logo search
12 франки и бургунды

Свободные люди и несвободные

Вместе с обычным правом германцы перенесли в новую свою страну и другие учреждения своей родины. Мы встречаем в их новых государствах те же территориальные деления и те же сословия, какия видели в Германии. Низшею степенью территориального деления была община, обыкновенно называвшаяся словом Heim; несколько общин составляли марку, несколько марок сотню, называвшуюся по-латини центеною, несколько сотен образовали округ, gau; центром округа был город. Кажется, что население соседних территориальных единиц соединядось для лучшего ограждения своей безопасности в союзы и что эти союзы имели выборных правителей. Основанием для германских делений территории, вероятно, были соответствовавшие им по своей величине деления страны в кельтское и римское время. Как прежде в Германии, так теперь в государстве меровингов, люди делились на свободных и несвободных, и каждое из этих двух главных сословий подразделялось на разные классы. Но прежних резких границ между классами теперь не было, существовали разные переходные ступении между ними. Человек мог повышаться по этим ступеням и если не на каждой из них приобретал новые личные права, то все-таки его общественное положение изменялось. Человек мог и понижаться в своем общественном положении. Только свободные люди владели землею, только они участвовали в суде и в народном собрании. Они были обязаны ходить на войну, взамен того были освобождены от всяких податей и только давали добровольный ежегодный подарок королю. Свободный человек был неограниченным господином в своем имении; он судил живущих на его земле крепостных людей по обычному праву или по произволу своей господской власти; королевские сановники или судьи не могли вмешиваться в этот его суд. В сословии свободных людей возникли роды более влиятельные, чем остальная масса; из них с течением времени составилось особое привилегированное сословие благородных (principes, meliores natu); оно было ближе остальной массы к военачальнику народа или королю. Прежде господствовало мнение, что это военное дворянство, которое у римских писателей часто называется сословием антиматов, образовалось из дружин, игравших главную роль в деле завоевания римских областей германцами. Теперь объясняют происхождение бенефиций и вассальства другим образом. Но каковы бы ни были новые причины, содействовавшие развитию военного дворянства, оно по своей сущности имеет тесное родство с прежними германскими дружинами. Естественно было, что военачальник награждал своих верных сподвижников раздачею им захваченной добычи и завоеванных земель. Так делалось у германцев издавна. Теперь, когда военачальник со своею дружиною завоевал область и стал королем в ней, то, конечно, его отношения к дружине изменились. Он должен был желать, чтобы те из его сподвижников, которые были особенно важны по своей знатности или своим заслугам, сохраняли особенное усердие к нему. Обстоятельства давали ему средства на это. Покорение Галлии доставило франкским королям обширные имения; вся собственность римского фиска, все имения императоров, все государственные земли достались в руки военачальника. Он мог располагать ими как хотел, потому имел возможность дать тем из своих сподвижников, которых желал крепко связать с собою, особые участки из своей земельной собственности; эти люди подобно другим воинам получили участки земли в наследственную (аллодиальную) собственность; от короля они получали в пожизненное пользование другие участки на таких выгодных условиях, что это пожалование было милостью или «благодеянием» (beneficium). Таким образом образовалась бенефициальная или ленная система отношений, ставшая основанием средневекового государственного устройства. Земля, получаемая от короля, называлась бенефицием или леном, давший ее был ленным господином получившего, а получивший назывался ленником или вассалом его. Бенефиций считался вознаграждением или жалованьем за услуги на войне или по придворным и административным делам; когда ленник умирал или если он не исполнял своих обязанностей, король мог взять бенефиций обратно себе; потому во время междоусобий при Меровингах включалось иногда в мирные договоры условие, что бенефиции, данные предшественниками договаривающихся государей, не будут отняты последними у пользующихся этими землями. Ленники за полученные ими бенефиции обязывались быть неизменно верными королю и ходить на все его войны; они образовывали главную часть сословия королевских «людей» leudes; важнейшие из них были начальниками королевских людей, антрустионами, сановниками наиболее близкими королю. Точно так же богатые свободные люди отдавали друим менее богатым свободным людям участки своей земельной собственности и даже участки полученных ими от королей ленов. Таким образом ленник имел в зависимости у себя других ленников. Нередко бывало и то, что свободные мелкие землевладельцы поступали в службу и под власть господина, чтобы пользоваться его покровительством («опекой», mundium). Ленные отношения, основанные на взаимной верности, не уменьшали личных прав ленника и не изменяли его положения в его округе. Зависимость от короля не унижала, а возвышала ленника. Она давала почет, влияние; королевские вассалы становились людьми более важными, чем люди, не имевшие ленов, и мало-по-малу из них составилась аристократия, захватившая в свои руки государственную власть и отнявшая политическое значение у массы остальных свободных людей. Возрастающее могущество этой поземельной аристократии разрушило прежнюю организацию народа и подавило права, принадлежавшие собраниям всех свободных людей целого округа или всего государства. Мы увидим, что церковь, земельная собственность которой постоянно возрастала, тоже раздавала свои земли в бенефиции (или, как это называлось в «прекарии», участки данные по просьбе). Таковы были зародыши, из которых развился феодализм.