ответы на которые мы хотим получить с помощью модели.
Из множества законов, управляющих поведением системы, учитываются те, влияние которых существенно при поиске ответов на поставленные вопросы.
В дополнение к этим законам, если необходимо, для системы в целом или отдельных ее частей формулируются определенные гипотезы о функционировании. Как правило, эти гипотезы правдоподобны в том смысле, что могут быть приведены некоторые теоретические доводы в пользу их принятия.
Гипотезы, так же как и законы, выражаются в форме определенных математических соотношений, которые объединяются в некоторое формальное описание модели.
На этом заканчивается процесс построения математической модели. Дальше следует процесс исследования этих соотношений с помощью аналитических и вычислительных методов, приводящий в конечном итоге к отысканию ответов на предъявляемые модели вопросы. Разрабатывается или используется созданный ранее алгоритм для анализа этой модели. Если модель и алгоритм не слишком сложны, то может оказаться возможным аналитическое исследование модели. В противном случае составляется программа, реализующая этот алгоритм на ЭВМ. После выполнения расчетов по модели на ЭВМ их результаты обязательно сравниваются с фактической информацией из соответствующей предметной области. Это сравнение необходимо для того, чтобы убедиться в адекватности модели, в том, что модельным расчетам можно верить, их можно использовать.
Если модель хороша, то ответы, найденные с ее помощью, как правило, бывают весьма близки к ответам на те же вопросы о моделируемой системе. Более того, в этом случае зачастую с помощью модели удается ответить и На некоторые ранее не ставившиеся вопросы, расширить круг представлений о реальной системе. Если же модель плоха, т. е. недостаточно адекватно описывает систему с точки зрения задаваемых ей вопросов, то она подлежит дальнейшему улучшению или замене. Возможны также ошибки в алгоритме, в программе для ЭВМ. Такие повторные просмотры продолжаются до тех пор, пока результаты расчетов не удовлетворят исследователя. Теперь модель готова к использованию. Критерием адекватности модели служит практика, которая и определяет, когда может закончиться процесс улучшения модели. Итак, ни ЭВМ, ни математическая модель, ни алгоритм для ее исследования порознь не могут решить достаточно сложную исходную задачу. Но вместе они представляют ту силу, которая позволяет познавать окружающий мир, управлять им в интересах человечества.
Достоинствами метода математического моделирования является то, что модель представляет собой формализованную запись тех или иных законов природы, управляющих функционированием системы. Однако определенные трудности возникают при попытке построения математической модели очень сложной системы.
Существуют различные модели, используемые для описания сложных систем, такие как дескриптивные (описательные), описывающие происходящие в системе процессы;
оптимизационные, управляющие процессом, т. е. принимающие те или иные решения;
многокритериальные, рассматривающие систему по многим критериям;
игровые, пригодные для исследования и рассматривающие конфликтные ситуации;
имитационные, максимально использующие имеющуюся информацию о поведении системы.
В качестве примера рассмотрим применение математического моделирования в экологии.
- 1. Натурфилософская, позитивистская и диалектическая точки зрения на соотношение философии и естествознания.
- 2. Классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности и характерные для каждого типы научных концепций.
- Классическая рациональность
- Неклассическая рациональность
- Постнеклассическая рациональность
- 3. Роль механики Галилея и Ньютона в формировании классического типа рациональности. Принцип относительности Галилея, принцип гравитационного дальнодействия и принцип причинности.
- Динамические и вероятностные представления о причинности . Анализ онтологического статуса вероятности на примере принципа неопределенности в квантовой механике. Полемика Эйнштейна и Бора
- 5 Синергетика как междисциплинарный подход к процессам самоорганизации. Синергетическая парадигма в геологии
- Вопрос № 6. Представления о пространстве и времени в классической механике, сто и ото.
- 7 Субстанциальная и реляционная трактовки пространства и времени в истории науки и философии. Связь пространства и времени с типами материальных систем.
- 8. Роль мысленного эксперимента в становлении научной теории. Анализ одного из мысленных экспериментов а. Эйнштейна.
- 9 Метод математического моделирования и его роль в развитии современной науки
- 10 Современные космологические модели Вселенной
- 11. Модель инфляционной Вселенной и антропный принцип.
- 12 Онтологический статус математики как философская проблема. Программы обоснования математического знания.
- 13 Основные тенденции развития химии. Развитие химии является ярким примером в пользу материалистического понимания истории.
- Тенденции физикализации химии. Достоинства и недостатки «химии в пробирке».
- 15. Проблемы происхождения и сущности жизни и моделирования эволюционного процесса.
- Особенности познания живых систем. Воздействие биологии на формирование социокультурных норм и ценностей.
- 17. Медицина: наука или искусство? Философские проблемы медицины и биоэтики.
- 18. Ценностные и научные составляющие глобальной экологии.
- 19. Географическая картина мира.Ландшафт как объект географии.Биосфера и ноосфера.
- 20. Строение геологического знания, виды законов, действующих в геологии, соотношение теоретического и эмпирического уровня.
- Фиксистская, мобилистская и синергетическая парадигмы в теоретической геологии.
- 22. Социоцентристский и натуралистический подход к проблеме сознания.
- 23. Современные когнитивные науки о феномене сознания. Квантовая теория сознания р. Пенроуза.
- 24. Философские основания виртуалистики
- 25. Мир как текст. Информация против энтропии. Кибернетика и семиотика.