Мбр "Атлас-f" на боевой позиции
В рамках программы «Атлас» компания «General Dynamics» разработала еще две модификации МБР моделей Е и F, первые запуски которых состоялись в 1960 и 1961 гг. соответственно. Обе эти ракеты практически идентичные по конструкции, даже допускавшие взаимозаменяемость отдельных элементов, отличались от предшествующей модели новой силовой установкой МА-3 с более мощными стартовыми ЖРД тягой по 74,8 т, инерци-альной системой наведения фирмы «Bosch-Arma», а также компоновкой приборных отсеков. Кроме того, имелись различия в способах хранения всех трех типов МБР. Если ракеты «Атлас-D» размещались на боевых позициях в горизонтальном положении в железобетонных ангарах со сдвигавшейся крышей, а модели Е в схожих, но несколько заглубленных или присыпанных хранилищах, то для ракеты «Атлас-F» предусматривалось шахтное базирование, хотя их запуски производились с поверхности земли после подъема на специальном лифте. Исходя из способа хранения модели D, Е и F имели также соответствующую индексацию PSM-65, CSM-65 и HSM-65. Высокие энергетические характеристики МБР «Атлас» предопределили их широкое использование для запусков космических аппаратов; при этом ракеты получили типовое обозначение LV-3 (Launch Vehicle — ракета-носитель). Наиболее активно в этих целях применялась модель D. В 1958 г. сразу же после образования NASA специалисты агентства предложили проект создания на базе МБР «Атлас» трехступенчатой ракеты для запусков лунных зондов серии «Пиоцер» массой 170—176 кг. В качестве верхних ступеней на новой РН устанавливался жидкостный блок «Эйбл» и небольшой твердотопливный двигатель Х-248, иногда называвшийся под собственным именем «Альтаир». Ступень «Эйбл» массой 1,82 т была заимствована с ракеты «Авангард» и комплектовалась двигателем AJ10—101А тягой 3,4 т. Этот ЖРД, поставляемый фирмой «Aerojet», работал на НДМГ и белой дымящей азотной кислоте. Ступень оснащалась несколькими двигателями малой тяги, которые в конце активного участка для стабилизации сборки верхнего разгонного блока и полезного груза производили ее закрутку. Двигатель Х-248 массой 226 кг и тягой 1,36 т был разработан фирмой «Hercules Powder» в Аллеганской баллистической лаборатории ABL (Allegeny Ballistics Laboratory), принадлежащей ВМС. Общая масса РН, названной «Атлас-Эйбл», составила 118 т при высоте 30 м. В отличие от успешного полета ракеты «Атлас-Seore» программа «Атлас-Эйбл» оказалась крайне неудачной: одна ракета взорвалась при стендовых испытаниях, а остальные три были утрачены в результате аварийных пусков, проводившихся в 1959—1960 гг. Также с аварии начались в 1960 г. и испытательные запуски аппаратов «Меркурий», предназначавшихся для пилотируемых полетов в космосе. Тем не менее 20 февраля 1962 г. при шестом полете по программе, обозначенном МА-6 (Mercury-Atlas), на околоземную орбиту был доставлен первый американский корабль с человеком на борту — аппарат массой около 1,4 т пилотировал подполковник Джон Гленн (1921 г.р.). В последующие пятнадцать месяцев были осуществлены запуски еще трех кораблей «Меркурий». В феврале 1960 г. был произведен (и опять неудачно) первый старт ракеты «Атлас» со ступенью «Аджена». В такой конфигураций с постоянно проводившимися доработками как первой, так и второй ступеней РН эксплуатировалась до 1978 г. Запуски ракет «Ат-лас-Аджена» большей частью по военным программам производились как с Западного, так и с Восточного полигонов.
- Авиационно-космические системы сша
- Запуск пилотируемого аппарата ракетой "Дельа-4h"
- Ракета «Атлас-5» серии 500 на пусковой платформе
- Проекты сверхзвукового (внизу) и гиперзвукового бомбардировщиков фирмы Northrop Grumman.
- Транспортная система sov с аппаратом smv
- Испытания пятикамерного двигателя pde
- Расчетный вариант гиперзвуковой ракеты с спврд, создаваемым по программе HyTech
- Конкурсные предложения по программе arrmd: ракета с двухрежимным пврд (слева) и ракета с спврд, создаваемым по программе HyTech
- Запуск ракеты HyFly с корабля
- Ракета-носитель Sprite
- Транспортная система Rascal
- Разгонный блок sotv с гелиотермическим двигателем
- Аппарат ltd с лазерной двигательной установкой
- Крылатая ракета а-4b
- Один из вариантов второй ступени ударной системы Bomi
- Аппарат Dyna Soar (отдельно показан щиток, закрывавший переднее остекление кабины при входе в атмосферу)
- Предполетная подготовка аппарата hl-10
- Аппарат х-24а
- Спуск аппарата X-38
- Мткс фирмы North American Rockwell (январь 1971 г.)
- Мткс с орбитальной ступенью, использующей сбрасываемые баки горючего (фирма Grumman, весна 1971 г.)
- Мткс «Спейс Шаттл» (окончательный вариант)
- Испытания двигателя ssme
- Воздушно-космический самолет nasp
- Аппарат dc-X
- Аппарат х-37 в полете
- Мткс с дозвуковым самолетом-носителем (проект фирм Northrop Grumman и Orbital Sciences)
- Межпланетный корабль cev для лунной экспедиции. Для транспортировки аппарата со служебным модулем фирма Boeing предлагает использовать две криогенные ступени с ракеты «Дельта-4»
- Ракеты-носители для лунной экспедиции, проектируемые на элементной базе мткс «Спейс Шаттл»
- Межпланетный корабль с двигателем vasimr
- Межпланетный аппарат с ярд фирмы Boeing (в центральной части баки с водородом)
- Электромагнитная разгонная тележка с моделью летательного аппарата
- Двигатель ступени «Аджена»
- Мбр "Атлас-f" на боевой позиции
- Старт ракеты «Атлас» с пилотируемым кораблем «Меркурий»
- Двигательная установка ма-5а
- Справочные данные. Двигательная установка ма-5а (rs-56)
- Старт ракеты «Атлас-3»
- Ступень «Транстейдж»
- Ракета «Титан-зс»
- Ракета «Титан-зв»
- Справочные данные. Двигательные установки ракет «Титан-3» и «Титан-4»
- Ракета «Титан-3»
- Компоновка ракеты «Титан-4в» с разгонным блоком ius
- Ракета-носитель "Тор-Бернер"
- Установка брсд «Тор» на пусковое устройство
- Ракета «Тор-Эйбл-Стар»
- Вывод спутника с блоком pam-d из отсека полезного груза корабля
- Ракета «Дельта-3»
- Ракетно-космический комплекс "Морской старт"
- Карта базы ввс Ванденберг