logo
12 франки и бургунды

Подвластные люди и рабы

Люди, родившиеся несвободными, или утратившие свободу (как например пленники и преступники, отданные в рабство), не могли иметь земельной собственности, не участвовали ни в суде, ни в народном собрании. Они делились на рабов и подвластных (крепостных) людей. Рабы у германцев, как у римлян, составляли полную собственность господина, не имели никаких личных прав; господин был властен продать и убить раба; подвластные или крепостные люди жили подобно римским колонам на земле своего господина и возделывали ее, отдавая ему часть полученного продукта или отправляя вместо того барщину; другие подвластные люди, называвшиеся литами, жили при дворе господина и служили ему; эти слуги были разных разрядов: чернорабочие, домашняя прислуга, ремесленники и должностные люди, управлявшие делами господина (ministeriales). Подвластные люди всех разрядов были ограждены от деспотизма господина законом, устанавливавшим виры за обиды им от господина. Лица свободного сословия не могли вступать в брак с лицами несвободного сословия. На войне крепостные поселяне и литы составляли легкую пехоту и вероятно получали жалованье.

ОТПУЩЕННИКИ

Крепостные люди и рабы могли быть отпускаемы на волю: но только те, которые были торжественно освобождаемы королем, получали полные права свободных людей; без этого торжественного обряда отпущенник получал только личную свободу, но не приобретал прав свободно рожденного человека, не был полноправным гражданином. Отпущенники церкви приобретали права свободных людей римского происхождения, а эти люди находились вообще в зависимости от какого-нибудь лица или учреждения, имевшего над ними право патроната.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА

Первоначальным основанием государственного устройства в королевстве франков было сочетание прежнего племенного быта германцев с дружинно-военным устройством и с римскими государственными учреждениями; но мало-по-малу ленное право развилось так, что сделалось основой всего государственного быта.

Король

Главою государства был король; под влиянием римских понятий и учреждений власть его стала гораздо болыпе той, какую прежде имели короли в Германии; эта перемена была так велика, что новая королевская власть сделалась совершенно не похожа на старинную. Мы знаем, что в древние времена сан короля был у германцев наследственным в королевском роде, но переход королевского сана с прежнего государя на другого происходил не иначе, как по одобрению народа. Эти короли, имевшие ограниченную власть, сделались неограниченными государями, подобными римским императорам; но с тем вместе прежний законный порядок наследования заменился беспорядочным захватом власти, как было в римской империи. Римские обычаи и христианские понятия, усвоенные франками, дали королевекому сану вместе с новым могуществом и новый блеск. Королевский двор стал центром общественной жизни, государь священным лицом. Переселение народов разорвало родовые связи; кажется, что вместе с ними исчезло и участие народа в передаче королевской власти у германцев, поселившихся в римских областях. Король первоначально был только главою племени, быть может даже только одного из отделов племени, теперь, покорив романское население, он стал неограниченным повелителем государства, управлял всеми мирными и военными делами по своей воле, и если власть его была сколько-нибудь ограничена, то разве обычаем советоваться с вельможами и епископами. Таким образом королевская власть имела двоякий характер: по отношению к своим романским подданным он был преемник императоров и назывался августом; франки видели в нем военачальника, а ленники своего ленного господина. Он поднялся так высоко над другими свободными франками, что в законе нет виры за убийство короля; вред, нанесенный ему, не мог быть выкуплен никавой вирой, наказывался смертью и отнятием имущества. К прежнему отличию франкских королей, исключительному праву носить длинные волосы, прибавилась теперь диадема или корона; прежде знаком власти короля было копье в его руке, теперь прибавились к этому и другие символы царской власти.

Вайц говорит: король - глава народа; он ведет войну и заключает мир; он представитель своего народа по отпошению к другим государствам. Он заключает договоры, посылает послов. Все племена его государства обязаны верностью ему; его покровительство соединяет всех их и служит основанием государственного единства и порядка. За нарушение общественного спокойствия виновный платит ему штраф. Он может давать иммунитет (освобождение от налогов и повинностей), то есть, отказываться от принадлежащих ему доходов. Он назначает светских и духовных правителей и может отнимать у них данные им должности. Через них он приводит в исполнение свою волю по всем частям государства и по всем делам; он созывает судебные собрания и он сам судья; но и без суда он подвергает наказаниям, располагая по произволу имуществом и жизнью своих подданных. Он имеет обширные земельные владения, дающими ему большой доход; но часть этих владений он передал служащим ему. Они тесно связаны с ним этим пожалованием. Другие служащие связаны с ним еще теснее, составляя его свиту. Они живут при его дворе, и всякая служба при дворе дает почет; двор - центр государства; все высшие правительственные должности — придворные должности.