logo
Авиакосмические системы США

Мбр "Атлас-f" на боевой позиции

В рамках программы «Атлас» компания «General Dynamics» разработала еще две модификации МБР моделей Е и F, первые запуски которых состоялись в 1960 и 1961 гг. соответственно. Обе эти ракеты практически идентичные по конструкции, даже допускавшие взаимозаменяемость отдельных элементов, отличались от предшествующей модели новой силовой установкой МА-3 с более мощными стартовыми ЖРД тягой по 74,8 т, инерци-альной системой наведения фирмы «Bosch-Arma», а также компоновкой приборных отсеков. Кроме того, имелись различия в способах хранения всех трех типов МБР. Если ракеты «Атлас-D» размещались на боевых позициях в горизонтальном положении в железобетонных ангарах со сдвигавшейся крышей, а модели Е в схожих, но несколько заглубленных или присыпанных хранилищах, то для ракеты «Атлас-F» предусматривалось шахтное базирование, хотя их запуски производились с поверхности земли после подъема на специальном лифте. Исходя из способа хранения модели D, Е и F имели также соответствующую индексацию PSM-65, CSM-65 и HSM-65. Высокие энергетические характеристики МБР «Атлас» предопределили их широкое использование для запусков космических аппаратов; при этом ракеты получили типовое обозначение LV-3 (Launch Vehicle — ракета-носитель). Наиболее активно в этих целях применялась модель D. В 1958 г. сразу же после образования NASA специалисты агентства предложили проект создания на базе МБР «Атлас» трехступенчатой ракеты для запусков лунных зондов серии «Пиоцер» массой 170—176 кг. В качестве верхних ступеней на новой РН устанавливался жидкостный блок «Эйбл» и небольшой твердотопливный двигатель Х-248, иногда называвшийся под собственным именем «Альтаир». Ступень «Эйбл» массой 1,82 т была заимствована с ракеты «Авангард» и комплектовалась двигателем AJ10—101А тягой 3,4 т. Этот ЖРД, поставляемый фирмой «Aerojet», работал на НДМГ и белой дымящей азотной кислоте. Ступень оснащалась несколькими двигателями малой тяги, которые в конце активного участка для стабилизации сборки верхнего разгонного блока и полезного груза производили ее закрутку. Двигатель Х-248 массой 226 кг и тягой 1,36 т был разработан фирмой «Hercules Powder» в Аллеганской баллистической лаборатории ABL (Allegeny Ballistics Laboratory), принадлежащей ВМС. Общая масса РН, названной «Атлас-Эйбл», составила 118 т при высоте 30 м. В отличие от успешного полета ракеты «Атлас-Seore» программа «Атлас-Эйбл» оказалась крайне неудачной: одна ракета взорвалась при стендовых испытаниях, а остальные три были утрачены в результате аварийных пусков, проводившихся в 1959—1960 гг. Также с аварии начались в 1960 г. и испытательные запуски аппаратов «Меркурий», предназначавшихся для пилотируемых полетов в космосе. Тем не менее 20 февраля 1962 г. при шестом полете по программе, обозначенном МА-6 (Mercury-Atlas), на околоземную орбиту был доставлен первый американский корабль с человеком на борту — аппарат массой около 1,4 т пилотировал подполковник Джон Гленн (1921 г.р.). В последующие пятнадцать месяцев были осуществлены запуски еще трех кораблей «Меркурий». В феврале 1960 г. был произведен (и опять неудачно) первый старт ракеты «Атлас» со ступенью «Аджена». В такой конфигураций с постоянно проводившимися доработками как первой, так и второй ступеней РН эксплуатировалась до 1978 г. Запуски ракет «Ат-лас-Аджена» большей частью по военным программам производились как с Западного, так и с Восточного полигонов.