logo
Один современный миф

1) «Мир по-британски» (лат.): порядок, установленный в странах Афри­ки в результате британской колонизации.

(Дальнейшие дополнительные вопросы)

Идея о возможной параллели с парапсихологическими процессами чрезвычайно интересна. Судя по всему, вы имеете в виду видения, не так ли?

Вы пишете, что в эпохи, подобные нашей, люди обра­щают свои взоры за помощью к небу. Имеете ли вы при этом в виду какие-либо критические периоды в прошлом, порождавшие сопоставимые явления? Существуют ли свидетельства о других коллективных видениях или гал­люцинациях со сходным содержанием?

Как вы объясняете тот факт, что тарелки, за немно­гими исключениями, наблюдались до сих пор только над Северной Америкой? Указывает ли это, по-вашему, на их чисто психическую природу как явлений, так сказать, специфически американских, или наоборот, на то, что они существуют объективно?

Едва ли возможно ответить на ваш вопрос об аналогии между тарелками и парапсихологическими явлениями, по­скольку не существует достаточных оснований для сравне­ния. Для того, чтобы всерьез говорить о наличии подобной аналогии, нужно прежде всего показать, что «видения» на­ходятся в причинно-следственной связи с психическими состояниями; другими словами, нужно показать, что под влиянием некоторых эмоциональных условий значитель­ные группы населения могут испытывать ту же психиче­скую диссоциацию и ту же экстериоризацию психической энергии, что и отдельно взятый медиум. На сегодняшний день мы знаем только то, что коллективные видения дей­ствительно существуют. Но вопрос о коллективных психи­ческих феноменах наподобие левитаций, световых явле­ний, материализаций и т. п. все еще остается спорным. В настоящее время любая ссылка на парапсихологический аспект свидетельствует только о той безграничной расте­рянности, в которой мы ныне пребываем.

И все же я не могу удержаться от замечания, что кол­лективная психологическая проблема, поставленная эпи­демией тарелок, представляет собой компенсаторную ан­титезу нашей научной картине мира. В США господство этой картины кажется еще более очевидным, чем у нас. Как вы знаете, картина, о которой идет речь, во многом состоит из статистических или «усредненных» истин. Она исключает любые редкие пограничные случаи, вызываю­щие со стороны ученых реакцию отторжения постольку, поскольку они не способны их понять. В результате возни­кает картина мира, состоящего целиком из нормальных случаев. Подобно «нормальному» человеку они, в сущно­сти, представляют собой фикцию, а как раз в психологии фикции могут привести к катастрофическим ошибкам. Я не допущу большого преувеличения, если скажу, что дей­ствительность состоит главным образом из исключений, которые сводятся к норме в результате чисто интеллекту­альных операций; яркая и многоцветная картина реально­го мира заменяется унылым и поверхностным рационализ­мом, способным для утоления эмоционального и духовного голода предложить одни только камни вместо хлеба1. Ло­гическим итогом оказывается ненасытная жажда сверхъ­естественного. Если мы добавим к этому великий упадок человеческого разума, ежедневно демонстрируемый в газетных сообщениях и принявший особенно угрожающий характер из-за неисчислимых опасностей водородной бом­бы, перед нашим взором предстанет картина всеобщего ду­ховного бедствия, сравнимого с ситуацией в начале нашей эры, хаосом, последовавшим непосредственно за 1000 г. н. э. или смутами начала XV века2. Неудивительно, что в старых хрониках мы находим сообщения о всевозможных знаках и удивительных явлениях в небе или об ожидании чудесного вмешательства с неба в случае, если человече­ские усилия не увенчаются успехом. Наши видения таре­лок — mutatis mutandis3 — обнаруживаются во многих со­общениях, восходящих к античности — хотя в те времена, судя по всему, подобные видения не были настолько час­тыми. Но, с другой стороны, тогда еще не было тех воз­можностей глобального разрушения, которые ныне оказа­лись в руках наших так называемых политиков. Маккар­тизм и оказанное им влияние свидетельствуют о глубоких