Особенности познания живых систем. Воздействие биологии на формирование социокультурных норм и ценностей.
Вопрос затрагивает воздействие совр.биол.исследований на формирование новых объяснительных схем,деятельн. приоритетов;можно добавить из биоэтики (вопрос 17),вспомнить про изучение тела человека, генную инженерию и т.д.
Живая система в условиях Земли - это открытая система состоящая из органических в-в и их компонентов, основными из которых являются белки и нукл. к-ты, обладающая единым метоболизмом, который обеспечивает её саморегуляцию и самовоспроизведение.Изучением живых систем занимается биология.
Фил.проблемы биологии:эволюционная теория; нет единства; проблема жизни(что считать живым);антропо-социогенез;генетич.основы поведения человека;
Биология-ориентир.в изучении на собств.образы:1)как естеств.-историческая описательная дисциплина(уник-ть каждой популяции требует проникновения->отношение к делу как у культуролога);2)эволюцион.теория(внутр.проблемы расширились после соед. с генетикой);3)образ ХХв.(попытка охватить накопленные знания и подвести все под др.биохимический фундамент);4)пограничный(теория систем,теория информации-жизнь как нечто связанное с передачей информации).
Проблема происхождения жизни.
Концепции биогенеза:1) жизнь существовала всегда(стационарность состояния);2) жизнь когда-то зародилась:а) сама спонтанно, б)творение Бога.3) нестационарные модели-различаются локализацией: а) панспермия «споры» живых существ приносимые из других планет; б) Жизнь - результат биохимической эволюции(если сможем создать искусств. систему то докажем).
Прогрессивные криоционисты-точка зрения верующих. Буквуалистический криоционизм-6 дней. Теистический (революционный)-эволюция,кот.в руках Бога.
Телеономия-цель к которой стремится информационная система.
Клеточная теория, проблема поддержания гомеостаза, проблема биоэнергетического питания (поиски источников энергии) - все это прошивает 7 структурных уровнейжизни:1)молекулярный;2)клеточный;3)органный;4)популяционный;5)биогеоценотический;6)биосферный.
Необходимо определять, что считать живым.
Критерии живого: обмен веществ+гомеостаз;рост; возможность индивидуального развития;производить себе подобных; обладать подвижностью и раздражительностью;эволюционирует;обладает херальной чистотой (нарушает зеркальную симметрию - состоит из правых сахаров и левых белков).
Искусственно синтезированные состоят 50/50 правых и левых.
Опалин (1923 г) пытался показать как возникает белок. Стенли-Миллер – 1953 г. Экспериментальная камера для синтеза белков (до 15 кислот за неделю).
1982-83 г. открыты рибозины-->молекулы РНК, которые одновременно выполняли функции энзимов.
Белок сам по себе не передает инфо.РНК более первично.
- 1. Натурфилософская, позитивистская и диалектическая точки зрения на соотношение философии и естествознания.
- 2. Классический, неклассический и постнеклассический типы рациональности и характерные для каждого типы научных концепций.
- Классическая рациональность
- Неклассическая рациональность
- Постнеклассическая рациональность
- 3. Роль механики Галилея и Ньютона в формировании классического типа рациональности. Принцип относительности Галилея, принцип гравитационного дальнодействия и принцип причинности.
- Динамические и вероятностные представления о причинности . Анализ онтологического статуса вероятности на примере принципа неопределенности в квантовой механике. Полемика Эйнштейна и Бора
- 5 Синергетика как междисциплинарный подход к процессам самоорганизации. Синергетическая парадигма в геологии
- Вопрос № 6. Представления о пространстве и времени в классической механике, сто и ото.
- 7 Субстанциальная и реляционная трактовки пространства и времени в истории науки и философии. Связь пространства и времени с типами материальных систем.
- 8. Роль мысленного эксперимента в становлении научной теории. Анализ одного из мысленных экспериментов а. Эйнштейна.
- 9 Метод математического моделирования и его роль в развитии современной науки
- 10 Современные космологические модели Вселенной
- 11. Модель инфляционной Вселенной и антропный принцип.
- 12 Онтологический статус математики как философская проблема. Программы обоснования математического знания.
- 13 Основные тенденции развития химии. Развитие химии является ярким примером в пользу материалистического понимания истории.
- Тенденции физикализации химии. Достоинства и недостатки «химии в пробирке».
- 15. Проблемы происхождения и сущности жизни и моделирования эволюционного процесса.
- Особенности познания живых систем. Воздействие биологии на формирование социокультурных норм и ценностей.
- 17. Медицина: наука или искусство? Философские проблемы медицины и биоэтики.
- 18. Ценностные и научные составляющие глобальной экологии.
- 19. Географическая картина мира.Ландшафт как объект географии.Биосфера и ноосфера.
- 20. Строение геологического знания, виды законов, действующих в геологии, соотношение теоретического и эмпирического уровня.
- Фиксистская, мобилистская и синергетическая парадигмы в теоретической геологии.
- 22. Социоцентристский и натуралистический подход к проблеме сознания.
- 23. Современные когнитивные науки о феномене сознания. Квантовая теория сознания р. Пенроуза.
- 24. Философские основания виртуалистики
- 25. Мир как текст. Информация против энтропии. Кибернетика и семиотика.