logo
Авиакосмические системы США

Установка брсд «Тор» на пусковое устройство

БРСД «Тор» проектировалась по схеме несущих баков с максимальным диаметром 2,44 м. Корпус ракеты выполнен из высокопрочного алюминиевого сплава. Секции топливного отсека с передним расположением суживающегося кверху бака горючего собираются из панелей с силовым набором вафельного типа, полученного путем штамповки с последующим химическим фрезерованием. Силовая установка МВ-3 фирмы «Rockfetdyne» включает в себя маршевый двигатель XLR-79-NA-9 тягой 68 т и два верньерных ЖРД тягой по 0,453 т. Как и на МБР «Атлас»> все эти двигатели, использующие турбонасосную систему подачи топлива, закреплены в карданных подвесах для управления ракетой на активном участке продолжительностью 156 с. После отделения головной части, которое производится по команде инерциальной системы наведения, увод ракеты обеспечивают небольшие тормозные РДТТ, установленные на межбаковом отсеке. Как и другие боевые системы, цакета «Тор» часто использовалась в исследовательских целях. Для отработки головных частей МБР «Атлас» в 1957 г. была создана двухступенчатая ракета «Тор-Эйбл» высотой 23 м. На первой ступени данной модели, представлявшей собой ракету «Тор» с обозначением DM-1812, монтировалась модернизированная вторая ступень «Эйбл» с ракеты «Авангард» диаметром 0,81 м и длиной 5,5 м. Последний ракетный блок массой 1,8—2,1 комплектовался различными модификациями ЖРД фирмы «Aerojet»: AJ10-101 или AJ10-41, работавшими на ингибированной азотной кислоте и НДМГ. В 1958 г. было осуществлено три суборбитальных запуска этой ракеты, первый из которых окончился неудачей, а остальные были признаны частично успешными. При втором старте удалось провести биологический эксперимент по изучению воздействия условий высотного полета на мышь, находившейся в специальном контейнере. Согласно телеметрической информации, при запуске подопытное животное испытало кратковременные перегрузки в 60g, а также состояние невесомости в течение 45 мин. Активные поиски приводнившегося в Атлантическом океане носового отсека с экспериментальным оборудованием окончились безрезультатно. Несмотря на невысокую надежность, ракета «Тор-Эйбл» была выбрана в качестве средства выведения первых лунных зондов. Успешные запуски советских аппаратов вынуждали ускорять работы по проектам, обещавшим большой общественный резонанс. Для запуска трех аппаратов массой 10—40 кг, с которых началась серия исследовательских станций «Пионер», ракета с обозначением «Тор-Эйбл-1» была оснащена дополнительной твердотопливной ступенью «Альтаир» с двигателем Х-248 тягой 1,36 т (сборка этого блока со второй ступенью практически без изменений позднее была применена на ракетах «Ат-лас-Эйбл» и «Дельта»). Кроме того, в составе самих КА предусматривался еще один РДТТ тягой 1 т для перехода на окололунную орбиту. Ни в одном из трех полетов, осуществленных во второй половине 1958 г., ракета «Тор-Эйбл-1» со стартовой массой 50,7 т и высотой 27 м не смогла обеспечить решение поставленных задач (вкл. 56) Наименее неудачным из них считается второй, когда аппарату «Пионер-1» была сообщена скорость 10,54 км/с, и он перешел на высокоэллиптическую орбиту с-апогеем 115,4 тыс. км. (Запуск станции «Пионер-1», состоявшийся 11 октября 1958 г., стал первым космическим стартом для NASA. Учрежденному за десять дней до этой даты агентству были передань, все лунные программы военного ведомства.) В последующих проектах по изучению дальнего космоса ракета «Тор-Эйбл» использовалась лишь однажды — весной 1960 г. ее модифицированный вариант «Тор-Эйбл-4» доставил на гелиоцентрическую орбиту аппарат «Пионер-5» массой 43 кг. Также с помощью РН «Тор-Эйбл» были осуществлены запуски трех околоземных спутников различного назначения.

<<<Назад Страница 105 Далее>>>

<<<Назад Страница 106 Далее>>>

Ракеты семейства «Тор» (Часть 2) К 1960 г. для ракет «Тор» был подготовлен новый более мощный разгонный блок «Эйбл-Стар», который стал первой американской ступенью, совершившей повторный запуск двигательной установки в космическом пространстве. В комплектации с этим блоком ракета «Тор-Эйбл-Стар» со стартовой массой 54,4 т обеспечивала выведение на орбиту высотой 480 км спутники массой 360 кг. Ступень «Эйбл-Стар» длиной 5,3 м и диаметром 1,4 м оснащалась двигателем AJ10-104 фирмы «Aerojet». Этот ЖРД, работавший на красной дымящей азотной кислоте и НДМГ, комплектовался наборным соплом из алюминиевых трубок для регенеративного охлаждения, а также неохлаждаемым титановым насадком, доводившим степень расширения сопла до 40:1, что вдвое превышало параметр базового изделия. При давлении в камере сгорания 70,4 кг/см2 двигатель имел тягу 3,6 т и удельный импульс в вакууме до 276с. Для упрощения конструкции была применена вытеснительная подача топлива. Рабочий компонент системы (гелий) хранился в трех баках, размещенных в хвостовом отсеке. В ходе запуска первый активный участок блока «Эйбл-Стар» длился 250 с, а второй после 20-минутного перерыва — около 50 с. Пространственная стабилизация ступени на пассивном участке полета поддерживалась реактивными соплами, работавшими на газообразном азоте (часть из них использовалась для осадки топлива перед вторым включением двигателя). Повторный запуск маршевого ЖРД существенно повысил точность формирования рабочих орбит выводимых грузов. Поэтому большинство выполненных в 1960—1965 гг. полетов ракеты «Тор-Эйбл-Стар» было связано с выведением навигационных спутников «Транзит».