logo search
otvety__skurskiy

Вспомогательные службы нку

К вспомогательным службам относят: службу радиационной безопасности, метеослужбу и службу Солнца.

Служба радиационной безопасности следит за радиационной обстановкой в районе полета КА, оценивает воздействие радиации на экипаж, приборы и конструкцию КА и выдает рекомендации по дальнейшему полету с учетом прогноза радиационной обстановки.

Метеослужба определяет метеообстановку в районе старта КА и по трассе полета, на участках проведения фотосъемки или других исследований Земли, а также выдает прогноз метеообстановки в районах посадки КА на ближайшие несколько суток.

Служба Солнца прогнозирует активность Солнца, от которой зависят условия прохождения радиоволн, радиационная обстановка на орбите и плотность атмосферы на высотах полета КА.

БИЛЕТ №15

  1. Понятие о расчётных и нерасчётных нештатных ситуациях.

  2. Ситуации, которые приводят к существенному изменению плана работ с объектом управления называют нештатными.

  3. Нештатные ситуации разделяют на расчётныеинерасчётные.

  4. К классу расчётных (рассмотренных) нештатных ситуаций относятся ситуации, анализ влияния которых на ход полета проведён и предусмотрена специальная программа дей­ствий по ликвидации или компенсации их последствий.

  5. В основу расчетныхнештатных ситуаций положе­ны расчетные отказы, рассмотренные при анализе работы систем КА до полета или возникавшие при наземных испытаниях сис­тем и ранее проведенных по­летах.

  6. Нештатные ситуации, причиной которых является не рассмотренный заранее отказ, называют нерасчетными.

  7. Нештатные ситуации, сложившиеся в результате появления неустранимых отказов и приводящие к нарушению требований безопасности экипажа или прекращению эксплуатации КА, назы­ваются аварийными.

При описании расчётнойнештатной ситуации используют форматы, включающие в себя следую­щие характеристики нештатной ситуации:

Тобнар. – момент времени обнаружения АС, Тидент. – момент завершения идентификации АС,

Треш. – момент принятия решения и начала действий по останову развития АС, Топр.расп.вр. – момент завершения определения располагаемого времени, Тнач.сп.оп. – предельно поздний момент начала спасательной операции, Ткр.–расчетный или прогнозируемый момент наступления критической фазы АС,

tкрпродолжительность достижения критической фазы развития данной АС,tобнар. время, затрачиваемое на обнаружение данной АС,tидентдлительность процедуры идентификации данной АС,

tреш. длительность подготовки и принятия решения о ликвидации АС,tопр.расп.вр.длительность определения располагаемого времени на останов АСtост.АС время на останов развития и нормализацию данной АС,tсп.оп.гар– гарантированная длительность операции по спасению экипажа.

При возникновении нерасчетной нештатной ситуации во время полета КА, после того как путем сравнения ее с ситуациями, описанными в документации, установлено, что она является нерасчетной, экипаж КА и специалисты по управлению полетом обычно соблюдают определенный алгоритм действий, выработанный практикой проведения многих космических полетов. В сжатом виде этот алгоритм выглядит следующим образом.

1. По имеющейся информации оперативно оценивается влияние сложившейся ситуациина безопасность экипажа и на работоспособность и определяется резервное время до наступления критических событий.

2. Уточняются проявления возникшей ситуации, т. е. проводится дополнительный оперативный анализ телеметрической информации, а также сигнализации и параметров, индицируемых на бортовых пультах космонавтов с тем, чтобы наиболее полно представить картину воздействия возникшей ситуации на состояние КА.

3. Выдвигаются гипотезы о причинах, вызвавших нештатную ситуацию.

4. Проводится проверка гипотез. Проверка проводится как путем анализа логики работы бортовых систем, так и с помощью моделирования этих гипотез на специальных стендах или на натурных образцах систем и отдельных их блоков с целью воспроизвести сложившуюся ситуацию на моделирующих средствах.

5. Разрабатываются меры по устранению выявленной причинынештатной ситуации и по компенсации нежелательных последст­вий происшедшего отклонения состояния КА от нормы. Составляется план их реализации.

6. Выработанные меры реализуются выдачей управляющих воздействий на бортовые системы КА.

7. Оформляется описание даннойситуации, которая с этого момента попадает в разрядрасчетных.