logo
Науки о земле

16. История развития представлений об окружающем мире в античной натурфилософии. И 23: Учение Аристотеля.

В античном мире, начиная с VII—VI вв. до н. э. мифологии противостоит философия, которая в объяснении мира и природных явлений опирается на разум н умозрение (натурфилософия). Отвергая мифы и пророчества, она характеризуется поиском первоэлемента, обеспечивающего единство и многообразие наблюдаемого мира. Натурфилософия как первая система естествознания имеет большую историю, которая, начавшись в Древней Греции, завершается в XVII в. вместе с созданием И. Ньютоном классической механики. В центре внимания древнегреческих философов — строение и гармония космоса, органичной частью которого выступают не только наблюдаемые явления, но и скрытые сущности. Поэтому поиск первоэлемента у древних греков имеет две традиции: стихийно-материалистическую и идеалистическую. Стихийно-материалистическая традиция восходит к мифологии, где утверждаются четыре основные стихии: вода, земля, огонь н воздух. Зарождается идея выделить одну стихию в качестве основания всего существующего и обосновать его необходимость. Впервые эту идею выразил Фалес из Милета (625—547 гг. до н.э.) считавший первоэлементом воду, поскольку невозможно найти абсолютно сухое тело. До наших дней дошли только названия его произведений: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология».Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр был автором первого философского сочинения в прозе «О природе», которое положило начало многим одноименным трудам греческих философов.Анаксимандр расширил представление о первоэлементе до понятия «архэ». Он выдвинул идею абстрактного умозрительного основания космоса, полагая в качестве первоэлемента апейрон (беспредельное, неопределённое). Это начало, безразличное ко всем стихиям, но нечто им всем общее, благодаря чему возможно взаимное превращение воды, земли, воздуха и огня.

Анаксимандру принадлежит идея естественного возникновения гармонии космоса из некоторой неопределённой массы, находящейся в постоянном круговом вращении, а также идея о бесконечности космоса во времени. Испытывая вращательное движение, апейрон выделяет противоположности— влажное и сухое, холодное и тёплое. Парные комбинации этих свойств образуют землю, воду, воздух, огонь. В центре собираетсясамоетяжёлое — Земля, окружённая водной, воздушной и огненной сферами. Под действием небесного огня часть воды испаряется, и Земля выступает из Мирового океана, так возникает суша.Ученик Анаксимандра Анакснмен в своём сочинении «О природе» первоэлементом считал воздух. Беспредельный воздух — начало мира, а также тела и души. Все возникает из воздуха через его разряжение и сгущение. Разряжение воздуха связано с нагреванием, а сгущение с охлаждением. В натурфилософской картине Анаксимена Земля неподвижна, а светила движутся воздушными вихрями. Солнце — это земля, которая раскалилась от своего быстрого движения. Плоские Земля и небесные светила парят в воздухе подобно листьям. В картине мироздания Анаксимен поместил звезды далее Луны и Солнца, состояние погоды связал с активностью Солнца, что соответствует современным представлениям.

В V—IV вв. до н. э. складываются две противоположные мировоззренческие концепции: элементарнзм и атомистика.

Элементаризм — это учение о строении космоса, выдвинутое Эмпедоклом. Наблюдаемый мир — производное от четырёх основных первородных элементов: земли, воды, огня, воздуха. Разнообразие вещей объясняется различным сочетанием элементов, а изменения в физическом мире — их перемещением.

Эмпедокл вводит в натурфилософию идею сохранения материи, утверждая: «Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть уничтожиться». Мир представляет собой то полное единство (гармонию), то бессвязное множество, и это чередование повторяется бесконечно. Ему принадлежит догадка о причине солнечных затмений (Луна находится между Солнцем и Землёй), а также о материальной природе и конечной скорости света. Он полагал, что свет вытекает из светящегося тела, пребывает сначала в промежуточном пространстве между небесной твердью и землёй, затем приходит к нам. Это движение остаётся незамеченным вследствие своей скорости.

Эмпедокла можно считать античным эволюционистом, поскольку он считал, что развитие живого мира и человека прошло несколько этапов, в результате сохранились только жизнеспособные виды. Вначале путём самозарождения появились растения, затем животные, возникшие естественным путём из земли. Именно жизнеспособностью Эмпедокл объяснял целесообразное устройство организмов.

Согласно Платону первоэлементами космоса выступают эйдосы — бестелесные и неизменные прообразы вещей, они образуют особый, истинный мир, противостоящий миру материи, в котором из-за постоянного движения, изменения, рождения и гибели нет ничего определённого. Платон высказывает идею о взаимопревращениях природных элементов, предполагая, что сложные элементы меняют свою внутреннюю структуру, распадаясь на более простые. Эта идея до сих пор составляет фундаментальный принцип естествознания.

Аристотель в своей натурфилософии соединил все основные идеи Античности, создав систему понятий, которые стали фундаментальными в развитии научной мысли. Он впервые попытался определить понятие движения, ввёл такие понятия как материя, сущность, энергия, взаимодействие, целесообразность, создал систематическую науку о природе физику и науку о рассуждении и методе познания — аналитику. Аристотель впервые назвал физиками всех философов, занимающихся вопросами строения космоса и поиском природных первоэлементов.

Учение Аристотеля о формах движения легло в основание первой физической картины мира, которая не подвергалась изменению вплоть до XVI в. Согласно аристотелевской физике, в центре космоса находится Земля, поскольку именно к центру Земли направлены все естественные формы движения. Совершенные формы движения присущи небесным телам, первопричина их движения — Бог, который понимается как перводвигатель. Совершенное движение происходит по кругу. Несовершенные движения имеют некруговой путь. С именем Аристотеля связана идея непрерывности материи. Он отрицал пустоту, полагая, что пространство (аналог пустоты) непрерывно по протяжённости, а время — по последовательности. Аристотелю принадлежит и первая методика научного исследования природы, в которой он выделил три важнейших этапа: 1) отнесение исследуемого предмета (явления) к некоторому общему роду (классификация); 2) выяснение его строения, формы и источника движения, а также целей (анализ); 3) формулирование понятия идеального объекта — эталона определенного рода вещей (идеализация).

Аристотель представлял космос как мир, конечный в пространстве и состоящий из кристально прозрачных сфер, несущих звезды и планеты. Движение этих сфер наблюдается с Земли как движение планет и звёзд. Неподвижная Земля имеет форму шара и занимает центральное положение. Область между орбитой Луны и Землёй характеризуется беспорядочным движением, подвержена постоянным изменениям и превращениям, Формы движения тел в этой области несовершенны, конечны, а сами тела состоят из четырёх элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля занимает центральное место во Вселенной как самое тяжёлое тело. Над ней располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Область между орбитой Луны и крайней сферой — область равномерных движений. С крайней сферой соприкасается «перводвигатель Вселенной».

В своей натурфилософии и космологии Аристотель не признает ни начала, ни конца мира, считая, что ни время, ни движение не могли иметь начала, так же как никогда не будут иметь конца.