26. Развитие представлений об окружающем мире в Средние века
В Средние века в развитии науки выделяют три периода. Раннее Средневековье (VI—IX вв,) - темное время, упадок образования- Средний период (X—ХII вв.) — постепенно пробуждается интерес к наукам, переводят труды античных классиков, появление университетов (Парижский, Болонский. Оксфордский, Кембриджский). Зрелое Средневековье (XIII— XIV вв.) — высокий уровень образованности, расцвет науки и искусства, подготовка эпохи, получившей название Возрождение.
В Средневековье утверждается мировоззренческая позиция: все, что наблюдаем, — иллюзия, видимость. Вселенная и все, что мы видим, лишь символическое выражение божественного, находящегося за пределами мира замысла. Каждое явление во всем своем многообразии определений — воплощение некого общего замысла. Задача познания — постижение потустороннего значения каждой из деталей мироздания, ее роли в божественном замысле. Каждая вещь — символ. Ни одно явление не открывает само себя, а только указывает на иной, высший смысл.
Поэтому цель естествознания в средневековой традиции — не описание явления природы, а его символическое истолкование. Разрабатывается телеологическая модель объяснения, которая полностью заменяет поиск естественных действующих причин, что было характерно доя античной натурфилософии. Понимание человека в средневековой теологии отличается от античного; человек — не органичная часть космоса, он поставлен Богом вне природы. Согласно замыслу, человек выше космоса и должен быть его господином, но из-за грехопадения положение человека зависит от Божьей милости.
В Средневековье формируется новое отношение к человеческому труду. Появилось стремление облегчить труд человека с помощью природных сил. К числу изобретений средневековой техники можно отнести; введение трехпольной системы земледелия, использование тяжёлого плуга, усовершенствование оружия. Главным местом технического развития в XIII в. стали монастыри, которые были своего рода фабриками по производству полезных продуктов, а также лабораториями, где обучались и экспериментировали. Возникает особое отношение к опыту, который дает проверенное знание.
Таким образом, за тысячу лет Средневековья тотальное влияние церкви на духовную и социальную жизнь изменило отношение человека к природе и к самому себе, создав мировоззренческие предпосылки нового стиля познания природы. Возникает целый ряд понятий и принципов, выступающих фундаментальными основаниями в науке Нового времени: понятие пустоты, бесконечного пространства, бесконечного движения (прямолинейного), требование устранить из объяснения природы целевую причину, ограничиться только действующей. К концу эпохи Средневековья, в эпоху Возрождения пробуждается интерес к изучению Вселенной.
38.
А кадемик А. И. Опарин и другие ученые считают, что первые живые существа на Земле представляли собой микроскопически малые комочки живого вещества или плазмы еще без дифференциации функций отдельных частей клетки. Они возникли из неживой материи в результате длительного и сложного процесса развития. Первые организмы не были ни растениями, ни животными. Тела они имели мягкие, непрочные, быстро разрушавшиеся после смерти. Поэтому ни следов, ни остатков древних организмов сохраниться до наших дней не могло.
Проходили миллионы лет. Строение первых одноклеточных существ все более усложнялось, совершенствовалось, организмы приспосабливались к постоянно изменяющимся условиям существования, что обусловило их многообразие, разграничение функций клеток и их частей. Например, возникли примитивные мельчайшие организмы — бактерии, теперь широко распространенные на Земле.
В процессе развития у некоторых древних одноклеточных организмов выработалась способность поглощать световую энергию, за счет которой они разлагали углекислоту и использовали освобождающийся углерод для построения своего тела. Так возникли простейшие растения — сине-зеленые водоросли, остатки которых обнаружены в древнейших осадочных отложениях.
- Предмет, объекты и методы наук о Земле. И 14: состав биогеофизической системы
- С именами Коперника, Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона связаны выдающиеся открытия эпохи Возрождения.
- Состав Земной коры
- Структура Вселенной.
- Возраст Земли и этапы её развития. И 37: криптозой, фанерозой.
- В чем сущность небулярной теории Канта — Лапласа?
- Сейсмическая модель земли – рисунок.
- Галактики, их формы и строение. Положение солнечной системы.
- История формирования атмосферы (а), гидросферы (н). Точка Пастера.
- Структура солнечной системы.
- Строение и состав атмосферы. И 13: Озоновый экран
- С 20000 к труктура Солнца, солнечный ветер, солнечная постоянная. Магнитные бури.
- 15 И 40. Земная кора, её структура, эволюция.
- 16. История развития представлений об окружающем мире в античной натурфилософии. И 23: Учение Аристотеля.
- 17. Луна — естественный спутник Земли
- 18. Как связаны общая теория относительности и модель расширяющейся Вселенной?Какие наблюдения подтвердили модель Большого взрыва?
- 20. Теории возникновения солнечной системы (в том числе 25:Альвена и Аррениуса).
- Движения Земли
- 24. Календари
- 26. Развитие представлений об окружающем мире в Средние века
- 44. Погода
- 46. Вулканизм
- Роль в современном естествознании.