logo search
12 франки и бургунды

Григорий турский 540-594

Григоригг Турский родился к Клермоне между 539 и 543 годами; он происходил из знатного галльского рода; в 573 году он сделался еппикопом турским; умер 17 ноября 594. Он с грустью видел, что при погибели наук не находится человека, который записывал бы современные события, потому решился рассказать сам «о борьбе королей с неприятельскими народами, мучеников с язычниками, церкви с еретиками», и написал сочинения «О славе мучеников», «О чудесах святого Мартина», «О жизни отцов» и «Десять книг истории франков». Эта «История франков» называемая иногда «Церковной историей франков» — главный источник наших сведений о событиях того времени. Григорий Турский смотрит на все с церковной точки зрения; его история франков — ряд бессвязных рассказов; в ней не всегда соблюден хотя бы простой хронологический порядок; но она труд очень важный. Сделав краткий очерк всеобщей истории от сотворения мира, Григорий Турский переходит к истории франков; письменных материалов для неё у него было очень мало; главные его иоточник — устные рассказы и личные сведения. Он сам был участником многих из тех событий, о которых рассказывает, и его «История» представляет верную картину его времени. Он простодушно пересказывает злодейства, не выражая негодования на них; по своей наивности, он не утаивает ничего, потому его рассказ заслуживает полного доверия, особенно в последних книгах, в которых он излагает историю своего времени. Он пишет просто, безыскусно; местами у него заметен недостаток основательного образования. Изложение у него живое, наглядное; часто он вставляет в рассказ библейские выражения. Действующие лица нередко ведут у него разговоры; это увеличивает живость изложения. Простота рассказа придает большую привлекательность его истории, похожей на мемуары, в которых перемешаны важные исторические события с мелкими случаями частной жизни. Об отделке формы он не заботился; делая прибавки к прежнему рассказу, он оставляет его без соответственных перемен.

Основная мысль Григория Турского — показывать во всех фактах действие божественного Промысла. «Он видит перст божий во всякол счастливом и во всяком несчастном событии; счастье по его воззрению - награда за богоугодную жизнь, несчастье — наказание за грехи; много раз он прямо говорит это. Таким образом цель исторического труда — дидактическая; он пишет для того, чтоб ободрить благочестивых людей, укрепить их в благочестии, устрашить злых. Он безусловно держится того понятия, что земные действия — наказание за отпадение от Бога, за презрение к его заповедям» (Лёбель).