logo search
12 франки и бургунды

Раздел земли между германскими завоевателями

Законы варваров, записанные людьми, не имевшими ни юридического, ни литературного образования были составлены приблизительно около того времени, как развитие римской юриспруденции было завершено изданием кодекса Юстиниана. Те законы варваров, которые были записаны в государстве франков, дают нам драгоценные сведения о тогдашнем устройстве его, о нравах разных сословий и о характере общественной жизни в нем. Из сборника бургундских законов, отличающегося точными постановлениями относительно земельной собственности, мы видим, как устроился с течением времени раздел земли между туземцами и германцами. Бургундец, назначаемый „гостем" к римлянину, получал от него две трети возделанной земли, третью долю рабов, половину дома, двора, сада, и половину леса и пастбища; лес и пастбище не находились в общинном владении (альменде). Германцы, поселившиеся после первых завоевателей, и отпущенники получили менее значительную долю. Вестготы тоже взяли себе две трети возделанной земли. Франки действовали гораздо произвольней, безжалостней и, вероятно, не предоставляли туземцам никаких определенных прав; кажется, что они совершенно необузданно расселились по провинциям, что каждый из этих разбойников, завоевавших страну, брал себе столько земли, сволько позволяли его силы, и алчность его не хотела признавать никаких границ. Когда австразийцы принуждали своего короля Теодориха принять участие в походе его братьев на Бургундию, он сказал: «Идите со мной в Овернь: там вы можете приобрести множество золота, серебра, рабов и дорогих одежд». Буйные франки его пошли в Овернь, которая была тогда богата, стали грабить, насиловать и резать, мучили захваченных в плен туземцев, вынуждая их давать как можно больше за пощаду жизни, врывались даже в церкви, куда прятались от них жители со своим имуществом. Григорий Турский рассказывает, что австразийский воин держал в рабстве знатного юношу, вынуждая родных заплатить за его освобождение десять фунтов золота; верный невольник помог этому юноше уйти из плена и привел его к деду, епископу лангрскому; по этому примеру мы можем судить, как произвольно поступали франки с туземцами. Когда германец брал себе землю, то без сомнения переходили под его власть и прикрепленные к земле поселяне (колоны) прежнего землевладельца; теперь они должны были работать на германца, и оброк с них брал он.